РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (старшая группа)

Родионычева Наталья Владимировна

учебно методический материал "Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема формирования познавательных интересов детей дошкольного возраста актуальна в условиях современного мира. В соответствии с требованиями ФГОС ДО познавательное развитие должно способствовать подготовке ребёнка к обучению в школе. Современные тенденции и стремительные перемены в жизни общества приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их ровесники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянная забота современного педагога – выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одно из таких средств – применение проектной деятельности в образовании.

Вступивший в силу ФГОС дошкольного образования представляет целевые ориентиры, к которым необходимо стремится, организуя педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении: ребенок старшего дошкольного возраста отличается любознательностью, активностью, развитием познавательного интереса и рядом других качеств.      Функциональное назначение познавательной деятельности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности. Процесс познания происходит с двух сторон: с одной стороны, он организуется взрослым, который формирует представления детей о предметном мире и мире деятельности взрослого, а с другой – идет активное самопознанием посредством практико-познавательной деятельности.

Это приводит к формированию двух взаимосвязанных систем знаний: системы обобщенных представлений и системы систематизированных знаний. Обе они имеют огромное значение для интеллектуальной культуры человека: в первой задан уровень современного образования дошкольника, во второй отражается индивидуальный опыт, приобретаемый им самостоятельно познанием окружающей действительности.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества (Л.А.Венгер, Б.Г. Ананьев, В. Кильпатрик, А.Н. Поддьяков). Анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей старшего возраста позволил выявить противоречие между высоким развивающим потенциалом проектной деятельности и недостаточностью ее использования в образовательном процессе дошкольной организации с целью развития познавательной активности. Выявленное противоречие позволили обозначить проблему исследования, состоящую в изучении педагогических возможностей метода проекта в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, предметом - педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность будет эффективна при следующих педагогических условиях: при организации в ДОО проектной деятельности, отвечающей познавательным интересам старших дошкольников; при создании пространственной предметно–развивающей среды, способствующей развитию познавательных интересов детей дошкольного возраста; при создании условий для развития самостоятельности детей; при взаимодействии с родителями по созданию условий для развития познавательных интересов дошкольников в условиях семьи.

Дальнейшее экспериментальное исследование будет посвящено проверке положений гипотезы и разработке блочно-тематического плана педагогической работы в ДОО по использованию проектной деятельности в формировании познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2008. 213 с.

2. Артамонова О. Предметно–пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2011. №4. С.30–32.

3. Бабаева Т.И. Дошкольники на пороге XXI века // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в

будущее. СПб.: Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 3–6.ТЕСТ по разделу «Многообразие живых организмов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

В статье рассматривается эффективность использования метода проектной деятельности для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....

Проектная деятельность, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики,  так как познавательная деятельность  пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятель...