Возрастная и специальная психология
статья
Возрастная и специальная психология
Общая психология – исследование психических функций (восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение).
Возрастная психология – исследование процесса развития каждой психической функции (восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение) на разных возрастных этапах
Возрастные особенности – специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития под влиянием культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Возрастная и специальная психология | 115.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Статья
Возрастная и специальная психология
Подготовила:
Иванова Светлана Юрьевна
воспитатель,
I квалификационная категория
Общая психология – исследование психических функций (восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение).
Возрастная психология – исследование процесса развития каждой психической функции (восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение) на разных возрастных этапах
Возрастные особенности – специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития под влиянием культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов.
Онтогенез (от греч. on, ontos– «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития индивидуального организма, формирование основных структур психики индивида в течение его детства
С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение с взрослым).
Интериоризация - «присваивание» ребенком в процессе развития социальных, знаково-символических структур и средств этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность.
*Развитие - процесс необратимых направленных и закономерных изменений, которые приводят к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики.
Эволюционное изменение – длительное и достаточно медленное развитие, в результате которого происходят устойчивые изменения организма, обогащается словарный запас человека.
Революционные изменения – быстрые, глубокие преобразования психики и поведения человека. Происходят во время возрастных кризисов.
Ситуационные изменения – быстрые, но недостаточно устойчивые изменения психики и поведения, требующие подкрепления. Бывают организованные и неорганизованные.
Организованные – обучающее влияния на человека, носят целенаправленный характер.
Неорганизованные ситуационные изменения носят, как правило, случайный характер и не предполагают системной работы по обучению и воспитания. В ситуационных изменениях особую роль играют психотравмирующие обстоятельства, накладывающие значительный отпечаток на изменение личности.
*Возрастные периоды – цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
(Л.С. Выготский)
Законы психического развития - общие и частные закономерности, опираясь на которые можно этим развитием управлять.
*Движущие силы психического развития – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка. Эти факторы являются причинами и содержат в себе побудительные энергетические источники развития.
*Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.
*Законы психического развития – это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития.
Неравномерность – неодинаковое развитие различных психических функций. Каждая имеет стадии подъема, стабилизации и спада.
Например: Разные стороны психической деятельности ребенка развиваются неравномерно. Например, речевое развитие бурно происходит в раннем детском возрасте, а логическое мышление развивается в подростковом возрасте.
Гетерохромность - несинхронность, несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Одни функции опережают в развитии другие функции. Чем нужнее функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.
- Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции.
Например, наиболее благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевает связную речь.
Сензитивность(лат. sensitivus - чувствительный) возрастная - оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Потеряв его, в будущем придется затратить немало усилий и времени для развития определенной функции.
Например, сензитивный период развития речи 1-3 года, если он упущен, компенсировать потери в будущем можно с большим трудом.
Культурно-историческая теория развития
Л.С. Выготского
Положение о ведущей роли обучения в психическом развитии.
Высшие психические функции являются продуктом культурно-исторического развития.
Развитие человека происходит благодаря овладению им различными средствами – орудиями труда, и знаками.
Овладеть знаками можно только в процессе обучения.
Стадии психического развития
Младенчество 2 мес-1 год, кризис 1 года
Раннее детство 1-3 года, кризис 3 лет
Дошкольный возраст 3 - 7 лет, кризис 7 лет
Школьный возраст 8-12 лет, кризис 13 лет
Пубертатный возраст 14-17 лет, кризис 17 лет
- Социальная ситуация развития – специфические для каждого возраста отношения между ребенком и социальной средой (деятельность и переживания)
Кризис развития возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л.С.)
- Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.
- Обостряются противоречия: между возросшими потребностями ребенка и его еще ограниченными возможностями, между новыми потребностями ребенка и сложившимися отношениями со взрослыми.
В процессе кризиса развития возникают возрастные новообразования – качества и свойства, которых не было раньше.
- В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми.
Новообразование – потребность в общении и хватании.
- В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предметно-манипулятивная деятельность.
Новообразование – самосознание («Я сам»).
- Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра.
Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.
- Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет).
Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
Психические новообразования, которые формируются в дошкольном возрасте
кризис 7 лет (Л. Ф. Обухова).
1) возникновение цельного детского мировоззрения;
2) возникновение первичных этических представлений;
3) возникновение соподчинения мотивов;
4) возникновение произвольного поведения;
5) появление внутреннего плана умственных действий;
6) возникновение личного сознания.
Основные линии развития ребенка, определяющие его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность
кризис 7 лет (Л. Ф. Обухова).
- формирование произвольного поведения;
- овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
- переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей);
- мотивационное развитие познавательной деятельности.
Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют готовность к школьному обучению.
Возраст в психологии является категорией, служащей для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
- Хронологический возраст (т.е. количество прожитых лет, месяцев)
- Физиологический возраст (т.е. соответствие уровня физиологического развития индивида нормативным показателям для того или иного хронологического возраста)
- Психологический возраст (т.е. показатель, устанавливаемый соответствием уровня психического развития средним показателям по всей популяции для определённого хронологического возраста) и т.п.
- Ребёнок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках.
- Подросток или юноша во многом могут проявлять себя, как дети.
Культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского.
- Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении, постепенно переходят во внутренний план.
- Зона ближайшего развития – область еще не созревших, но созревающих психических процессов, которые формируются в совместной деятельности, потенциальные возможности ребенка.
- Актуальный уровень развития – уровень, на котором ребенок успешно справляется с заданием самостоятельно.
- Обучение ведет за собой развитие. Искусственное забегание вперед ведет к натаскиванию, но не будет носить развивающего эффекта.
Факторы развития личности ребенка
Развитие представляет собой качественные изменения – появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
- Биологическое развитие. Считается, что развитие определяется наследственными и врожденными факторами. Врожденное определяется внутриутробным развитием, а наследственное – появлением нового за счет генного аппарата.
- Социальное развитие. Происходит под одновременным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов.
- Специальное развитие. Это развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки, например, развитие профессиональной памяти, мышления, внимания, способностей и др.
Соотношение биологических и социальных факторов
- Единство наследственных и социальных факторов в процессе развития (Л.С. Выготский), дифференцированное, изменяющееся в процессе развития.
- Элементарные психические функции (ощущения, восприятие) больше обусловлены наследственностью, чем средой.
Роль деятельности и общения в психическом развитии ребенка
- Понятие ведущей деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев):
1. В форме ведущей деятельности возникают новые виды деятельности.
Например, ребенок учится, играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учебной деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте.
Ведущей не может стать деятельность, которой ребенок отдает много времени.
Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении личности.
Но такого глубокого развивающего эффекта, как ведущая, в большинстве случаев дать не сможет.
2. В деятельности возникают и перестраиваются отдельные психические функции.
Например, в игре появляется творческое воображение.
3. От ведущей деятельности зависят изменения личности.
Например, ребенок в игре осваивает нормы поведения людей, взаимоотношения, которые воспроизводит в игровой ситуации.
- Младенчество - непосредственное общение с матерью
- Ранний возраст – манипуляция с предметами
- Дошкольный возраст – игра со сверстниками
- Младший школьный – учебная деятельность
- Подростковый – интимно-личностное общение со сверстниками
- Старший школьный – подготовка к будущей профессии
История развития детской психологии
Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в.
Чарльз Дарвин - описал развитие своего ребенка. Развитие - постепенная адаптация ребёнка к окружающей среде.
Вильгельм Прейр, 1888 г. работа “ Душа ребёнка” описано психофизиологическое развитие дочери от рождения до трёх лет.
Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., были связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы.
Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей?
Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи.
Социогенетический подход Э.Эриксона.
На каждом возрастном этапе развития формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.
1) доверие – недоверие (1 год);
2) достижение равновесия: самостоятельность - нерешительность
(2–4 года);
3) предприимчивость - чувство вины (4–6 лет);
4) умелость - неполноценность (6-11 лет;
5) идентификация личности - путаница ролей
(12–15 лет – девочки и 13–16 лет – мальчики);
6) близость - одиночество (начало зрелости и семейной жизни);
7) общечеловечность - самопоглощенность (зрелый возраст);
8) целостность и безнадежность.
Методы исследования в возрастной психологии
- метод срезов, сравнительный метод, лонгитюдный метод – тенденции развития
Методы получения результатов:
- Наблюдение
- Анкетирование
- Эксперимент, констатирующий, формирующий эксперимент
- Проективные методы
- Социометрический метод
- Тестирование, стандартизированные тесты
Структура деятельности
- Мотивация, которая формируется на основе потребности.
Мотивация выполняет несколько функций:
- побуждает поведение;
- направляет и организует его;
- придает ему личностный смысл и значимость.
- Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.
- Деятельность состоит из определенных действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей.
Пирамида потребностей Маслоу
Выводы
- Развитие ребенка зависит от социальной ситуации.
Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени.
- Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.
- Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.
- Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.
Примерный список литературы:
Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва. 2021 год.
Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва. 2021 год.
Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. 2021 год.
Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский, под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва. 2021 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности взаимодействия специального психолога с родителями
1. Особенности взаимодействия специального психолога с родителями в ходе консультирования; диагностическое и коррекционное поле в структуре консультативной встречи; особенности профилактической работы...
Реферат по специальной педагогике и психологии
Психология етей с ЗПР и проблемы их обучения и воспитания...
"Использование элементов техники изотерапии в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения"
Методические рекомендации...
Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»
Как я понимаю значение своей профессии...
Возрастные особенности и психология детей 1-3х лет
Методическая копилка...
1. Адаптированы для педагогов и родителей разработанные коллективом ГБОУ НСО ОЦДК, дополненные материалами специалистов ПМПК г. Новосибирска МКОУ ДПО ГЦОиЗ «Магистр», кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ ДПО НСО
В соответствии с действующим федеральным «Законом об образовании в РФ» для детей с ограниченными возможностями здоровья до...
Проблема компенсации и коррекции в специальной психологии . Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.
В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее, указанные различия имеют не абсолютный, а относительн...