Возрастная и специальная психология
статья

Светлана Юрьевна Иванова

Возрастная и специальная психология

Общая психология – исследование психических функций (восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение).

Возрастная психология – исследование процесса развития каждой психической функции (восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение) на разных возрастных этапах

Возрастные особенности – специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития под влиянием культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Статья

Возрастная и специальная психология


Подготовила:
 Иванова Светлана Юрьевна
воспитатель,
I квалификационная категория

Общая психология – исследование психических функций (восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение).

Возрастная психология – исследование процесса развития каждой психической функции (восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение) на разных возрастных этапах

Возрастные особенности – специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития под влиянием культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов.

Онтогенез (от греч. on, ontos– «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития индивидуального организма, формирование основных структур психики индивида в течение его детства

С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение с взрослым).

Интериоризация - «присваивание» ребенком в процессе развития  социальных, знаково-символических структур и средств этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность.

*Развитие - процесс необратимых направленных и закономерных изменений, которые приводят к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики.

Эволюционное изменение – длительное и достаточно медленное развитие, в результате которого происходят устойчивые изменения организма, обогащается словарный запас человека.

Революционные изменения – быстрые, глубокие преобразования психики и поведения человека. Происходят во время возрастных кризисов.

Ситуационные изменения – быстрые, но недостаточно устойчивые изменения психики и поведения, требующие подкрепления. Бывают организованные и неорганизованные.

Организованные – обучающее влияния на человека, носят целенаправленный характер.

Неорганизованные ситуационные изменения носят, как правило, случайный характер и не предполагают системной работы по обучению и воспитания. В ситуационных изменениях особую роль играют психотравмирующие обстоятельства, накладывающие значительный отпечаток на изменение личности.

*Возрастные периоды – цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

(Л.С. Выготский)

Законы психического развития - общие и частные закономерности,  опираясь на которые можно этим развитием управлять.

*Движущие силы психического развития – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка. Эти факторы являются причинами и содержат в себе побудительные энергетические источники развития.

*Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.

*Законы психического развития – это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития.

Неравномерность – неодинаковое развитие различных психических функций. Каждая имеет стадии подъема, стабилизации и спада.

Например: Разные стороны психической деятельности ребенка развиваются неравномерно. Например, речевое развитие бурно происходит в раннем детском возрасте, а логическое мышление развивается в подростковом возрасте.

Гетерохромность  несинхронность, несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Одни функции опережают в развитии другие функции. Чем нужнее функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

  • Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции.

Например, наиболее благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевает связную речь.

Сензитивность(лат. sensitivus - чувствительный) возрастная - оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Потеряв его, в будущем придется затратить немало усилий и времени для развития определенной функции.

Например, сензитивный период развития речи 1-3 года, если он упущен, компенсировать потери в будущем можно с большим трудом.

Культурно-историческая теория развития
Л.С. Выготского

Положение о ведущей роли обучения в психическом развитии.

Высшие психические функции являются продуктом культурно-исторического развития.

Развитие человека происходит благодаря овладению им различными средствами – орудиями труда, и знаками.

Овладеть знаками можно только в процессе обучения.

Стадии психического развития

Младенчество 2 мес-1 год, кризис 1 года

Раннее детство 1-3 года, кризис 3 лет

Дошкольный возраст 3 - 7 лет, кризис 7 лет

Школьный возраст 8-12 лет, кризис 13 лет

Пубертатный возраст 14-17 лет, кризис 17 лет

  • Социальная ситуация развития – специфические для каждого возраста отношения между ребенком и социальной средой (деятельность и переживания)

Кризис развития возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...»                        (Выготский Л.С.)

  • Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.
  • Обостряются противоречия: между возросшими потребностями ребенка и его еще ограниченными возможностями, между новыми потребностями ребенка и сложившимися отношениями со взрослыми.

В процессе кризиса развития возникают возрастные новообразования – качества и свойства, которых не было раньше.

  • В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

    Новообразование – потребность в общении и хватании.

  • В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предметно-манипулятивная деятельность.

    Новообразование – самосознание («Я сам»).

  • Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра.

    Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.

  • Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет).

Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.


Психические новообразования, которые формируются в дошкольном возрасте
кризис 7 лет (Л. Ф. Обухова).

1) возникновение цельного детского мировоззрения;

2) возникновение первичных этических представлений;

3) возникновение соподчинения мотивов;

4) возникновение произвольного поведения;

5) появление внутреннего плана умственных действий;

6) возникновение личного сознания.

Основные линии развития ребенка, определяющие его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность
кризис 7 лет (Л. Ф. Обухова).

  1. формирование произвольного поведения;
  2. овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
  3. переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей);
  4. мотивационное развитие познавательной деятельности.

     

Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют   готовность к школьному обучению.

Возраст в психологии является категорией, служащей для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

  • Хронологический возраст (т.е. количество прожитых лет, месяцев)
  • Физиологический возраст (т.е. соответствие уровня физиологического развития индивида нормативным показателям для того или иного хронологического возраста)
  • Психологический возраст (т.е. показатель, устанавливаемый соответствием уровня психического развития средним показателям по всей популяции для определённого хронологического возраста) и т.п.
  • Ребёнок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках.
  • Подросток или юноша во многом могут проявлять себя, как дети.

Культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского.

  • Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении, постепенно переходят во внутренний план.
  • Зона ближайшего развития – область еще не созревших, но созревающих психических процессов, которые формируются в совместной деятельности, потенциальные возможности ребенка.
  • Актуальный уровень развития – уровень, на котором ребенок успешно справляется с заданием самостоятельно.
  • Обучение ведет за собой развитие. Искусственное забегание вперед ведет к натаскиванию, но не будет носить развивающего эффекта.

Факторы развития личности ребенка

     Развитие представляет собой качественные изменения – появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

  • Биологическое развитиеСчитается, что развитие определяется наследственными и врожденными факторами. Врожденное определяется внутриутробным развитием, а наследственное – появлением нового за счет генного аппарата.
  • Социальное развитие. Происходит под одновременным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов.
  • Специальное развитие. Это развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки, например, развитие профессиональной памяти, мышления, внимания, способностей и др.

Соотношение биологических и социальных факторов

  • Единство наследственных и социальных факторов в процессе развития (Л.С. Выготский), дифференцированное, изменяющееся в процессе развития.
  • Элементарные психические функции (ощущения, восприятие)  больше обусловлены наследственностью, чем средой.

Роль деятельности и общения в психическом развитии ребенка

  • Понятие ведущей деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев):

   1. В форме ведущей деятельности возникают новые виды деятельности.

Например, ребенок учится, играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учебной деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте.

Ведущей не может стать деятельность, которой ребенок отдает много времени.

Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении личности.

Но такого глубокого развивающего эффекта, как ведущая, в большинстве случаев дать не сможет.

2. В деятельности возникают и перестраиваются отдельные психические функции.

Например, в игре появляется творческое воображение.

3. От ведущей деятельности зависят изменения личности.

Например, ребенок в игре осваивает нормы поведения людей, взаимоотношения, которые воспроизводит в игровой ситуации.

  • Младенчество  - непосредственное общение с матерью
  • Ранний возраст – манипуляция с предметами
  • Дошкольный возраст – игра со сверстниками
  • Младший школьный – учебная деятельность
  • Подростковый – интимно-личностное общение со сверстниками
  • Старший школьный – подготовка к будущей профессии

История развития детской психологии

Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в.

     Чарльз Дарвин - описал развитие своего ребенка. Развитие - постепенная адаптация ребёнка к окружающей среде.

     Вильгельм Прейр, 1888 г. работа “ Душа ребёнка” описано психофизиологическое развитие дочери от рождения до трёх лет.

    Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., были связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы.

   

Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей?

Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи.

Социогенетический подход Э.Эриксона.

На каждом возрастном этапе развития формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

1) доверие – недоверие (1 год);

2) достижение равновесия: самостоятельность - нерешительность

     (2–4 года);

3) предприимчивость - чувство вины (4–6 лет);

4) умелость - неполноценность (6-11 лет;

5) идентификация личности - путаница ролей

    (12–15 лет – девочки и 13–16 лет – мальчики);

6) близость - одиночество (начало зрелости и семейной жизни);

7) общечеловечность - самопоглощенность (зрелый возраст);

8) целостность и безнадежность.

Психосоциальное развитие по Эриксону, этапы (Эриксон Эрик)


Методы исследования в возрастной психологии

  • метод срезов, сравнительный метод, лонгитюдный метод – тенденции развития

Методы получения результатов:

  • Наблюдение  
  • Анкетирование
  • Эксперимент, констатирующий, формирующий  эксперимент
  • Проективные методы
  • Социометрический метод
  • Тестирование, стандартизированные тесты

Структура деятельности

  • Мотивация, которая формируется на основе потребности.

Мотивация выполняет несколько функций:

  • побуждает поведение;
  • направляет и организует его;
  • придает ему личностный смысл и значимость.
  • Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.
  • Деятельность состоит из определенных действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей.

Пирамида потребностей Маслоу

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//konogonka.com/wp-content/uploads/2009/11/12_thumb.jpg&mb=imgdb_preview_1271&q=90&w=217

Выводы

  • Развитие ребенка зависит от социальной ситуации. 

Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени.

  • Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.
  • Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности. 
  • Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Примерный список литературы:
Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва. 2021 год.
Белкина, В. Н.  Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва. 2021 год.
Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. 2021 год. 
Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский, под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва. 2021 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия специального психолога с родителями

1. Особенности взаимодействия специального психолога с родителями в ходе консультирования; диагностическое и коррекционное поле в структуре консультативной встречи; особенности профилактической работы...

Реферат по специальной педагогике и психологии

Психология етей с ЗПР и проблемы их обучения и воспитания...

Проблема компенсации и коррекции в специальной психологии . Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.

В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее, указанные различия имеют не абсолютный, а относительн...