Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ
консультация

Ушакова Елена Вячеславовна

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, успешную адаптацию, реабилитацию ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.odt22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение семей,

воспитывающих детей с ОВЗ

        Семья – это особый мир, где под влиянием созданных социально-средовых факторов и сложившихся межличностных  взаимоотношений происходит  формирование личность ребенка. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии снижает  социальный статус семьи, изменяет, а нередко и нарушает весь ход ее жизни, что может привести, наоборот, к  деформации  личности малыша. А для ребенка, имеющего недостатки в психическом или физическом развитии, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение- стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию  имеющегося дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится компенсировать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с индивидуальными особенностями развития наиболее рациональными путями. Однако признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Жизнь большинства семей, в которых рождается и воспитывается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных проявлений (переживания, чувства вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке.

        Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ -это помощь их родителям. Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.

 Именно поэтому  психолого-педагогическое и социальное сопровождение  семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ,  является на сегодняшний день востребованной и актуальной.

        Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, успешную адаптацию, реабилитацию ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа в данном направлении ставит перед педагогами  ДОУ, в частности перед психологической службой, ряд задач.

 Задачами психолого - педагогического сопровождения являются:

  1. Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
  2. Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.
  3. Информирование родителей о системе ППк, задачах и возможностях  психолого - педагогической и медико– социальной помощи.
  4. Развитие детско-родительских отношений, подбор оптимальных способов взаимодействия с ребенком с ОВЗ.
  5. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему наиболее эффективных видов помощи и поддержки.
  6. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и  социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения  родителей в психо-коррекционный процесс; обучение родителей коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях
  7. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром, создание условий для обмена опытом семейного воспитания, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;

8. Содействовать в преодолении психологических барьеров: помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть;  вооружить родителей различными способами коммуникации;  научить помогать и поддерживать друг друга;  помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей; снять тревогу и страх отвержения; помочь избавиться родителям от комплекса вины и неполноценности по отношению к своему ребенку и своей семье

     

                             Направления работы с родителями детей с ОВЗ:

  • проведение психологического диагностирования семьи;
  • разработка основных направлений психологической помощи:

- обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

-обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;

  • использование психо-коррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи родителям:

-коррекция понимания родителями проблем их ребенка- преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;

-коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);

-коррекция позиции родителей-переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

Основные этапы процесса психологического сопровождения:

1 этап

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
  • Определение модели воспитания, используемой родителями  и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).

2 этап

  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
  • Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый  год», « 8 марта», «День матери» и др.)
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3 этап

  • Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Принципы  психолого-педагогического сопровождение семей,

воспитывающих детей с ОВЗ

  • принцип научности предполагает учет особенностей детей с ОВЗ и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок;

  • принцип трансдисциплинарности предполагает участие  команды специалистов: психолога,  логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность;

  • принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

  • принцип  открытости  и  конгруэнтности  специалиста, умение избежать негативного переноса в отношении родителей и детей с ОВЗ.  Специалист, работающий с семьей открыт и умеет исключить из общения негативные чувства раздражения, неприятия;

  • принцип конфиденциальности - вся информация, полученная о ребенке и его  семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения  родителей или законных представителей ребенка. На психолого-педагогическое сопровождение требуется согласие родителей. В противном случае, психолог не имеете право передавать информацию специалистам даже внутри ОО;

  • мотивирование родителей к взаимодействию со специалистами и другими родителями разными способами. Мотивирование необходимо как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрения актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении.
  • обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Работа со специалистами может вызвать у родителей различные страхи (неопределенности, некомпетентности и др.), катастрофические ожидания и предчувствия, боязнь негативного влияния любых событий на свою жизнь. Поэтому, взаимодействие сторон должно быть организованно через знакомые и понятные формы.

 Формы работы с родителями

Коллективные  формы взаимодействия:

  • Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания  коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.
  • Групповые родительские собрания. Проводятся  специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач, содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.
  • « Дни открытых дверей. Родители посещают детский сад  вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.
  • Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
  • Проведение совместных праздников и развлечений, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком.
  • Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений

Индивидуальные формы работы :

  • Анкетирование родителей проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ.
  • Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
  • Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.
  • Использование дистанционных форм консультирования: онлайн и офлайн организация и проведение консультаций.

Формы наглядного информационного обеспечения :

  • Информационные стенды и тематические выставки литературы, фото. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с целью информирования  родителей об  организации  коррекционно - образовательной работы в ДОУ.
  • Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно– образовательной работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации интереса  родителей  к продуктивной деятельности  своего ребенка.
  • Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и  наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему
  • Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования  родителей о работе ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.

        В результате такого психологического сопровождения родители учатся не стесняться своего ребенка, а  помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи  могут дать положительные результаты. Сплочение и общая цель способствуют  личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

«Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Статья на тему "Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития"...

ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Цель проекта: Организация  сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...