"Маленькие исследователи"
опыты и эксперименты (средняя группа)
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков в опытно - экспериментальной деятельности, знаний о правилах безопасного обращения с предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_biushkinoy_o.v.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №13»
ПРОЕКТ
«МАЛЕНЬКИЕ исследователи»
для воспитанников 4-5 лет
срок реализации: сентябрь 2021г. – май 2022г.
Разработчик:
Биушкина Ольга Владимировна,
воспитатель
Актуальность
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно познакомиться с объектами неживой природы.
Проблема: у детей младшего дошкольного возраста не сформированы навыки в опытно-экспериментальной деятельности, знания о правилах безопасного обращения с предметами.
Цель проекта: Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков в опытно-экспериментальной деятельности, знаний о правилах безопасного обращения с предметами.
Задачи:
- Сформировать первичные представления детей об элементарных опытах.
- Познакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
- Сформировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).
- Обогащать словарь детей.
Предполагаемые результаты: у детей младшего дошкольного возраста сформированы навыки в опытно-экспериментальной деятельности, знания о правилах безопасного обращения с предметами.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022).
Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы (4-5 года).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (сбор методической и художественной литературы по теме, разработка плана мероприятий.)
Основной этап (работа с детьми и их родителями)
Заключительный этап (фотовыставка «Маленькие экспериментаторы», развлечение «Путешествие маленьких исследователей»)
План работы с детьми
Содержание работы
Краски
Опытно – экспериментальная деятельность «Разноцветные леденцы»
Цель: повторить названия основных цветов. Дать знания, что при намокании леденцов вода окрашивается.
Сентябрь, первая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Разноцветная салфетка»
Цель: познакомить детей со свойством бумаги — намокает и окрашивается в цвета.
Сентябрь, вторая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Разноцветное молоко»
Цель: учить капать краску из пипетки, наблюдать за смешиванием цветов.
Сентябрь, третья неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Получилась радуга»
Цель: учить капать краску в баночку с водой. Продолжать наблюдать за окрашиванием воды. Учить смешивать цвета.
Сентябрь, четвертая неделя
Бумага
Опытно – экспериментальная деятельность «Бумага - разная»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину).
Октябрь, первая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Бумажные комочки»
Цель: познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием в шарик, закрепить свойство - бумага мнется.
Октябрь, вторая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Порвем бумагу»
Цель: дать представление о том, что бумага может рваться.
Октябрь, третья неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Мостики из бумаги»
Цель: дать представление о том, что бумага может принимать форму при сгибании и становится прочнее.
Октябрь, четвертая неделя
Вода
Опытно – экспериментальная деятельность «Теплая капелька, или помоги Колобку умыться»
Цель: способствовать накоплению у детей элементарных представлений о свойствах воды.
Ноябрь, первая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Встреча с ручейком»
Цель: продолжать знакомство со свойствами воды; развивать познавательную активность.
Ноябрь, вторая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Чистые ручки»
Цель: дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.
Ноябрь, третья неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Плавает-тонет»
Цель: познакомить, что предметы могут плавать и тонуть.
Ноябрь, четвертая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Куда спряталась водичка?»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, развивать интерес, любознательность; воспитывать аккуратность в работе с водой.
Декабрь, первая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Снег растаял»
Цель: уточнять представления о свойствах снега, развивать познавательную активность, образное мышление, любознательность; воспитывать культурно-гигиенические навыки, здоровье сберегающие навыки.
Декабрь, вторая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Льдинка ты где?»
Цель: уточнять представления о свойствах льда, развивать познавательную активность, образное мышление, любознательность; воспитывать культурно-гигиенические навыки, здоровье сберегающие навыки.
Декабрь, третья неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Снег грязный?»
Цель: продолжить знакомство со снегом, развивать познавательную активность, любознательность, воспитывать культурно-гигиенические навыки, здоровье сберегающие навыки (снег нельзя брать в рот - он грязный)
Декабрь, четвертая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Травка зеленеет, солнышко блестит»
Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук.
Январь, первая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
Январь, вторая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Январь, третья неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Рыбалка»
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Январь, четвертая неделя
Мыло
Опытно – экспериментальная деятельность «Такое разное мыло!»
Цель: познакомить детей с мылом, дать понятие что оно бывает разное- твердое, жидкое, с разным запахом.
Февраль, первая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Мыло-фокусник»
Цель: продолжать знакомить со свойствами и назначением мыла при смешивании с водой.
Февраль, вторая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Надувание мыльных пузырей»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь
Февраль, третья неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Пенный замок»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Февраль, четвертая неделя
Воздух
Опытно – экспериментальная деятельность «Игры с соломинкой»
Цель: способствовать накоплению у детей элементарных представлений о воздухе, развивать речевое дыхание (булькание в воде через соломинку).
Март, первая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.
Март, вторая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Дети машут веером»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
Март, третья неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Почему кораблики не плывут»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер при помощи веера
Март, четвертая неделя
Свет
Опытно – экспериментальная деятельность «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Апрель, первая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Фонарик»
Цель: показать значение света. Дать понятие о том, что без света темно (ничего не видно).
Апрель, вторая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Солнечный зайчик»
Цель: вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение.
Апрель, третья неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Загадочная тень»
Цель: дать понятие, что луч света оставляет тень от предмета.
Апрель, четвертая неделя
Песок
Опытно – экспериментальная деятельность «Следы»
Цель: дать представление о том, что на мокром
песке остаются следы и отпечатки.
Май, первая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Почему не получился куличик»
Цель: Ознакомление со свойствами песка: песок сухой- сыпучий, из него нельзя построить куличики. Песок влажный- не сыпучий, из него можно построить куличики.
Май, вторая неделя
Опытно – экспериментальная деятельность «Свойства песка»
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок.
Май, третья неделя
Развлечение «Путешествие маленьких исследователей»
Цель: закрепить полученные знания детей.
Май, четвертая неделя
Результат усвоения материала по проекту на май 2022г
Знакомы со свойствами бумаги
Знакомы со свойствами воды
Знакомы со свойствами мыла
Знакомы со свойствами воздуха
Знакомы со свойствами света
Знакомы со свойствами песка
Итог
План взаимодействия с родителями
Содержание работы
Сентябрь
Ознакомление с темой проекта
Октябрь
Папка-раскладка «Значение экспериментальной деятельности для детей»
Ноябрь
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Декабрь
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Январь
Фотовыставка «Я - маленький экспериментатор»
Февраль
Консультация: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира»
Март
Буклет «Маленькими шагами в мир экспериментирования!»
Апрель
Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!»
Май
Фотовыставка «Маленькие экспериментаторы»
Используемая литература:
- “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
- “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
- “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.
- “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Маленькие исследователи"
Цели: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный ...
Информация для родителей "Маленький исследователь"
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет такого явления, объекта, живого существа, которое оставило бы их равнодушными. И кто же лучше, чем родитель, может помочь малышу отк...
Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.
Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....
Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира"
Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира" Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей....
Вырастить маленького исследователя
Чем можно увлечь ребенка...
Маленькие исследователи
Консультация для родителей - проведение простых опытов в домашних условиях...
Составительская программа "Маленькие исследователи"
Эта программа была создана с целью развития у детей раннего возраста познавательного интереса, знакомства со свойствами различных предметов и материалов, закрепление элемента...