Проектная деятельность со старшими дошкольниками
консультация
Выстраивая свою работу с родителями в соответствии с нормативными документами (ФГОС, Стратегией и др) педагоги применяют различные формы работы, но наиболее часто используют проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_leyateonost.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как форма сотрудничества педагогов с родителями и детьми
Бердюгина Е.В.
Взаимодействие воспитателей и родителей во все времена является актуальным вопросом. Происходящие изменения в образовании побуждают современного педагога менять своё отношение к воспитательно-образовательному процессу в детском саду в соответствии с новыми требованиями, создавать условия для объединения усилий всех заинтересованных институтов в формировании личности ребёнка.
Выстраивая свою работу с родителями в соответствии с нормативными документами (ФГОС, Стратегией и др) педагоги применяют различные формы работы, но наиболее часто используют проектную деятельность. Это обусловлено рядом положительных моментов:
1. Педагог может проводить одновременно работу с детьми и родителями, проводимая работа с родителями напрямую влияет на развитие и воспитание детей, как в детском саду, так и дома.
1. Взаимодействие выстраивается на определённый промежуток времени, который могут обозначить сами родители (удобное для них продолжительность и время проекта)
2. В зависимости от социального состава, интересов и проблем родителей выбирается тема, тип проекта (например, творческий или исследовательский, информационно-практический и др.) родители проявляют самостоятельность в выборе.
3. Родители наравне с воспитателями подбирают содержание проекта, насыщают его разного рода деятельностью и так же несут ответственность за результат.
4. Намечая ожидаемые результаты, родители, ставят самостоятельно задачи для себя, реализацию которых они будут поддерживать и дома, привлекая всю семью
5 Дети подвергаются одинаковым требованиям и образовательно-воспитательным задачам, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей
6. Общение во время проекта носит неформальный, познавательный характер, что приводит к снятию напряжения в отношениях, развивает отношения взаимопонимания, доброжелательности, компромисса.
Проектная деятельность может осуществляться в детском саду, начиная с детей младшего возраста, поэтому проектная форма работы с родителями доступна в каждой группе детского сада. В нашем детском саду реализация проектной деятельности как формы работы с родителями носит регулярный характер на протяжении более 10 лет.
Основная идея применяемой формы работы- это формирование единого пространства деятельности и общения в системе «Родитель-Ребенок-Педагог», единства требований к детям, создание условий для просвещения родителей по различным интересующих их вопросам, поощрение и укрепление родительских объединений по сохранению семейных ценностей и передаче их своим детям, формирование устойчивой мысли, что воспитание осуществляется в семье, а детский сад –помощник в этой работе. .
В зависимости от темы проектов родители решают совместно с педагогом ряд задач: для детей родителей и педагогов. Например, в общесадовском проекте «Семья» Цель проекта – создание условий для тесного сотрудничества воспитателей, воспитанников, родителей, совершенствование стиля партнёрских отношений
Проблема: недостаточная активность родителей в воспитании и образовании собственных детей.
Задачи:
- Определить формы и методы семейного воспитания на основе возрастных особенностей воспитанников.
- Создать условия для участия семей в воспитательном процессе, ориентированного на личностное развитие детей.
-Привлечь большее количество родителей к управлению воспитательным
процессом в детском саду.
-.Повысить уровень воспитанности дошкольников.
-.Формировать духовно-нравственные качества воспитанников.
-.Повысить осознанность родителей в воспитании своих детей.
-Укрепление и сплочение семейных отношений.
В рамках проекта были разработаны следующие модели :
1. Модель работы детского сада по семейному воспитанию
2. Модель работы с родителями заведующего детского сада
3. Модель работы воспитателя с семьей
4. Модель сотрудничества родителей с
В реализации проекта средней группы «Неразлучные друзья – взрослые и дети». решались следующие цели и задачи:
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через народные праздники и совместную работу с родителями.
- познакомить дошкольников и родителей с древнерусскими народными традициями;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- показать детям красоту русского языка через фольклорные произведения;
- вызвать интерес к истории и культуре родного края, России;
- развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников посредством
приобщения к истокам русской народной культуры.
В экологическом проекте «Юные защитники природы Цель и задачи проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы; Поддерживать экологически благоприятную среду на территории детского сада; Развивать познавательные умения, коммуникативные навыки детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания окружающей природы; Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры; Воспитывать внимательное, разумное, бережное отношение к природе своего края.
Очень интересный и познавательно-исторический проект в подготовительной группе «Детям о ВОВ». Цель данного проекта –воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников и их родителей, гордости за подвиги своего народа в ВОВ, уважение к ветеранам и труженикам тыла. Задачи: обобщить и расширить знания детей и родителей о ВОВ; дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память. Познакомить с жизнью детей-героев во время ВОВ. Создать памятную доску «Дети – герои ВОВ» на территории детского сада. Проект успешно реализован. Родители приняли в нём активное участие. Многие из них пополнили и уточнили свои личные знания о великой войне.
Детский сад сегодня, соответствуя новым требованиям, представляет собой изменяющуюся организацию, которая быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их потребности, желания в образовании и воспитании детей, поэтому меняются формы и направления работы детского сада с семьёй. Проектная деятельность является одной из эффективных форм работы.
Данная форма позволяет улучшить взаимопонимание родителей и детей, педагогов и родителей, через взаимопомощь и поддержку. Создаётся атмосфера эмоционально-психологического комфорта содержания ребёнка в детском саду, формируется единая развивающая среда, которая содержит одинаковые подходы к развитию дошкольника в семье и в детском саду. Дети находятся в состоянии эмоционального благополучия, радости от совместной деятельности с родителями и педагогом. Обучающиеся получают знания в разных областях через мероприятия, которые подготовили для них родители, дети видят, как родители заинтересованы в их участии, как они гордятся их успехами и это побуждает ребят стремиться к новым достижениям «взявшись за руки» с родителями и воспитателями.
Проводимые проекты имеют положительные отзывы со стороны родителей и руководства, проекты размещены в блогах педагогов, сайте детского сада и в МААМ. В детском саду создана педагогическая копилка проектов. Молодые специалисты имеют возможность в свободном доступе ознакомиться с проектами, результатами проектов для получения нужной им информации и повышения профессионального уровня.
Таким образом, проектная форма работы с родителями может быть успешной, если придерживаться ряда требований:
1. Тема проекта должна быть интересна большинству родителей группы, сада
2. Мероприятия должны носить конкретный, практический или лекционно-практический характер, где родителям отводится ведущая роль или одна из ведущих ролей.
3. Установление эмоционального положительного и взаимно необходимого диалога между родителями, воспитателями и детьми.
4. Подбирать место проведения с учётом методов и приёмов сотрудничества, количества присутствующих.
5. Продумывать занятость детей, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и их семьи.
6. Умело оказывать помощь родителям, но без рационального и оценочного стиля общения.
7. Поощрение каждой семьи на протяжении работы проекта за их участие и успехи в проекте.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2011.- 456с.
2. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез. - 2008. - 112с.
4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс. - 2008. - 208с.
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера. - 2006. - 64с.
6. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2010. - №3.
7. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель. - 2011. - 302с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
Проектная деятельность для старших дошкольников
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...
Доклад по по теме « Метод проектной деятельности у старших дошкольников»
Метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Метод проектов, проектная деятельность в современной дошкольной педагогической науке занимают одно из центральных мест. Объясняется это тем, что при реализации проектов у педагогов и родит...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Метод проектов, проектная деятельность в современной дошкольной педагогической науке занимают одно из центральных мест. Объясняется это тем, что при реализации проектов у педагогов и родит...
Презентация Проектная деятельность со старшими дошкольниками при ознакомлении с основами православной культуры
Проектная деятельность со старшими дошкольниками при ознакомлении с основами православной культуры...
Презентация "Проектная деятельность со старшими дошкольниками при ознакомлении с основами православной культуры"
quot;Проектная деятельность со старшими дошкольниками при ознакомлении с основами православной культуры"...