Фольклор в жизни детей!
консультация (старшая группа)

Тейхриб Людмила Владимировна

Фольклор для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

               «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

                                                           КОНСПЕКТ                                                                                         Сказки, былины, песни, пословицы, загадки и другие виды устного народного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения, обозначит: народная мудрость, народное знание.                                                                                                                                 Фольклор и художественная литература близки между собой тем, что это области словесного искусства. Произведения литературы распространяются с помощью книги, а произведения фольклора – устным путем. Однако их различие не только в этом.                                             Фольклор появился задолго до литературы и выработал свою систему художественных средств, которая способствовала и передаче произведений.                                                                                          В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами.  У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов.                                                                                                                                               Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры.                Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие Пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.В этом возрасте дети начинают достаточно хорошо понимать смысл поговорок и пословиц, с которыми их знакомят взрослые.К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".  Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Народные песенки и потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

   С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.                                                                          Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще недостаточно координировано и четко работают органы речевого аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое произношение "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.                                                                                                     Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Содержащийся в народных играх фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.                                                                                В игре не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.  Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления                                                                                                                                                                      По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.                                                                                Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Литература:

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - 1957. -240с.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987. -239с.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972.

                                                                                                                 Подготовил воспитатель: Тейхриб. Л.В.                                                                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в жизни детей

Значение малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Практический материал....

Фольклор в жизни детей дошкольного возраста.

Фольклор необходим в жизни ребёнка. Он помогает в общении родителей с детьми, с раннего возроста до школы. В этом материале рассказывается как применять фольклор в разном дошкольном возрасте, для разв...

План – конспект родительского собрания в младшей группе. Тема: «Фольклор в жизни детей»

Малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и его воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми...

Фольклор в жизни детей.

На    днной стронице можно познакомить  детей с рускими народными традициями: малышей учим петь колыбельные песни. Загадывать и отгадывать загадки. Петь русские народны...

Школа матери "Малый фольклор в жизни детей раннего возраста"

Использование малого фольклора в жизни детей раннего возраста...