РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С «ЭКОЛЯТАМИ – МОЛОДЫМИ ЗАЩИТНИКАМИ ПРИРОДЫ»
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С «ЭКОЛЯТАМИ – МОЛОДЫМИ ЗАЩИТНИКАМИ ПРИРОДЫ»
Природа – это не только среда обитания, но и родная сторона, красота и богатство нашей Земли, но сегодня она находится в опасности. Мы живем в современном мире, и к сожалению экология страдает. И уже не важно, в городах ли, или на водоемах, или в лесу, проблемы экологии возникает повсеместно.
Наша природа нуждается в помощи! Моря и реки загрязнены, леса безжалостно вырубают, страдают животные, птицы.
Поэтому, необходимо посеять в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Цель экологического образования сегодня — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
И начальным звеном этой системы является дошкольное образование. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.
Освоение детьми основ экологической культуры и экологического сознания во многом зависит от педагога: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет развивающая предметно-пространственная среда. Над её обновлением и преобразованием, в соответствии с ФГОС ДО тщательно потрудились педагоги ДОУ. Таким образом, в настоящее время, созданная эколого – развивающая среда способствует эффективной реализации данного направления в деятельности ДОУ.
В экологических уголках представлены комнатные растения, пособия, дидактические игры экологического содержания, книги и энциклопедии о природе, мини - лаборатории, с необходимым набором пособий для экспериментирования.
Созданная в ДОУ экологическая тропинка, с разнообразным растительным компонентом, является доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей.
В дошкольном образовательном учреждении проводятся занятия с использованием образов сказочных героев «эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру осуществляется в детском саду постоянно. Формы работы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность. Работа началась с изготовление стенда «Эколята – молодые защитники природы» и главных героев «эколят». Целью создания стенда и его героев было формирование у детей основ экологического сознания, развитие потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности. На стенде постоянно появлялись для детей разнообразные задания, модели, стихи и загадки. По мере накопления определенных знаний, появлялись и продукты детского творчества: рисунки, поделки, зарисовки опытов и экспериментов. Привлечь внимание и поддержать интерес воспитанников к природоохранной деятельности, подружиться с природой, понять и полюбить её помогают детям весёлые сказочные герои “эколята” – друзья и защитники природы: Шалун, Умница, Тихоня и Ёлочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё, у них много друзей, приятелей и просто знакомых, конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.
«Веселые сказочные герои» помогли сделать экологическую, в том числе и поисково - исследовательскую работу более интересной и привлекательной для современного ребенка. Предлагаемые эколятами игры и забавы были понятны и занимательны, а сказки увлекательны и познавательны.
Ребята, так подружились с эколятами, что стали приглашать их на тематические занятия и экологические уроки, на выставки поделок из природного материала и овощей. Эколята стали участниками совместных экологических акций «Берегите маленьких жителей планеты», «Покормите, птиц», «Познаем природу с эколятами». Вместе с эколятами, ребята наблюдают за разнообразными природными явлениями и сезонными изменениями.
Как правило, к проблемной ситуации для наблюдения или исследования какого-либо объекта детей подводил Шалун. Дети активно делились с героем имеющимися знаниями, учились высказывать своё мнение. В беседу ненавязчиво включалась Умница, обобщая ответы детей и сообщая новые сведения, расширяя тем самым общий кругозор воспитанников. Эмоциональную составляющую экологической культуры старался воспитывать Тихоня. Он сопровождал мероприятия, направленные на формирование у детей богатого внутреннего мира и ценностного отношения к растениям и животным. Этот герой особенно полюбился нашим детям, потому что именно он помогал сочетать эмоциональное отношение к природе и знания о ней.
Наиболее эффективной формой явилась проектная деятельность, которая включала создание экологических знаков, продуктивную изобразительную деятельность, чтение, инсценировки и драматизацию литературных произведений, фоторепортажи о природоохранной, поисково-исследовательской и трудовой деятельности.
Воспитатели в совместной с детьми деятельности реализовали следующие проекты: «Играем с водой», «Для чего нужны лекарственные растения», «Поможем птицам», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Маленькие жители большой планеты» и другие.
К этой интересной работе привлекались и родители воспитанников. По мере реализации разнообразных проектов, появлялись совместно изготовленные книжки - малышки, природоохранные знаки, папы и мамы организовывали путешествия выходного дня и разнообразные экскурсии в природу.
Организуя работу по этому направлению, мы стремились способствовать не механическому запоминанию услышанного и увиденного, а реальному анализу происходящего. Тем самым, подводя сознание детей к пониманию необходимости сохранения животного и растительного мира через дружбу с Эколятами, как частью природы.
Проделанная работа позволяет сделать выводы:
-дети с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы;
- стремятся к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада,
- Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
- Ребята с удовольствием разворачивают сюжетно-ролевые и режиссерские игры, типа «Мы - ученые», «Исследователи», «Спасатели природы», «Юные химики», увлекая в игру «веселых человечков – эколят»;
-добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Закончить хочется словами Н. Луконина:
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Давайте будем беречь нашу природу!
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010
- Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении (Теоретические основы методики). – Монография. – М., 2005.-310с.
- Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -100с.
- Николаева С.Н. Юный эколог.- Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.- с.89, 91.
- Саморукова П.Г. Мир природы и ребёнок.- СПб: АКЦИДЕНТ, 1998.- с.3
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. - 432с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.К.. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. -128с., илл.
- Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/авт. – сост. Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. -135с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект в средней группе "Эколята молодые защитники природы"
Экологический проект в средней группе «Эколята – молодые защитники природы» Продолжительность проекта: долгосрочныйСроки реализации проекта: с июня по сентябрь 2018г.Тип пр...
Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – молодые защитники природы»
Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде....
Доклад "Развитие у старших дошкольников экологического сознания через взаимодействие с "Эколятами - молодыми защитниками природы""
Опыт работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников...
Презентация выступления на XVII областной экологической научно-практической конференции "Развитие у старших дошкольников экологического сознания через взаимодействие с "Эколятами - молодыми защитниками природы"
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...
Экологический проект .Олимпиада для дошкольников "Эколята, молодые защитники природы"
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Продуктивная деятельность в старшей-подготовительной группе в рамках Всероссийского урока «Эколята-молодые защитники природы»
Наша планета-это наш дом. А дома должно быть чисто и уютно. Для этого люди должны соблюдать чистоту и порядок на улице. Помогать природе, сажать деревья, убирать за собой мусор. Это должны делат...