Самообразование на тему:«Дидактическая игра как средство математического развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
развитие профессионального мастерства и компетентности по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Тема:«Дидактическая игра как средство математического развития детей дошкольного возраста»
Подготовила
Воспитатель
Хайрова Т.В.
Тема самообразования:«Дидактическая игра как средство математического развития детей дошкольного возраста»
Начало изучения темы-16.09.2019 г.
Окончание изучение темы -25.05.2021г.
Актуальность темы:
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Цель самообразования: развитие профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Повышать собственный уровень путем изучения необходимой литературы, посещение НОД, самообразования;
-Разработать перспективный план работы с детьми;
-Оформить в группе центр занимательной математики;
- Развивать у детей математические способности через дидактические игры;
-Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать);
- Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Ожидаемый результат:
В обучении детей основам математики использовать дидактическую игру. Это позволит обеспечить более успешную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Увлекаясь игрой, ребенок многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала. И конечно же будет развиваться и совершенствоваться его любознательность.
Дидактические игры включены в план работы по самообразованию «Дидактическая игра как средствоматематического развитиядетейдошкольного возраста».
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2019 /2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Срок | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями | Форма работы с педагогами |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по проблеме, создания плана работы | Консультация:«Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет» | |
Октябрь | Подбор материала по темам Дидактическая игра:«Математический планшет» | Консультация: «Игрушки развивалки» | |
Ноябрь | Дидактическая игра:«Разложи по баночкам» Оформление занимательного математического центра группы | Консультация: «Учим ребёнка математике» | |
Декабрь | Беседа:«Как люди научились считать» | Консультация:«Математика-это интересно» | |
Январь | ЛЭПБУК«Занимательная математика» Дидактические игры: «Учимся считать» «Выбери число» «Посчитай пальчики» «Собери пазлы по номеру» «Продолжи ряд» «Весёлый счёт» «Какой цифры не хватает» «Режим дня» «Дни недели» «Времена года» «Цифры в стихах» | Консультация: «Занимательная математика дома» | Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие математического мышления у детей дошкольного возраста с помощью ЛЭПБУКа» |
Февраль | Дидактическая игра: «Счетные палочки, или составь из палочек» | Рекомендации по созданию игр математического содержания | |
Март | Дидактическая игра: «Сложи из треугольников» Геометрические фигуры в загадках | Предложить математические загадки для детей | |
Апрель | Дидактическая игра: «Считай - не ошибись!» Конструирование из кубиков | Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке «Семья из геометрических фигур» | |
Май | Развлечение: «Страна Считалия» | Консультация для родителей: «Поиграйте в цифры с детьми» |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2020 /2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Срок | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями | Форма работы с педагогами |
Сентябрь | Разработка картотек игр по ФЭМП ЛЭПБУК «Юный финансист» Дидактические игры «За покупками» «Кто где работает» «Прорекламируй товар» «Путаница» «Учимся экономить» «Что дешевле?» «Что можно и что нельзя купить?» «Паровозик Неделька» | Консультация:«Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет» | |
Октябрь | Разработка картотек игр по ФЭМП ЛЭПБУК«Математика детям» Дидактические игры «Геометрические пирамидки» «День- ночь» «Запасливые ежи» «Изучаем цифры» «Координаты» «Математические соты» «Наверху -внизу» «Направления влево – вправо» «Один – много» «Посчитай и сравни» «Проездной билет» «Сосчитай» «Сосчитай котят» | Консультация: «Математика дома» | |
Ноябрь | Разработка картотек игр по ФЭМП ЛЭПБУК «Осень»: «Один-много», «лото», «Продолжи ряд», «Разрезанные картинки» Дидактическая игра: «Что где находится» «Из каких фигур состоит предмет» «Наш день» «Чего больше – меньше» Оформление занимательного математического центра группы | Консультация: «Ориентировка в пространстве» Беседа на тему: «Использование дидактических игр», с целью развитие количественных представлений у детей в условиях семьи. | |
Декабрь | Беседа:«Путешествие в мир математики» | Консультация:«Как научить ребёнка считать» | |
Январь | Разработка картотек игр по ФЭМП Дидактическая игра: «Математическая путаница» «Какой цифры не стало» | Консультация: «Играем вместе с детьми» | |
Февраль | Разработка картотек игр по ФЭМП ЛЭПБУК «Юный эколог» | Рекомендации по созданию игр математического содержания | |
Март | Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | Предложить математические загадки для детей | Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП |
Апрель | Разработка картотек игр по ФЭМП Дидактическая игра: «Разложи цифры в числовой ряд». Конструирование из кубиков по цифрам. | Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке. «Семья из геометрических фигур» | |
Май | Разработка картотек игр по ФЭМП ЛЭПБУК «Сортировка предметов»: «Найди отличия», «Математические пазлы», «Собери светофор» Написание отчёта о проделанной работе за учебный год Развлечение: «Путешествие в страну математики» | Консультация для родителей: «Поиграйте в цифры с детьми» |
Вывод: изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий (изготовление ЛЭПБУКа). Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Приложение 1
Список источников и литературы к изучению:
1. А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.
2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .
3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.
4. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.
5. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» , 2006г.
6. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.
7. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.
8. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006.
9. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.
10. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика-Синтез, 2012. — 80с.
11. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,– М.: 2006.
12. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru;
http://www.edu.ru;
http://www.detskiysad.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста».
Родительское собрание...
План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"
АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...

Статья на тему:Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений различного материала, при этом сохраняя положительное отношение выполнению задания ....
Папка-передвижка для взаимодействия с родителями на тему "Дидактические игры, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Целью данной разработки является взаимодействие с родителями по проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста....

Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 15.112021 на тему: «Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
Методические рекомендации по составлению картотеки дидиактических игр....

СТАТЬЯ на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2025год
Аннотация: в статье рассмотрена дидактическая игра в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства дидактическими играми....
Консультации для воспитателей Тема : «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»Роль дидактических игрДидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанност...