Самообразование на тему:«Дидактическая игра как средство математического развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Хайрова Татьяна Васильевна

развитие профессионального мастерства и компетентности по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема:«Дидактическая игра как средство математического развития детей дошкольного возраста»

        Подготовила

                           Воспитатель

Хайрова Т.В.

Тема самообразования:«Дидактическая игра как средство математического развития детей дошкольного возраста»

 Начало изучения темы-16.09.2019 г. 

 Окончание изучение темы -25.05.2021г.

Актуальность темы:

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Цель самообразования: развитие профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

 Задачи:

- Повышать  собственный уровень путем изучения  необходимой литературы, посещение НОД, самообразования;

-Разработать перспективный план работы с детьми;

-Оформить в группе центр занимательной математики;

- Развивать у детей математические способности через дидактические игры;

-Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать);

- Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

Ожидаемый результат:

В обучении детей основам математики использовать дидактическую игру. Это позволит обеспечить более успешную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Увлекаясь игрой, ребенок многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала. И конечно же будет развиваться и совершенствоваться его любознательность.

Дидактические игры  включены в план работы по самообразованию «Дидактическая игра как средствоматематического развитиядетейдошкольного возраста».

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2019 /2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Срок

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Форма работы с педагогами

Сентябрь

Подбор  и изучение литературы по проблеме, создания плана работы

Консультация:«Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет»

Октябрь

Подбор материала по темам Дидактическая игра:«Математический планшет»

Консультация: «Игрушки развивалки»

Ноябрь

Дидактическая игра:«Разложи по баночкам» Оформление занимательного математического центра группы

Консультация: «Учим ребёнка математике»

Декабрь

Беседа:«Как люди научились считать»

Консультация:«Математика-это интересно»

Январь

ЛЭПБУК«Занимательная математика»

Дидактические игры: «Учимся считать»

«Выбери число» «Посчитай пальчики»

«Собери пазлы по номеру»

«Продолжи ряд»

«Весёлый счёт»

«Какой цифры не хватает»

«Режим дня»

«Дни недели» «Времена года» «Цифры в стихах»

Консультация: «Занимательная математика дома»

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие математического мышления у детей дошкольного возраста с помощью ЛЭПБУКа»

Февраль

Дидактическая игра: «Счетные палочки, или составь из палочек»

Рекомендации по созданию игр математического содержания

Март

Дидактическая игра: «Сложи из треугольников»

Геометрические фигуры в загадках

Предложить математические загадки для детей

Апрель

Дидактическая игра: «Считай - не ошибись!»

Конструирование из кубиков

Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке

«Семья из геометрических фигур»

Май

Развлечение: «Страна Считалия»

Консультация для родителей: «Поиграйте в цифры с детьми»

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2020 /2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Срок

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Форма работы с педагогами

Сентябрь

Разработка картотек игр по ФЭМП

ЛЭПБУК

«Юный финансист»

Дидактические игры «За покупками»

«Кто где работает» «Прорекламируй товар»

«Путаница»

«Учимся экономить» «Что дешевле?»

«Что можно и что нельзя купить?»

«Паровозик Неделька»

Консультация:«Что должен

знать и уметь ребёнок 5-6 лет»

Октябрь

Разработка картотек игр по ФЭМП

ЛЭПБУК«Математика детям»

Дидактические игры «Геометрические пирамидки»

«День- ночь» «Запасливые ежи» «Изучаем цифры» «Координаты» «Математические соты»

«Наверху -внизу» «Направления влево – вправо»

 «Один – много» «Посчитай и сравни» «Проездной билет» «Сосчитай» «Сосчитай котят»

Консультация: «Математика дома»

Ноябрь

Разработка картотек игр по ФЭМП

ЛЭПБУК «Осень»: «Один-много», «лото», «Продолжи ряд», «Разрезанные картинки»

Дидактическая игра:

«Что где находится» «Из каких фигур состоит предмет» «Наш день»

 «Чего больше – меньше» Оформление занимательного математического центра группы

Консультация: «Ориентировка в пространстве»

Беседа на тему: «Использование

дидактических игр», с целью развитие количественных представлений у

детей в условиях семьи.

Декабрь

Беседа:«Путешествие в мир математики»

Консультация:«Как научить

ребёнка считать»

Январь

Разработка картотек игр по ФЭМП

Дидактическая игра:

«Математическая путаница»

«Какой цифры не стало»

Консультация: «Играем вместе с детьми»

Февраль

Разработка картотек игр по ФЭМП

ЛЭПБУК «Юный эколог»

Рекомендации по созданию игр математического содержания

Март

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Предложить математические загадки для детей

Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП

Апрель

Разработка картотек игр по ФЭМП

Дидактическая игра: «Разложи цифры в числовой ряд». Конструирование из кубиков по цифрам.

Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке.

«Семья из геометрических фигур»

Май

Разработка картотек игр по ФЭМП

ЛЭПБУК «Сортировка предметов»: «Найди отличия», «Математические пазлы», «Собери светофор»

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год Развлечение: «Путешествие в страну математики»

Консультация для родителей: «Поиграйте в цифры с детьми»

Вывод: изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий (изготовление ЛЭПБУКа). Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

Приложение 1

Список источников и литературы к изучению:

1. А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.

4. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.

5. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» , 2006г.

6. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.

7. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.

8. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006.

9. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.

10. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика-Синтез, 2012. — 80с.

11. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,– М.: 2006.

12. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"

АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...

Статья на тему:Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений различного материала, при этом сохраняя положительное отношение выполнению задания ....

Папка-передвижка для взаимодействия с родителями на тему "Дидактические игры, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Целью данной разработки является взаимодействие с родителями по проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста....

СТАТЬЯ на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2025год

Аннотация: в статье рассмотрена дидактическая игра  в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства дидактическими играми....

Консультации для воспитателей Тема : «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»Роль дидактических игрДидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанност...