Составительская программа "Маленькие исследователи"
рабочая программа (окружающий мир, младшая группа) по теме
Эта программа была создана с целью развития у детей раннего возраста познавательного интереса, знакомства со свойствами различных предметов и материалов, закрепление элементарных представлений о форме, величине, цвете предметов, развитие мелкой моторики, развитие и координация крупных и мелких мышц, развитие воображения и сенсомоторных способностей, обучение тому, как жить в ладу с природой, не мучая, не убивая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkuie_issledovateli._programma.docx | 187.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4» с. Грачёвка Грачёвского муниципального района
Ставропольского края
( ранний возраст).
Бобырь Елена Ивановна
воспитатель первой
квалификационной категории
2007 – 2008 учебный год
Пояснительная записка. Ранний возраст-самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Первые знания об окружающем мире складываются у ребёнка в процессе освоения им близлежащего пространства, поэтому в ранний период детства особенно важна организация предметной среды.
Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешние стороны природных объектов и явлений, но и некоторые несложные взаимосвязи и закономерности. Показать детям такие взаимосвязи, раскрыть доступные их пониманию причины происходящих явлений - одна из важнейших задач воспитания.
Большое значение для сенсорного развития и самодеятельности детей имеют песок и вода.
В своём инстинктивном стремлении к саморазвитию ребёнок уже на первом году жизни неудержимо рвётся к этим материалам. Оформить их он ещё никак не может, и на первый взгляд он лишь бессмысленно возится с ними. На самом деле он в этом есть большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, он «изучает» его. Ведь для того, чтобы из материала что-нибудь сделать, нужно прежде всего изучить, постигнуть его свойства, особенности. Это инстинктивно чувствует он. Ребёнка увлекает процесс манипулирования материалом сам по себе, без желания из него что-нибудь сделать. Желание и умение сделать приходят позднее.
Цель программы: стимулирование самодеятельной игры-экспериментирования с различными подходящими для этого предметами и природными материалами, использование целебных свойств песка и воды, развитие психики ребёнка (стабилизация эмоционального состояния ), активизация творческих способностей ребёнка, становление в характере малыша таких черт, как совестливость, любовь к ближнему.
Задачи: развитие познавательного интереса, знакомство со свойствами различных предметов и материалов, закрепление элементарных представлений о форме, величине, цвете предметов, развитие мелкой моторики, развитие и координация крупных и мелких мышц, развитие воображения и сенсомоторных способностей, обучение тому, как жить в ладу с природой, не мучая, не убивая.
1 блок «ПЕСОК».
Задачи: знакомство с качествами предметов (песка, камней), закрепить умение манипулировать ими. Стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей, развитие тактильной чувствительности, оздоравливающее влияние.
2 блок «ВОДА».
Задачи: знакомство со свойствами воды, различных материалов, закрепление понятий «тёплый», «холодный», развитие координации движений, приобретение трудовых навыков, закрепить знание роли воды, закрепить представления о роли воды в природе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Знакомство с неживой природой.
ОКТЯБРЬ.
Игра «Поиграем, погуляем».
Цель: знакомство детей с песком, развитие моторики пальцев рук.
Игры с мыльными пузырями.
Цель: вызвать у детей эмоционально положительное состояние.
НОЯБРЬ.
Игра «Найди шарик».
Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой.
Игра-развлечение с водой.
Цель: создавать эмоционально положительную атмосферу общения с детьми. Вызвать желание поиграть с водой. Побуждать выделять игрушки, которые изображают животных и птиц, любящих воду.
ДЕКАБРЬ.
Игра «Печём печенье».
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики и координации движений.
Игра «Достань клад».
Цель: развитие внимания, координация движений.
ЯНВАРЬ.
Игра «Следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Игра «Спасатели».
Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.
ФЕВРАЛЬ.
Игра «Отгадай и откопай».
Цель: развивать тактильную чувствительность, моторику.
Игра «Тёплый – холодный».
Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».
МАРТ.
Игра «Домик за забором».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка.
Игра «Что как плавает».
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
АПРЕЛЬ.
Игра «Капитаны».
Цель: активизация губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.
Игра «Кто любит воду?»
Цель: продолжать учить детей отличать животных, которые любят воду, от тех, которые живут на суше.
МАЙ.
Игры в песочнице: «Строим дом».
Цель: закрепить знание свойств песка.
Игра «Водичка, водичка».
Цель: закрепить имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно называть предметы туалета, обогащать словарный запас.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
Знакомство с неживой природой.
СЕНТЯБРЬ.
Постройка из песка домика для зайчика.
Цель: дать представление о сухом и влажном песке: сухой – сыплется, влажный – лепится.
Постройка из камней домика для зайчика.
Цель: познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, ими можно украсить постройку из песка.
Каждый ребёнок строит из камней дорожку к дому зайчика.
ОКТЯБРЬ.
Аквариум – дом для рыбок.
Цель: познакомить с устройством аквариума: дно засыпать песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, тёмные, большие и маленькие.
Постройка из камней домика для собачки.
Цель: закрепить знание свойств камней. Сравниваем камень с поролоном: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Камни имеют разную форму, цвет. Из них можно построить дом для собачки.
НОЯБРЬ.
Игра с песком в центре песка и воды:
«Пирожки для куклы Кати».
Цель: закрепить знание свойств песка6 сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.
Наблюдение за водой в фонтанчике.
Цель: познакомить со свойствами воды: течёт, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми.
ДЕКАБРЬ.
Игра-занятие с водой, песком, камнями:
«Домик для черепашки Агашки».
Цель: закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей; учить использовать разную форму камней, их сходство с чем-либо при постройке домика.
Игры-забавы с водой.
Цель: закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно мыть игрушки; тяжёлые предметы в воде тонут, лёгкие плавают на поверхности.
Дидактическая игра
«Снежинка в гостях у ребят».
Цель: закрепить знание свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в тёплых руках снег тает и превращается в воду.
ЯНВАРЬ.
Игра «Великие помощники».
Цель: закрепить знание роли воды; она нужна человеку, в ней можно, например, постирать бельё и платьица для куклы Кати; водой поливают комнатные растения, земля становится влажной и растения пьют из неё влагу.
Игра «Купание куклы Кати».
Цель: закрепить знание свойств воды: чистая, тёплая, холодная; ещё раз повторить вопрос о том, кому нужна вода.
Игры-опыты с водой.
Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей.
ФЕВРАЛЬ.
Игра-опыт «Как растения пьют воду».
Цель: дать представления о том, что без воды всё живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится тёмной; всё живое любит чистую воду, загрязнять её нельзя.
Игра-сказка «Про маленькую капельку».
Цель: закрепить знания свойств воды: прозрачная, чистая, нужна человеку, животным, растениям.
Без воды не могут жить рыбы, птицы и, конечно человек.
МАРТ.
Наблюдение: как веточки пьют водичку.
Цель: объяснить детям, что ветка дерева живая, пьёт водичку, на ней распускаются листочки.
Игры с песком: «Угощение на мамин праздник».
Цель: закрепить знание свойств песка.
Лепим пирожки, украшаем их камешками.
Игры с водой «Уточки плавают».
Цель: закрепить знание свойств воды: лёгкие игрушки в воде плавают,
тяжёлые – тонут.
АПРЕЛЬ.
Наблюдение за водой в природе.
Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.
Бегут ручьи, дети пускают по ним кораблики, вода журчит, льётся, стекает в лужицы.
Наблюдаем за сосульками6 они хрупкие, тают на солнышке.
Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится вода.
Рассматривание картинок с изображением реки, пруда.
Цель: закрепить представления о роли воды в природе. В реке, в пруду живут рыбы, лягушки. Это их дом, они не могут без воды чистой, прозрачной. Нельзя воду загрязнять, в грязной воде всё живое погибнет.
МАЙ.
Игры в песочнице: «Строим башню».
Цель: закрепить знание свойств песка.
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображениями лошадей, коров, пасущихся на лугу.
Цель: закрепить знания о домашних животных6корова есть траву, пьёт воду, даёт молоко; лошадь тоже ест траву, пьёт воду, на лошади можно ездить, возить грузы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1.Овладение детьми раннего возраста разными видами деятельности.
2.Обеспечение психо-физиологического благополучия ребёнка.
3.Сформированность навыков здорового образа жизни.
4.Внедрение новых технологий в воспитании и обучении детей раннего возраста.
5.Воспитание правильного отношения к живым существам.
6.Осуществление преемственности между ранним возрастом и 2 младшей группой.
Срок реализации программы: 2007 -2008 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Маленькие исследователи"
«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»...
Рабочая программа «Маленькие исследователи»
Основываясь на целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования, рабочая программа «Маленькие исследователи» имеет цель: способствовать развитию у детей по...
Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие» (для детей дошкольного возраста 3-7 лет)
На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Образовательный процесс в ДОУ немыслим бе...
Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие исследователи"
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемог...
Программа "Маленькие исследователи"
Программа естественно-научной направленности для воспитанников 3-7 лет "Маленькие исследователи"...
Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие»
Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе (5-6 лет)...
Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ
Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...