Заветы доброй старины или приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Доклад на МО.
материал (старшая, подготовительная группа)

Готовцова Елена Анатольевна

Здравствуйте, люди добрые, разудалые молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас вспомнить сегодня заветную старину наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня они собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. С того заветного времени по сей день живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести. Все это называется устным народным творчеством. А чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор.

https://disk.yandex.ru/i/8t9OUIdXYXCuNA презентация к докладу на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavety_dobroy_stariny_ili.docx748.21 КБ

Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

C:\Users\User\Desktop\к докладу про российское наследие\IMG_20220401_105557.jpg

Заветы доброй старины

или приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры.

Выполнила воспитатель

Готовцова Е. А.

2022

Слайд 1. Здравствуйте, люди добрые, разудалые молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас вспомнить сегодня заветную старину наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня они собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. С того заветного времени по сей день живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести. Все это называется устным народным творчеством. А чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор.

Слайд 2.Приобщение детей к истокам родной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа. Чтобы возродить традиции, нужно начать воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. И начинать нужно с самого раннего возраста с дошкольников.

Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, поэтому становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, её истории, приобщение к культурному наследию, должно встать на первое место в дошкольном образовании.

Слайд 3. Цель  - способствовать духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, истории русского народа.

Слайд 4. Задачи:

 - Обогащать представления о культурном наследии родного края, о его историческом прошлом.

 - Воспитывать у детей чувство национальной гордости за свою принадлежность к русскому народу.

 - Развивать интерес к русским народным праздникам, обычаям.

 - Воспитывать уважение к защитникам русской земли и чувство благодарности за их подвиги.

 - Формировать экологическое сознание, бережно относиться к природе родного края.

 - Способствовать формированию  понятия о значимости семейных ценностей.

Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Слайд 5.Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней,  своих традиций, обычаев…

В нашем Корниловском детском саду мы стараемся следовать народным традициям и показать детям красоту народных обычаев, праздников, игр, танцев и музыки..

Слайд 6.Первый народный праздник — «Осенины».

Праздники Осени примечательны тем, что на них дети не только играют, разгадывают загадки, танцуют, но еще и учатся слушать  музыку дождя и  шуршание листьев на прогулке под ногами и бережному отношению к природе.

Слайд 7.«Рождественские посиделки». В этом году мы впервые

знакомили  детей с праздником Рождества Христова, его происхождением, историей, его особенностями. Дети слушали рождественскую музыку, играли в русские народные игры, участвовали в колядках, где хозяйка дома угостила ребят сладкой выпечкой и рождественским куличом. На таких занятиях развивается интерес к народной культуре, воспитывается  любовь и уважение к русским народным традициям, доброжелательное отношение друг к другу.

Слайд 8.« Масленица». Такой русский народный праздник как «Масленица», ежегодно проводится в нашем детском саду в, и стал уже традиционным и любимым для детей. На занятиях дети узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот праздник. С удовольствием играют в русские народные игры и лакомятся блинами.

Слайд 9.«Заветы доброй старины». Это праздник был оформлен в русских традициях, русская изба, костюмы и главное убранство тех времен – сундук, откуда хозяйка этого дома доставала свои «сокровища» и показывала детям.

Праздник является как бы итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали.

Слайд 10.Занятия способствует формированию у детей духовно-нравственных качеств: доброта, отзывчивость, умение сострадать и сопереживать ближнему и т.д. Приоритет мы отдавали занятиям, на которых дети не только знакомились с историей, но и могли сразу применить свои знания в практической или продуктивной деятельности. Дети лепили и разрисовывали посуду из глины в стиле народно-прикладного искусства, рисовали сюжеты из русских народных сказок.

Слайд 11. Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые. Только в сказке ребенок может совершить подвиг, спасти прекрасную принцессу из лап чудовища, перевоплотиться в любимого сказочного героя и совершить путешествие в прошлое.

В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Слайд 12.Неотъемлемой частью приобщения детей к истокам русской культуры является их знакомство с русскими народными играми. Наиболее полюбившимися детям стали такие игры, как: «Ручеек», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Каравай», «Жмурки», «Колечко» и т.д. Эти игры не только способствуют физическому развитию дошкольников, но и обогащают их словарный запас, знакомят с устаревшими словами и их значением.

Слайд 13.Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх очень часто упоминаются предметы народного быта, мы решили собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Русская изба», где дети по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, использовать некоторые экспонаты для игр.

Слайд 14.Анализируя проведенную работу, можно сделать следующий вывод: работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!

Слайд 15.Жива традиция!

Жива! От поколенья старшего важны обряды и слова

Из прошлого из нашего…

Слайд 16.Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"

Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»

Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры  в дошкольном образовательном учреждении...