Статья "Труд детей дошкольного возраста в природе"
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нефедова Людмила Алексеевна

Статья "Труд детей дошкольного возраста в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_doshkolnikov_v_prirode.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Труд  детей дошкольного возраста в природе.

Начиная с дошкольного возраста каждый ребёнок должен принимать участие в труде и особенно в природе. Это создаёт благоприятные условия для формирования и проявления качеств личности. Труд в природе даёт возможность:

  • осваиваться в окружающем мире;
  • строить коллективные взаимоотношения;
  • быть общительным;
  • развивать память, мышление, моторику;
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда;
  • расширять кругозор;
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности;
  • развивать силу, ловкость, выносливость;
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Трудовые навыки, выполняемые в природной среде это прекрасные средства познания красоты родного края, воспитания любви и бережному отношению к природе.

Труд в природе не только доставляет детям огромную радость, но и имеет свою специфику. Конечная цель отдалена во времени и требует от ребёнка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Поэтому трудовая деятельность должна быть регулярной. Труд должен быть посильным и не вызывать переутомления. Продолжительность труда:

   младшая группа – 5-7 минут;

   средняя группа – 10-15 минут

   старшая и подготовительная группа - 15-20 минут с перерывом на отдых и со сменой деятельности;

Орудия труда должны соответствовать росту и силе ребёнка. Инвентарь должен быть настоящим, но исходя из безопасности можно использовать пластмассовый игровой. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться.

 Необходимо обеспечить правильную позу ребёнку (при переносе воды лейки нужно носить в обеих руках, при работе с лопатой, граблями тело должно быть прямым)

Необходимо чередовать один вид труда с другим.

Организация труда

В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых. Уголок природы: полив комнатных растений, обтирать кожистые листья

Огород: сажают луковицы и крупные семена в землю, поливают растения, собирают урожай с взрослыми.

Оценка труда только положительная.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно.

Уголок природы: поливают, обтирают, опрыскивают, чистят кисточкой  листья растений, рыхлят землю в горшках.

Огород: помогают готовить землю для посадки (рыхлят, пропалывают, перекапывают);

Сажают крупные семена и луковицы, затем поливают, рыхлят землю, пропалывают грядки.

Используются индивидуальные поручения и коллективный труд.

Педагог объясняет весь процесс в целом, затем делит на этапы (проложить борозду, положить семена, засыпать, полив)

Оценка труда может быть и отрицательной, но педагог помогает исправить ошибки.

В группе старшей и подготовительной индивидуальные поручения носят более длительный характер: ухаживать за клумбой, грядкой. Со старшей группы вводятся дежурства в уголке природы по 2-4 человека от 2 дней до недели. Результаты дежурства фиксируется на доске дежурств.

Уголок природы: полив, рыхление земли, обрезание сухих листьев, помощь при пересадке растений.

Огород, цветник: дети участвуют в перекопке земли, разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай.

Используется коллективный труд.

 Оценка труда носит положительный характер, при оценке привлекаются все дети.

Педагог объясняет действия, показывает способы трудового процесса, обучает приёмам работы, учит планировать свои действия.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают знания о состоянии растения его роста и развития, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой"

В консультации говорится о том как надо знакомить детей дошкольнлгл влзраста с природой в зимнее время года...

Опыт работы по теме"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края".

Эпиграф.« Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не по­мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...

Содержание работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами природы

      Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают з...

Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"

Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках...

Мультимедийная экскурсия как форма ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Из опыта работы по использованию мультимедийной презентации в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края....

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой

Помощь родителям в организации ознакомления детей дошкольного возраста с природой...

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания

Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...