Заветы доброй старины или приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Доклад на МО.
материал (старшая, подготовительная группа)
Здравствуйте, люди добрые, разудалые молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас вспомнить сегодня заветную старину наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня они собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. С того заветного времени по сей день живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести. Все это называется устным народным творчеством. А чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор.
https://disk.yandex.ru/i/8t9OUIdXYXCuNA презентация к докладу на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zavety_dobroy_stariny_ili.docx | 748.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Корниловский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»
Заветы доброй старины
или приобщение детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры.
Выполнила воспитатель
Готовцова Е. А.
2022
Слайд 1. Здравствуйте, люди добрые, разудалые молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас вспомнить сегодня заветную старину наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня они собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. С того заветного времени по сей день живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести. Все это называется устным народным творчеством. А чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор.
Слайд 2.Приобщение детей к истокам родной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа. Чтобы возродить традиции, нужно начать воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. И начинать нужно с самого раннего возраста с дошкольников.
Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, поэтому становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, её истории, приобщение к культурному наследию, должно встать на первое место в дошкольном образовании.
Слайд 3. Цель - способствовать духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, истории русского народа.
Слайд 4. Задачи:
- Обогащать представления о культурном наследии родного края, о его историческом прошлом.
- Воспитывать у детей чувство национальной гордости за свою принадлежность к русскому народу.
- Развивать интерес к русским народным праздникам, обычаям.
- Воспитывать уважение к защитникам русской земли и чувство благодарности за их подвиги.
- Формировать экологическое сознание, бережно относиться к природе родного края.
- Способствовать формированию понятия о значимости семейных ценностей.
Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.
Слайд 5.Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней, своих традиций, обычаев…
В нашем Корниловском детском саду мы стараемся следовать народным традициям и показать детям красоту народных обычаев, праздников, игр, танцев и музыки..
Слайд 6.Первый народный праздник — «Осенины».
Праздники Осени примечательны тем, что на них дети не только играют, разгадывают загадки, танцуют, но еще и учатся слушать музыку дождя и шуршание листьев на прогулке под ногами и бережному отношению к природе.
Слайд 7.«Рождественские посиделки». В этом году мы впервые
знакомили детей с праздником Рождества Христова, его происхождением, историей, его особенностями. Дети слушали рождественскую музыку, играли в русские народные игры, участвовали в колядках, где хозяйка дома угостила ребят сладкой выпечкой и рождественским куличом. На таких занятиях развивается интерес к народной культуре, воспитывается любовь и уважение к русским народным традициям, доброжелательное отношение друг к другу.
Слайд 8.« Масленица». Такой русский народный праздник как «Масленица», ежегодно проводится в нашем детском саду в, и стал уже традиционным и любимым для детей. На занятиях дети узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот праздник. С удовольствием играют в русские народные игры и лакомятся блинами.
Слайд 9.«Заветы доброй старины». Это праздник был оформлен в русских традициях, русская изба, костюмы и главное убранство тех времен – сундук, откуда хозяйка этого дома доставала свои «сокровища» и показывала детям.
Праздник является как бы итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали.
Слайд 10.Занятия способствует формированию у детей духовно-нравственных качеств: доброта, отзывчивость, умение сострадать и сопереживать ближнему и т.д. Приоритет мы отдавали занятиям, на которых дети не только знакомились с историей, но и могли сразу применить свои знания в практической или продуктивной деятельности. Дети лепили и разрисовывали посуду из глины в стиле народно-прикладного искусства, рисовали сюжеты из русских народных сказок.
Слайд 11. Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые. Только в сказке ребенок может совершить подвиг, спасти прекрасную принцессу из лап чудовища, перевоплотиться в любимого сказочного героя и совершить путешествие в прошлое.
В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Слайд 12.Неотъемлемой частью приобщения детей к истокам русской культуры является их знакомство с русскими народными играми. Наиболее полюбившимися детям стали такие игры, как: «Ручеек», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Каравай», «Жмурки», «Колечко» и т.д. Эти игры не только способствуют физическому развитию дошкольников, но и обогащают их словарный запас, знакомят с устаревшими словами и их значением.
Слайд 13.Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх очень часто упоминаются предметы народного быта, мы решили собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Русская изба», где дети по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, использовать некоторые экспонаты для игр.
Слайд 14.Анализируя проведенную работу, можно сделать следующий вывод: работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!
Слайд 15.Жива традиция!
Жива! От поколенья старшего важны обряды и слова
Из прошлого из нашего…
Слайд 16.Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"
Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...
СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"
НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...
Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"
Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»
Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в дошкольном образовательном учреждении...