Доклад "Развитие у старших дошкольников экологического сознания через взаимодействие с "Эколятами - молодыми защитниками природы""
статья

Утина Наталья Павловна

Опыт работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utina_statya_po_ekologii.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С «ЭКОЛЯТАМИ – МОЛОДЫМИ ЗАЩИТНИКАМИ ПРИРОДЫ»

Утина Наталья Павловна,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №35» г. Саров,

Нижегородская область

На протяжении десятилетия наше дошкольное учреждение глубоко занималось экологическим воспитанием и образованием детей, и было в приоритете. Однако в последнее время оно ушло как бы на задний план, поставив во главу угла внедрение нового документа Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании.

И снова задуматься над вопросом экологии заставило нас правительство России, объявив 2017 год – годом экологии, основная задача которого была - пролить свет на проблемы загрязнения окружающей среды и сохранения природы в целом. 

Поэтому, цель экологического образования сегодня — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования. И начальным звеном этой системы является дошкольное образование. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.

Именно, экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы прибываем сейчас.

Освоение детьми основ экологической культуры  и экологического сознания во многом зависит от педагога: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому. [5]  

Коллектив ДОУ поставил перед собой цель – «возродить» экологическое воспитание дошкольников, научить ребят с первых лет жизни понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели были выдвинуты задачи:

  • развивать у дошкольников познавательный интерес к миру природы;
  • направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы, на воспитание экологического сознания, нравственного отношения к окружающему миру;
  • формировать у детей экологические знания, культуру и осознанное отношение к природе.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет развивающая предметно-пространственная среда. Над её обновлением  и преобразованием, в соответствии с ФГОС ДО тщательно потрудились педагоги ДОУ.  Таким образом, в настоящее время, созданная современная эколого – развивающая среда способствует эффективной реализации данного направления в деятельности ДОУ.

В экологических уголках представлены разнообразные комнатные растения, пособия, дидактические игры экологического содержания, книги и энциклопедии о природе, мини - лаборатории, с необходимым набором пособий  для экспериментирования.

Созданная в ДОУ экологическая тропинка, с разнообразным растительным компонентом,  является доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей.

Главным стимулом «возрождения» экологического образования для педагогов нашего ДОУ стало участие в конкурсе «Эколята – молодые защитники природы». 

Работа началась с изготовление главных героев «эколят» и стенда «Сохраним природу!». Целью создания стенда и его героев было формирование у детей основ экологического сознания, развитие потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности. На стенде постоянно появлялись для детей разнообразные задания,  модели, стихи и загадки. По мере накопления определенных знаний, появлялись и продукты детского творчества: рисунки, зарисовки опытов и экспериментов, продукты речевого творчества.

Привлечь внимание и поддержать интерес воспитанников к природоохранной деятельности помогали друзья детей – эколята: Шалун, Умница, Тихоня  и Ёлочка. Как правило, к проблемной ситуации для наблюдения или исследования какого-либо объекта детей подводил Шалун. Дети активно делились с героем имеющимися знаниями, учились высказывать своё мнение. В беседу ненавязчиво включалась Умница, обобщая ответы детей и сообщая новые сведения, расширяя тем самым общий кругозор воспитанников. Эмоциональную составляющую экологической культуры старался воспитывать Тихоня. Он сопровождал мероприятия, направленные на формирование у детей богатого внутреннего мира и ценностного отношения к растениям и животным. Этот герой особенно полюбился нашим детям, потому что именно он помогал сочетать эмоциональное отношение к природе и знания о ней.

«Веселые человечки» помогли сделать экологическую, в том числе и поисково - исследовательскую работу более интересной и привлекательной для современного ребенка. Предлагаемые эколятами игры и забавы были понятны и занимательны, а сказки увлекательны и познавательны.

Друзья-эколята, организуя образовательный процесс, постоянно присутствовали в группе. В то время как подружка Ёлочка лишь иногда приходила в гости из леса для того, чтобы передать привет от лесных жителей. А ребята делились с ней полученными знаниями и впечатлениями и дарили подарки (продукты изобразительной деятельности) ей и её друзьям.

Ребята, так подружились с эколятами, что стали приглашать их на тематические занятия и экологические уроки, на выставки поделок из природного материала и овощей, эколята стали участниками совместных экологических акций «Берегите маленьких жителей планеты», «Покормите, птиц».  Вместе с эколятами, ребята наблюдают за разнообразными природными явлениями и сезонными изменениями.

Наиболее эффективной формой явилась проектная деятельность, которая включала создание экологических знаков,  продуктивную изобразительную деятельность, чтение, инсценировки и драматизацию литературных произведений, фоторепортажи о природоохранной, поисково-исследовательской  и трудовой деятельности.

Воспитатели в совместной с детьми деятельности реализовали следующие проекты: «Играем с водой», «Для чего нужны лекарственные растения», «Поможем птицам», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Маленькие жители большой планеты» и другие.

К этой интересной работе привлекались и родители воспитанников.  По мере реализации разнообразных проектов, появлялись совместно изготовленные книжки - малышки, природоохранные знаки, папы и мамы организовывали путешествия выходного дня и разнообразные экскурсии в природу.

Организуя работу по этому направлению, мы  стремились способствовать не механическому запоминанию услышанного и увиденного, а реальному анализу происходящего. Тем самым, подводя сознание детей к пониманию необходимости сохранения животного и растительного мира через дружбу с Эколятами, как частью природы.

Проделанная работа позволяет сделать выводы:

-дети с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы;

- Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.

- Ребята с удовольствием разворачивают сюжетно-ролевые и режиссерские игры, типа «Мы - ученые», «Исследователи», «Спасатели природы», «Юные химики»,  увлекая в игру «веселых человечков – эколят»;

- стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада,

- добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Закончить хочется словами Н. Луконина:

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010
  2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении (Теоретические основы методики). – Монография. – М., 2005.-310с.
  3. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -100с.
  4. Николаева С.Н. Юный эколог.- Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2004.- с.89, 91.
  5. Саморукова П.Г. Мир природы и ребёнок.- СПб: АКЦИДЕНТ, 1998.- с.3
  6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. - 432с.
  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.К.. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. -128с., илл.
  8. Проектная деятельность  в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/авт. – сост. Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. -135с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ о проведении муниципального мероприятия Всероссийского экологического детского фестиваля «Праздник Эколят – Молодых защитников Природы»

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.Природа – не только среда обитания, но и родная сторо...

Сценарий экологического праздника " Посвящение в Эколята"- молодых защитников природы. Средняя группа.

Цель: формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.Задачи: развитие познавательного интереса к миру природы. Формирование навыков бережного отношения к окружающей природе и ок...

Сценарий экологического праздника " Посвящение в Эколята"- молодых защитников природы.

Сценарий экологического праздника " Посвящение в Эколята"-молодых защитников природы....

Сценарий экологического праздника " Посвящение в Эколята"-молодых защитников природы.

Цель: формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.Задачи: развитие познавательного интереса к миру природы. Формирование навыков бережного отношения к окружающей пр...