Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ
консультация
Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, успешную адаптацию, реабилитацию ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.odt | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение семей,
воспитывающих детей с ОВЗ
Семья – это особый мир, где под влиянием созданных социально-средовых факторов и сложившихся межличностных взаимоотношений происходит формирование личность ребенка. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии снижает социальный статус семьи, изменяет, а нередко и нарушает весь ход ее жизни, что может привести, наоборот, к деформации личности малыша. А для ребенка, имеющего недостатки в психическом или физическом развитии, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение- стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию имеющегося дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится компенсировать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с индивидуальными особенностями развития наиболее рациональными путями. Однако признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Жизнь большинства семей, в которых рождается и воспитывается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных проявлений (переживания, чувства вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке.
Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ -это помощь их родителям. Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.
Именно поэтому психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, является на сегодняшний день востребованной и актуальной.
Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, успешную адаптацию, реабилитацию ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа в данном направлении ставит перед педагогами ДОУ, в частности перед психологической службой, ряд задач.
Задачами психолого - педагогического сопровождения являются:
- Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
- Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.
- Информирование родителей о системе ППк, задачах и возможностях психолого - педагогической и медико– социальной помощи.
- Развитие детско-родительских отношений, подбор оптимальных способов взаимодействия с ребенком с ОВЗ.
- Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему наиболее эффективных видов помощи и поддержки.
- Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо-коррекционный процесс; обучение родителей коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях
- Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром, создание условий для обмена опытом семейного воспитания, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;
8. Содействовать в преодолении психологических барьеров: помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть; вооружить родителей различными способами коммуникации; научить помогать и поддерживать друг друга; помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей; снять тревогу и страх отвержения; помочь избавиться родителям от комплекса вины и неполноценности по отношению к своему ребенку и своей семье
Направления работы с родителями детей с ОВЗ:
- проведение психологического диагностирования семьи;
- разработка основных направлений психологической помощи:
- обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
-обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;
- использование психо-коррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи родителям:
-коррекция понимания родителями проблем их ребенка- преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;
-коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);
-коррекция позиции родителей-переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.
Основные этапы процесса психологического сопровождения:
1 этап
- Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
- Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
- Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).
2 этап
- Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
- Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
- Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
- Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.
- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», «День матери» и др.)
- Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап
- Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Принципы психолого-педагогического сопровождение семей,
воспитывающих детей с ОВЗ
- принцип научности предполагает учет особенностей детей с ОВЗ и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок;
- принцип трансдисциплинарности предполагает участие команды специалистов: психолога, логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность;
- принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- принцип открытости и конгруэнтности специалиста, умение избежать негативного переноса в отношении родителей и детей с ОВЗ. Специалист, работающий с семьей открыт и умеет исключить из общения негативные чувства раздражения, неприятия;
- принцип конфиденциальности - вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка. На психолого-педагогическое сопровождение требуется согласие родителей. В противном случае, психолог не имеете право передавать информацию специалистам даже внутри ОО;
- мотивирование родителей к взаимодействию со специалистами и другими родителями разными способами. Мотивирование необходимо как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрения актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении.
- обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Работа со специалистами может вызвать у родителей различные страхи (неопределенности, некомпетентности и др.), катастрофические ожидания и предчувствия, боязнь негативного влияния любых событий на свою жизнь. Поэтому, взаимодействие сторон должно быть организованно через знакомые и понятные формы.
Формы работы с родителями
Коллективные формы взаимодействия:
- Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.
- Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач, содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.
- « Дни открытых дверей. Родители посещают детский сад вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.
- Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
- Проведение совместных праздников и развлечений, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком.
- Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений
Индивидуальные формы работы :
- Анкетирование родителей проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ.
- Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
- Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.
- Использование дистанционных форм консультирования: онлайн и офлайн организация и проведение консультаций.
Формы наглядного информационного обеспечения :
- Информационные стенды и тематические выставки литературы, фото. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с целью информирования родителей об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ.
- Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно– образовательной работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
- Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему
- Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования родителей о работе ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.
В результате такого психологического сопровождения родители учатся не стесняться своего ребенка, а помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...
Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...
«Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка...
Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Статья на тему "Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития"...
ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Цель проекта: Организация сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...