Опыт работы. Технология кроссенс в детском саду
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Филатова Ольга Сергеевна

Автор – Филатова Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково, Ивановской области.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одной из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию.

ФГОС дошкольного образования в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности.

Новый стандарт поставил перед нами одну из важных задач - приобщение детей дошкольного возраста к социальному миру. Вот почему одним из ключевых направлений моей деятельности стало создание условий для полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Так как традиционные подходы к проблеме адаптации ребенка в обществе в современных условиях не удовлетворяют социальные запросы, появилась необходимость поиска  современных технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Одной из таких технологий является технология «Кроссенс».

Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.

Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.

В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

В этике существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

Сказка — одно из важнейших социально — педагогических средств формирования личности. Она является одним из элементов культуры, её эстетическим слагаемым. И базируется на народно — этнической культуре, на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственно — педагогическим потенциалом.

При подготовке занятий задумываешься о том, как вызвать у детей желание добывать информацию. Обучение должно быть интересным. А как привлечь внимание? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют образовательный процесс сделать немного увлекательнее. Совсем недавно я и познакомилась с новой технологией Кроссенс. Хотелось бы познакомить и вас с ней.

Идея - гениальна и проста. КРОССЕНС - это загадка, головоломка, ребус. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

Метод «КРОССЕНС» был разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Впервые КРОССЕНС был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Слово «КРОССЕНС» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СМЫСЛОВ».

КРОССЕНС представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Восемь картинок (изображений) расставлены  таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет  их все по смыслу.

Суть метода. Нужно разгадать КРОССЕНС, т.е. составить рассказ, используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

КРОССЕНС  рекомендуется читать сверху вниз и слева  направо. Далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном девятом квадрате, Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Хотя можно начинать с любой узнаваемой картинки.

Чтобы разгадать кроссворд детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых.

Поняв смысл и суть, дети сами могут разгадывать КРОССЕНСЫ, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

При создании КРОССЕНСА можно воспользоваться следующим алгоритмом:

1.Определяем тематику (общую идею).

2.Выбираем 8-9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.

3.Находим связь между элементами.

4.Определяем последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».

5.Сконцентрируем смысл в центральном элементе.

6.Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).

7.Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.

8. Построение ассоциативной связи.

9.Выход на новый уровень.

Применение КРОССЕНСА разнообразно:

• при формулировке темы и цели занятия;

• при изучении нового материала;

• при закреплении и обобщении изученного материала;

• в индивидуальной работе;

• в качестве творческого домашнего задания.

Работа   с интерактивным  кроссенсом   отражает   глубину   понимания обучающимся изучаемой темы. Вместе с тем кроссенс способствует развитию   логического, образного   и   ассоциативного   мышления, воображения; проявлению нестандартного мышления и креативности;   развивает   способность   самовыражения.   При разгадывании   кроссенса   развиваются   коммуникативные   и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому материалу. То есть кроссенсы:

  • учат: - думать;- творить;- высказывать свою точку зрения; - обрабатывать информацию,
  • развивают: - зрительную память;- связную речь;- коммуникативные способности;- навыки работы с источниками информации;
  • повышают:- мотивацию;- самооценку.

А используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстрее перенять опыт предшествующих поколений и найти свое место в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filatova_o.s._tehnika_-_krossens.pptx431.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИЛАТОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА воспитатель МДОУ детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково «ТЕХНОЛОГИЯ КРОССЕНС, КАК МЕТОД СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Слайд 2

ФГОС дошкольного образования в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.

Слайд 3

В этике существуют две основные нравственные категории — добро и зло . Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок.

Слайд 4

Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: Игра; Наблюдение; Беседы-обсуждения из личного опыта; Экспериментирование; Решение проблемных ситуаций; Проектная деятельность; Моделирование; Речевые ситуации; Сценарии активизирующего общения.

Слайд 5

Сегодня, я хочу представить вам новый метод для развития детской познавательной инициативы и творческого мышления под названием КРОССЕНС. Идея - гениальна и проста. КРОССЕНС - э то загадка, головоломка, ребус. П рименяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

Слайд 6

Метод « КРОССЕНС» был разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Впервые КРОССЕНС был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Слово «КРОССЕНС» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СМЫСЛОВ» .

Слайд 7

КРОССЕНС представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу. Суть метода. Нужно разгадать КРОССЕНС, т.е. составить рассказ, используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

Слайд 8

КРОССЕНС рекомендуется читать сверху вниз и слева направо. Д алее двигаться только вперед и заканчивать на центральном девятом квадрате, Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Хотя можно начинать с любой узнаваемой картинки.

Слайд 9

Поняв смысл и суть, дети сами могут разгадывать КРОССЕНСЫ, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Чтобы разгадать кроссворд детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых.

Слайд 10

При создании КРОССЕНСА можно воспользоваться следующим алгоритмом: 1.Определяем тематику (общую идею). 2.Выбираем 8-9 элементов (образов), имеющих отношение к теме. 3.Находим связь между элементами. 4.Определяем последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа». 5.Сконцентрируем смысл в центральном элементе. 6.Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы). 7.Заменяем выбранные элементы (образы) картинками. 8. Построение асоциативной связи. 9.Выход на новый уровень.

Слайд 11

Применение КРОССЕНСА разнообразно: • при формулировке темы и цели занятия; • при изучении нового материала; • при закреплении и обобщении изученного материала; • в индивидуальной работе; • в качестве творческого домашнего задания.

Слайд 12

Кроссенс : отражает глубину понимания обучающимся изучаемой темы; способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения; развиваются коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность в детском саду"

Проектная деятельность в детском саду...

Опыт работы "Фитбол-гимнастика в детском саду"

Из опыта работы. План работы кружка по фитбол-гимнастике на год в подготовительной группе ....

Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"

Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Статья на тему «Опыт работы по здоровьесбережению в детском саду»

Учёные доказали, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут своё начало с дошкольн...

Опыт работы: "Технология проектирования в детском саду"

Опыт работы представлен на основе краткосрочного проекта "Масленица"...

«Применение дистанционных технологий в современном ДОУ. (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада с воспитанниками и родителями в период самоизоляции)»

В век современных информационных технологий, которые широко применяются в повседневной жизни не могли не затронуть и систему образования, в том числе и дошкольное. В условиях эпидемиологической ситуац...