Проект "Вороний день"
проект (подготовительная группа)
Данный проект предназначен для воспитания в детях чувства уважения, любви к «малой Родине» Югре, развития познавательного интереса и любознательности к жизни и традициям народов ханты и манси через, музыкально-игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Вороний день" | 736.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкально-игровой проект
«Вороний день»
срок реализации проекта:
15.03.2021 по 02. 04. 2021 года (краткосрочный)
Ахмедова Раиса Салимгереевна, музыкальный руководитель
МАДОУ ДС №10 «Березка»
1.Паспорт проекта
Тема: «Вороний день»
Автор-разработчик проекта: Ахмедова Раиса Салимгереевна
Вид проекта: музыкально-игровой
Сроки реализации проекта: 15.03.2021по 02.04.2021 года (краткосрочный)
Участники проекта: Дети от 6-ти до 8-ми лет, педагоги, музыкальный руководитель.
Проблема: Данный проект предназначен для воспитания в детях чувства уважения, любви к «малой Родине» Югре, развития познавательного интереса и любознательности к жизни и традициям народов ханты и манси через, музыкально-игровую деятельность.
Цель проекта: Приобщать детей к истокам народной культуры коренного населения ханты и манси.
Задачи проекта:
1. познакомить с особенностями праздников народов ханты и манси;
2. развивать познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям коренных народов Севера;
3. воспитывать у детей бережное отношение к птицам и животным, уважение и любовь к «малой Родине» Югре;
Ресурсы: Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Нормативно-правовые документы:
-Конвенция о правах ребенка
-Закон РФ «Об образовании»
-СанПиН 2.4.1.3049-13
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Материалы и оборудование: обручи, кегли, шапочки для важенок и оленят, бубны, голубая ткань, клюква, цветные ленты, бутафорская береза, хантыйские национальные костюмы для детей и взрослых, музыкальный репертуар.
Техническое средство обеспечение: экран со слайдами, музыкальная колонка, камера, фотоаппарат.
Музыкальный репертуар: песни, танцы, хороводы, игры, эстафеты.
Планируемый результат: Расширение представлений детей о традиционных национальных праздниках коренного народа Севера, которые занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами Севера как одно из средств возрождения своей культуры. Праздник «Вороний день», это очень разносторонний праздник со своими правилами. Это и праздник весны, тепла, и праздник начала жизни, и праздник благополучия.
Адресация: МАДОУ ДС №10 «Березка», дети группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет, музыкальный руководитель, педагоги.
2. Актуальность
«Вороний день»: почему ханты поклоняются вороне?» Дети совсем мало знакомы с обычаями и традициями народов ханты и манси, на территории которых мы проживаем. Традиционная культура народов севера складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.
Каждый праздник имеет свое символическое значение, связан с определенным обрядом, приметами. Ханты поклоняются вороне, потому что эта птица является символом весны, тепла, радости, добрым вестником, покровительницей женщин и детей.
Праздник «Вороний день» отмечается как большой праздник, на котором стараются присутствовать все: и дети, и взрослые. Проводятся разные игры и соревнования, дети поют песни, водят хороводы, танцуют традиционные хантыйские танцы. В конце праздника украшают березу яркими лентами.
3. Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный | |||
Работа с детьми | Работа с воспитателями | Работа с родителями | Музыкальный репертуар |
Знакомство с культурой народов Севера: «ханты и манси» Просмотр презентации: «Вороний день» | Чтение сказок народов ханты и манси: «Гордый олень» | Беседа об уважении, любви к коренным жителям Севера: «ханты и манси» |
|
II. Основной | |||
Работа с детьми | Работа с воспитателями | Работа с родителями | Музыкальный репертуар |
Разучивание песен, танцев, хороводов, музыкально-подвижных игр | Беседы: «Вороний день», «К нам ворона весну приносит», «Колыбель в традициях хантов»
| Совместное изготовление и подбор атрибутов: обручи, кегли, шапочки для важенок и оленят, бубны, голубая ткань, клюква, цветные ленты, бутафорская береза, хантыйские национальные костюмы для детей и взрослых. | 3. Хоровод «Весенний» 4. «Хантыйский танец»
|
III. Заключительный | |||
Работа с детьми | Работа с воспитателями | Работа с родителями | Музыкальный репертуар |
Создание атмосферы радости приобщения к празднику: «Вороний день» | Просмотр отрывка из мультфильма серии: «Гора Самоцветов» | Информация: «Как мы провели праздник «Вороний день» (Инстаграмм) |
8. Игра «Оленьи рога» |
Итог Продукт проектной деятельности Праздник «Вороний день» |
4. Ожидаемые результаты проекта:
1. Приобщение детей к традиции проведения праздника – «Вороний день» через музыкально-игровую деятельность;
2. Создание атмосферы радости приобщения к празднику;
3. Повышения познавательного интереса детей к новым песням, танцам, хороводам, музыкальным играм, эстафетам.
5. Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить новые песни, стихи, национальный хантыйский танец, чтение художественной литературы. Работа по проекту помогла развить у ребят кругозор, бережное отношение к птицам и животным, уважение к традициям коренных народов нашего края, любовь к «малой Родине» Югре.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель – сделать праздник для детей интересным и содержательным, наполнить ее яркими впечатлениями, а также радостью встречи с разными героями.
6. Материалы к проекту:
1. Информация праздника «Вороний день» (сайт Инстаграмм)
2. Приложение: сценарий, фотографии, видео с праздника «Вороний день»
7. Продукт проектной деятельности - Праздник «Вороний день»
Приложение к проекту:
- Сценарий
- Фотовидео
Сценарий «Моя Югра – моя планета!»
«Вороний день»
Ход праздника:
Ведущий: Вуща, вулаты! Это на языке народов ханты, здравствуйте! Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на традиционный хантыйский праздник «Ворнга хатл», что в переводе означает «Вороний день». Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу к новой жизни. Давайте послушаем загадки, а вы постарайтесь правильно отгадать.
1. Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ... (Весна) На экране демонстрируется слайд 2
2. В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
- Снег пугает, шалунишка:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек. Охватил его азарт.
А мальчишка этот - ... (Март)
3. Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Ведущий: Вот и наступили первые весенние дни, такие долгожданные. Мир вокруг нас изменяется удивительным образом.
Все чаще сквозь тучи и облака проглядывает чистое голубое небо, все больше слышно щебетание ранних птах по утрам, а днем - звонкая капель.
Это пробуждается природа. Уже совсем скоро мы сможем наслаждаться ароматом молодой листвы, сочными красками травы и первых цветов, которые появляются прямо из-под снега.
Эти чудесные весенние превращения вызывают радость и восторг у всех людей, живущих на нашей сибирской земле.
Ребята, а кто может сказать, как называется наша сибирская земля, наша малая Родина? (ответы детей.) Внимание на наш волшебный экран.
На экране демонстрируется отрывок из мультфильма из серии «Гора Самоцветов»
А живут на нашей Ханты-Мансийской земле люди различных национальностей. И встреча весны проходит у всех особенно, согласно традиции их народа. И сегодня я приглашаю Вас в необычное путешествие, чтобы познакомиться с древним весенним праздником народов манси и ханты – Вороньим праздником, Вороньим Днем. Это день прилета ворон!
У народа манси и ханты к этим пернатым особое отношение. Манси говорят: «К нам ворона приносит весну».
А весна на Севере наступает бурно! О ней возвещают яркие солнечные лучи, бегущие ручьи, громкое карканье ворон. Вы готовы отправиться в это путешествие?
Музыкальная Игра - танец «Северное царство»
В царстве холода и стужи,
Все кругом сковали льды.
(Повороты головы «Внимательная сова»)
Серебристые метели
Запорошили следы.
(Поочередно поднимать руки вверх ладонями вниз с одновременным поворотом головы)
Воет ветер, злится вьюга,
Заметая все кругом.
(Ноги в широкой стойке, руки вверх с раскрытыми ладонями, выполнять наклоны в стороны)
И осыпана округа
Белоснежным серебром.
(Ноги в широкой стойке, руки разведены в стороны выполнять повороты туловищем влево и вправо)
В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога.
(Раскрывать руки в стороны, затем поднимать над головой, изображая «оленьи рожки»)
Гордый северный олень!
Царь всех северных зверей!
(Выполнять на месте «Олений бег»)
А белые медведи немного косолапы,
Белые медведи немного толстопяты.
(Имитировать шаги медведей)
Все они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
(Взяться за руки и ходить как «Мишки»)
Лыжи с палками возьмем,
И на лыжах мы пойдем.
Вьюга да метелица
По дорожке стелется.
(Имитировать ходьбу на лыжах)
Ох нелегок этот путь,
Надо дети отдохнуть.
(Широкая стойка, руки на бедрах – выполнять прыжки, затем присесть на корточки)
Звучит мансийская весенняя мелодия. В зал входят женщина и девочка в национальных костюмах манси - Мать Матерей и Дочь - и усаживаются у огня рядом с чумом.
Мать матерей: - Вот и мы до весны дожили - ВОРОНЫ дождались.
Дочь: - Мать матерей, скажи, ведь ворона хорошая птица?
Мать матерей: - Хорошая.
Дочь: - А почему хорошая?
Мать матерей: - С именем Вороны много связано. И первое дыхание весны, и первое тепло.
Дочь: - И первые проталинки, и первые ручьи, и первые ростки.
Мать матерей: - Все первое…
Дочь: - А почему все первое?
Мать матерей: - А вот послушай, как об этом говорится в старинной легенде.
Повествование Легенды сопровождается демонстрацией слайдов
«Давно это было. Пришла лютая зима, (Слайд) с треск морозами, солнце скрылось за тучами, казалось, что метели и вьюги бесконечны. (Слайд) Мороз крепчал день ото дня, запасы продуктов заканчивались. (Слайд) Все живое – звери деревья, люди – словно превратились в ледяные фигуры. (Слайд)
Но вот однажды в этот северный заснеженный край может случайно, а может из любопытства, залетела ворона. (Слайд) Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Ни звука, ни шороха не слышно. Страшно ей стало. Собралась тогда ворона с силой и от отчаяния громко закричала.
Полетел её звонкий, пронзительный крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля: солнце вышло из-за туч, побежали ручьи, проснулся человек. (Слайд) С этого дня повели свой род ханты. (Слайд)
Дочь: А Правда, что в день прилёта ворон, ханты устраивают весенний праздник!
Мать матерей: Правда, а еще по поведению птиц судят о том, какая будет весна- Если первая Ворона сядет на высокое дерево, то долго мы тепла ждать будем, если на низкое – быстро снег растает, а солнце и нас согреет. А еще Ворона радуется рождению нового человека.
Дочь: - А как она радуется?
Мать Матерей: Как люди радуются, так и она радуется.
Ещё предки наши говорили: Ворона прилетает туда, где родился малыш – добра ему желает». «В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. А мох, на котором видели сидящую Ворону, собирали и стелили в люльки младенцам, чтоб они были здоровы и счастливы.
Дочь: - Расскажи еще про Ворону.
Мать Матерей: Есть о Вороне красивая легенда. Встает, рассказывает.
Звучит фоновая мелодия – повествование легенды
«Говорят, давным – давно ворона белой была. (Слайд) И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. (Слайд) Людям не то, что живность накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. (Слайд) Недолго кружила она, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили её люди и глазам на поверили: улетела белая, а вернулась – черная. (Слайд)
А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума, потому что как бы ты ни бедствовал, до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И как они ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере. И ещё, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей».(Слайд)
- Вот и ждут люди прилета Вороны, как прихода Весны.
Как бы и нам не пропустить эту радость, пока Ворона не прилетела нам нужно успеть для неё приготовить гнёздышко, чтобы ножки она свои погрела. (Уходят)
Ведущий: Ребята, а давайте, и мы построим гнездо для Вороны. Приглашаю две команды, по пять человек. Это задание не совсем простое… Нужно собрать ветки и построить гнездо для Вороны.
Игра «Гнездо для вороны»
Ведущий: Вот мы и гнездо построили для Вороны, а ее что-то нет!
Вы слышите эти звуки (звук бубна шамана). Кажется, я знаю, кто нам может помочь! В каждом хантыйском стойбище есть такой человек, который слышит и понимает Землю, Воду и Небо, и конечно же животных и птиц. Он помогает лечить болезни и даже предсказывает будущее. Это шаман. Он идет сюда.
Под музыку в зал входит Шаман
Шаман: Я сегодня слушал Небо, слушал, как тучи собираются, как метель начинается. Зима сопротивляется приходу весны. А птица не взлетает в метель. Может нам для зимы песню спеть, чтоб она добрее стала.
Песня «Идет поет Весна»
Шаман припадает к земле:
Чу! Я слышу топот оленей, крики людей, скрип снега.
Это начинается веселье после хоровода.
В древности считалось, чем веселее встречать весну, тем быстрее прилетит Ворона, вестник весны.
Чтобы нам весну встречать
Нужно весело играть.
Ведущий: Уважаемый Шаман, наши ребята очень любят песни и игры. Мы согласны повеселиться с тобой. Правда ребята?
Шаман: Ну что ж начинаем веселье. Ребята, а вы знаете на чем передвигаются по тундре народ ханты и манси? (ответы детей) Приглашаю поиграть.
Игра «Важенка и оленята»
На полу разложено несколько обручей. В каждом из них находится «Важенка»- олениха, за обручем 2-3 «Олененка». В углу зала стоит «Волк».
Бродит в тундре Важенка,
С нею – Оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
«Оленята», подняв руки вверх, изображая «оленьи рожки» бегают «оленьим бегом» вокруг обруча.
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамы.
Важенка в кругу грозит пальцем деткам, оленята кивают головами и выполняют бег на месте
На проигрыш «оленята» убегают от домика играют, бегая по «тундре». На слова «Волк идет» убегают в свои домики, Волк ловит. После игры Волк уходит.
Шаман: Молодцы! Настоящие олени! А теперь проверим-ка, вашу ловкость.
Игра «Оленьи рога»
Ставятся 2 оленя (в качестве оленей используются кольцебросы)- дети по очереди кидают кольца по 2-3 попытки
Шаман: Ловкие охотники! Следующее состязание называется
«Перетяни палку»
2 мальчика садятся напротив друг друга, упираются друг в друга ступнями ног и держаться за одну палку, пытаясь перетянуть палку на себя. После состязания жмут друг другу руки и обнимаются. Игра проводится 2-3 раза.
Шаман: Какие ловкие и сильные ребята, настоящие охотники.
Тише, я слышу Небо, оно поет ветрами, я слышу Землю, она согревается. Думаю, вестник весны уже близко…
Слышно Карканье Вороны. Залетает Ворона.
Ворона: Кар – кар! Вуща, вуща, ешик ех! Здравствуйте, добрые люди! Долго я к вам летела из далеких теплых краев. И вот, я с вами. И пусть с моим появлением маленькие девочки и маленькие мальчики родятся!
Пока я летела к вам – очень замёрзла. Злые духи, ветра да метели не хотели пускать меня в родные края. Потому и погода не балует: то тепло, то мороз. Кто мёрзнет и хочет согреться, выходите и вставайте в хоровод.
Хоровод «Весенний»
Шаман: Ворона здесь, ну а мне пора.
Ведущий: Спасибо, тебе Шаман. За твое волшебное веселье, оно помогло вернуть солнце на нашу землю. И в благодарность за это наши ребята хотят подарить тебе в этот весенний день нежный, красивый хантыйский танец:
«Хантыйский танец»
Шаман: Спасибо вам ребята! Олтул олнэ! Живите в гармонии с Водой, Землей, Небом! Я вижу будущее нашего края в таких дружных, добрых детях. Торум эт олэн! До свидания, ребята!
Играя на бубне, Шаман уходит
Ворона: Какие же Вы ребята веселые и добрые! Сегодня день праздничный, люди радуются, друг друга поздравляют, угощают. И по старинному обычаю я хочу вас угостить дарами нашей богатой Югорской земли.
Ворона вручает угощение ведущей ягоды брусники, клюквы.
Ворона: У народа ханты и манси есть древний обычай – с приходом весны, завязывать яркие ленточки на берёзу. Это дерево считается самым чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, важно пожелать, чтобы счастливы и здоровы были близкие и родные, а главное загадать своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется. У вас есть такое желание, ребята? Ворона раздает ленточки, дети завязывают их на берёзу.
Ведущий: Первыми подойти к березке я предлагаю девочкам. Так как вороний день считается женским праздником. (Девочки завязывают ленты)
А теперь свое желание загадают мальчики. (Мальчики завязывают ленты)
Ворона: С пробуждением тебя мать Земля! Тебе зеленеть, а нам радоваться. Прими дары наши.
Высоко, далеко я летала, да у Торума просила, чтобы все желания людей исполнялись.
А Вам дети я древний наказ передать должна:
В беде стойкими будьте!
В битве храбрыми будьте!
В ученье – усердными,
В славе – скромными!
Так говорят люди, совсем старые люди!
Пора мне. Полетела я дальше, других ребят поздравлять с весной.
(Ворона улетает.)
Ведущий: До свидания! (прощается с Вороной).
Вот и заканчивается наше увлекательное путешествие по суровому и одновременно ласковому краю, которому так нужны наше тепло и забота.
Ребенок:
Ты - святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая наша Югра.
Ведущий: Всего вам доброго, до свидания!
Праздник заканчивается, взрослые и дети уходят в группу.
2. Фотоматериал
Используемая литература:
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/Художники В.Х. Янаев, В.Н. Курдов – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
- Путеводная звезда; Хантыйские узоры; Благодарность: [стихотворения] / М. И. Шульгин; пер. с хант. яз. М. Лецкин // Ленинская правда. – 1968. – 1 янв.
- Ругин Р. П. Главные приметы: [Цикл стихов] / Пер. с хант. И. Фоняков // Север. - 1986. - № 4. - С. 48-49.
- Интернет-ресурсы.
матери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)
8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с Днем с емьи, любви и верности. Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...
15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.
Многие из нас, взрослых, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...
Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"
Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...
"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"
Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...
Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему: "Неделя искусств: 1-ый – день поэзии; 2-ой – день литературы; 3-ий – день живописи; 4-ый – день музыки; 5-ый – день театра".
Календарно-тематическое планирование в средней группе...
День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)
На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....
11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.
С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...