Знакомство с русскими традициями
план-конспект занятия (средняя группа)
Занятие направлено на ознакомление детей среднего дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщению к обычаям и традициями русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ftskm.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия.
Проведено: 28.03.2022 воспитателем средней группы 1 «Сказка» Чумаковой Юлией Андреевной.
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое.
Тема занятия: «Знакомство с русскими традициями»
Возрастная группа: средняя группа
Цель занятия: приобщение детей к истокам русской культуры
Задачи занятия:
Образовательные: познакомить с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщить к народным традициям и обычаям; уточнить представления о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); расширить представления детей о семейных традициях на Руси.
Развивающие: Развивать психологические процессы: внимание, память, мышление; обогащать словарный запас существительными.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать.
Словарная работа: ухват, кочерга, изба.
Планируемые результаты занятия:
- Дети познакомились с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщились к народным традициям и обычаям; уточнили представления о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); расширили представления о семейных традициях на Руси.
- У детей развиваются психологические процессы.
- Дети учатся слушать.
Подготовительная работа: Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен; экскурсия в уголок «Русская изба».
Материалы и оборудование: презентация, сарафан, заготовки девчушек и украшений для сарафанов, камень с надписью, музыка.
№ | Этапы, продолжительность. | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы и приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно- мотивационный этап. | Собрать внимание детей. | Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени (звучит русская народная музыка). Вместе с детьми идём по залу. На пути встречаем лежащий «камень». Читаю надпись на нём: Направо пойдёшь – заблудишься, Налево пойдёшь – ничего не найдёшь, Прямо пойдёшь – много интересного узнаешь. - Куда же мы с вами отправимся? (прямо). | Наглядный: камень | Смотрят на камень, слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Внимание детей собрано. |
2. | Основной этап. | Замотивировать на предстоящую деятельность; рассмотреть с детьми костюм, его части; организовать и провести подвижную игру; выполнить практическую работу по украшению сарафанов. | Воспитатель: Сегодня мы с вами отправились не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек. Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь. Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи? Демонстрация старинной русской одежды на слайде. Воспитатель: Женщины и мужчины носили головные уборы – платки и картузы. И мы с вами покроем ими свои головы. (На девочек надеваю платки, на мальчиков – картузы). Звучит фонограмма русской народной мелодии. Русь деревянная — края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют. Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Милости прошу: проходите. Но сегодня не только мы с вами путешествуем в прошлое. К нам сегодня пришли гости. А русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Исполнение песни «К нам гости пришли…», подношение угощений. Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Что ж, хватит гостевать, пора загадки отгадать. Послушайте, да отгадайте мою загадку: Летом спит, Демонстрация слайда «Русская печь Ой, ты, печка-сударыня, Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку: Что хозяйка в печку ставит, Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Не бык, а бодает, Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок). Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели. Подвижная игра «Карусель» Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку: Выпускает жаркий пар Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Воспитатель. Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках. Воспитатель: А какие пословицы мы знаем о ложке? (Дети рассказывают.) Красна ложечка с похлёбкой, а не сухая. Всех кормлю с охотою, В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». | Словесный: беседа, художественное слово: загадки Наглядный: рассматривание костюма, презентации Практический: подвижная игра, украшение сарафанов | Дети слушают, рассматривают, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, выполняют практическую работу. | Дети замотивированы на предстоящую деятельность; рассмотрели сарафан и его части; выполнили практическую работу по украшению сарафана. |
3. | Заключительный этап. | -Провести рефлексию по итогам занятия | Показ воспитателя у мольберта, выполнение работ детьми. | Словесный: беседа | Отвечают на вопросы. | Проведена рефлексия по итогам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в подготовительной группе " Знакомство с русскими традициями, обычаями"
Проводился в подготовительной группе с 28.10.2018- 10.11.2018г.Фото,планирование....
Конспект НОД «Ознакомление с народной культурой» в мини-музее «Русская изба» «Знакомство с русскими традициями»
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры...
Конспект занятия в средней группе на тему: «Знакомство с русскими традициями»
Приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления дете...
Знакомство с русскими традициями "Кукла-обережка"
Приобщение к традициям русской культуры. Изготовление талисманов-оберегов....
Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»
Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство ...
Знакомство с русскими традициями в игре: картотека подвижных игр
В копилку воспитателя: картотека русских народных подвижных игр...
Конспект ОД в средней группе «Знакомство с русскими традициями»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «Знакомство с русскими традициями» ...