Проблема компенсации и коррекции в специальной психологии . Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.
статья по коррекционной педагогике
В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.
Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее, указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны,в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема компенсации и коррекции в специальной психологии | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема компенсации и коррекции в специальной психологии . Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.
Компенсация – процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных.
Коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций.
Дизонтогенез -это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.
Исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Адлера.
Орган в психологии А.А. Ухтомский: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» , «функциональный орган».
В основе псих деятельности лежат «функциональные системы», обладающие высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Два типа перестроек нарушенных функций – внутрисистемная и межсистемная.
Фазы компенсаторных процессов:
Связана с обнаружением того или иного нарушения
С оценкой параметров нарушения – локализация и глубина
Формирование программы последовательности и мобилизации ресурсов
Отслеживание процесса реализации программы
Остановка компенсаторного механизма и фиксация результата
Уровни компенсаторных механизмов.
Биологический, или телесный, уровень. На этом уровне компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически, без активного участия со стороны сознания человека.
Психологический, преодолевая ограниченные возможности биологического уровня, человеческий способ восстановления. Глухое животное погибнет, человек способен продолжать полноценную жизнь. Самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.
Психологические защиты по определению Р. М. Грановского, — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травматизирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладения со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.
Социально-психологический уровень.
Очень важен характер межличностных отношений. Ощущение нужности, духовного и социального благополучия.
Чувство-осмысленности существования: семья, профессия, ближайшее окружение вне семьи с этим связано причастность и независимость.
Целенаправленность существования, контроль над собственной жизнью.
Качество жизни.
Социальный уровень: социальная политика государства и отношение к инвалидам в обществе.
Биологическая и социальная компенсация: человек биосоциальное существо, поэтому в группе компенсаторных механизмов задействованы две группы факторов.
Адаптация и компенсация
Адаптация – составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды, система перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающие ее существование в изменившейся среде. Адаптация, когда меняется среда.
Компенсация – изменения внутри.
Действуют в разных направлениях, но едины в своих целях.
Компенсация (возмещать, уравновешивать) - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и тд), вследствие воздействия
патогенных факторов.
Вторичные - имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного, но обусловленных ими.
Чем дальше нарушение стоит от биологической основы, тем успешнее поддается психолого-пед коррекции.
Теория Адлера:
- комплекс неполноценности - благодаря стремлению к превосходству, которое обеспечивает в конечном счете преодоление имеющихся проблем.
Выготский:
- дефект- факт биологический, ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, занятии социальной позиции, становлении отношений с окружающими и т.д.
- влияние дефекта затрудняет нормальное протекание деятельности, но и
- служит усиленному развитию других функций, которые могут компенсировать недостаток.
«Минус дефекта превращается в плюс компенсации» (Выготский)
- компенсация возможна за счет «обходного пути» :
1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)
2. межсистемные (компенсация за счет функций или анализаторов н-р слепые - письмо -осязательный анализатор - Брайль)
- выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития
- на личностном уровне - поиск приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности. Защитный механизм - сублимация (переключение энергии с неудовлетворенных желаний на социально одобряемую активность)
Для педагога или психолога необходимо знать особенности и своеобразие «обходных путей» с помощью которых ребенок с проблемами достигает в развитии своих целей.
Компенсация психических функций– это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.
Первичная компенсацияпротекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства(очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е.в области психологических последствий нарушения.
Сущность вторичной компенсациизаключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.
Выделяют два типа компенсации.
Первый – внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.
Второй тип – межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.
Первый — биологический, или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.
Второй — психологический уровеньсущественно расширяет возможности компенсаторных механизмов,преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.
Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.
Коррекция,под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения,можно сформулировать несколько положений.
Прежде всего, коррекция —это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо,это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться,как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации— закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.
Коррекция, в отличие от компенсации,показана в случае нарушения функции,но не ее выпадении. Корригировать,например, зрение, когда оно отсутствует,бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.
Обратите внимание, что словосочетание«нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции.Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.
Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее, указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны,в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный фотоальбом, как средство достижения благополучной адаптации и дальнейшего развития ребенка в условиях группы компенсирующей направленности
Сентябрь - трудный месяц для детей, впервые перешагнувших порог детского сада. И от того, как встретят малышей взрослые – новые для них люди, от их стараний и усилий зависит эмоциона...
Консультация психолога для родителей "Психическое развитие ребенка третьего года жизни"
На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносл...
ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ «ДОМА РЕБЕНКА»
Актуальность программы обуславливается тем, переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы...
Выступление на Педагогическом Совете на тему «Развитие игровой деятельности, как основы социального развития ребенка в условиях ФГОС ДО»
В презентации отражается развитие игровой деятельности, как основы социальногго развития ребенка в условиях ФГОС ДО....
Консультация психолога с воспитателями "Степень адаптации ребенка к условиям детского сада"
Данная консультация поможет воспитателям групп раннего возраста и младшего дошкольного возраста обратить внимание на ключевые моменты и создать необходимые условия успешной адаптации детей, кото...
«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»
Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...
«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»
Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...