Проект "Вороний день"
проект (подготовительная группа)
Данный проект предназначен для воспитания в детях чувства уважения, любви к «малой Родине» Югре, развития познавательного интереса и любознательности к жизни и традициям народов ханты и манси через, музыкально-игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 736.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкально-игровой проект
«Вороний день»
срок реализации проекта:
15.03.2021 по 02. 04. 2021 года (краткосрочный)
Ахмедова Раиса Салимгереевна, музыкальный руководитель
МАДОУ ДС №10 «Березка»
1.Паспорт проекта
Тема: «Вороний день»
Автор-разработчик проекта: Ахмедова Раиса Салимгереевна
Вид проекта: музыкально-игровой
Сроки реализации проекта: 15.03.2021по 02.04.2021 года (краткосрочный)
Участники проекта: Дети от 6-ти до 8-ми лет, педагоги, музыкальный руководитель.
Проблема: Данный проект предназначен для воспитания в детях чувства уважения, любви к «малой Родине» Югре, развития познавательного интереса и любознательности к жизни и традициям народов ханты и манси через, музыкально-игровую деятельность.
Цель проекта: Приобщать детей к истокам народной культуры коренного населения ханты и манси.
Задачи проекта:
1. познакомить с особенностями праздников народов ханты и манси;
2. развивать познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям коренных народов Севера;
3. воспитывать у детей бережное отношение к птицам и животным, уважение и любовь к «малой Родине» Югре;
Ресурсы: Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Нормативно-правовые документы:
-Конвенция о правах ребенка
-Закон РФ «Об образовании»
-СанПиН 2.4.1.3049-13
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Материалы и оборудование: обручи, кегли, шапочки для важенок и оленят, бубны, голубая ткань, клюква, цветные ленты, бутафорская береза, хантыйские национальные костюмы для детей и взрослых, музыкальный репертуар.
Техническое средство обеспечение: экран со слайдами, музыкальная колонка, камера, фотоаппарат.
Музыкальный репертуар: песни, танцы, хороводы, игры, эстафеты.
Планируемый результат: Расширение представлений детей о традиционных национальных праздниках коренного народа Севера, которые занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами Севера как одно из средств возрождения своей культуры. Праздник «Вороний день», это очень разносторонний праздник со своими правилами. Это и праздник весны, тепла, и праздник начала жизни, и праздник благополучия.
Адресация: МАДОУ ДС №10 «Березка», дети группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет, музыкальный руководитель, педагоги.
2. Актуальность
«Вороний день»: почему ханты поклоняются вороне?» Дети совсем мало знакомы с обычаями и традициями народов ханты и манси, на территории которых мы проживаем. Традиционная культура народов севера складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.
Каждый праздник имеет свое символическое значение, связан с определенным обрядом, приметами. Ханты поклоняются вороне, потому что эта птица является символом весны, тепла, радости, добрым вестником, покровительницей женщин и детей.
Праздник «Вороний день» отмечается как большой праздник, на котором стараются присутствовать все: и дети, и взрослые. Проводятся разные игры и соревнования, дети поют песни, водят хороводы, танцуют традиционные хантыйские танцы. В конце праздника украшают березу яркими лентами.
3. Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный | |||
Работа с детьми | Работа с воспитателями | Работа с родителями | Музыкальный репертуар |
Знакомство с культурой народов Севера: «ханты и манси» Просмотр презентации: «Вороний день» | Чтение сказок народов ханты и манси: «Гордый олень» | Беседа об уважении, любви к коренным жителям Севера: «ханты и манси» |
|
II. Основной | |||
Работа с детьми | Работа с воспитателями | Работа с родителями | Музыкальный репертуар |
Разучивание песен, танцев, хороводов, музыкально-подвижных игр | Беседы: «Вороний день», «К нам ворона весну приносит», «Колыбель в традициях хантов»
| Совместное изготовление и подбор атрибутов: обручи, кегли, шапочки для важенок и оленят, бубны, голубая ткань, клюква, цветные ленты, бутафорская береза, хантыйские национальные костюмы для детей и взрослых. | 3. Хоровод «Весенний» 4. «Хантыйский танец»
|
III. Заключительный | |||
Работа с детьми | Работа с воспитателями | Работа с родителями | Музыкальный репертуар |
Создание атмосферы радости приобщения к празднику: «Вороний день» | Просмотр отрывка из мультфильма серии: «Гора Самоцветов» | Информация: «Как мы провели праздник «Вороний день» (Инстаграмм) |
8. Игра «Оленьи рога» |
Итог Продукт проектной деятельности Праздник «Вороний день» |
4. Ожидаемые результаты проекта:
1. Приобщение детей к традиции проведения праздника – «Вороний день» через музыкально-игровую деятельность;
2. Создание атмосферы радости приобщения к празднику;
3. Повышения познавательного интереса детей к новым песням, танцам, хороводам, музыкальным играм, эстафетам.
5. Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить новые песни, стихи, национальный хантыйский танец, чтение художественной литературы. Работа по проекту помогла развить у ребят кругозор, бережное отношение к птицам и животным, уважение к традициям коренных народов нашего края, любовь к «малой Родине» Югре.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель – сделать праздник для детей интересным и содержательным, наполнить ее яркими впечатлениями, а также радостью встречи с разными героями.
6. Материалы к проекту:
1. Информация праздника «Вороний день» (сайт Инстаграмм)
2. Приложение: сценарий, фотографии, видео с праздника «Вороний день»
7. Продукт проектной деятельности - Праздник «Вороний день»
Приложение к проекту:
- Сценарий
- Фотовидео
Сценарий «Моя Югра – моя планета!»
«Вороний день»
Ход праздника:
Ведущий: Вуща, вулаты! Это на языке народов ханты, здравствуйте! Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на традиционный хантыйский праздник «Ворнга хатл», что в переводе означает «Вороний день». Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу к новой жизни. Давайте послушаем загадки, а вы постарайтесь правильно отгадать.
1. Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ... (Весна) На экране демонстрируется слайд 2
2. В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
- Снег пугает, шалунишка:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек. Охватил его азарт.
А мальчишка этот - ... (Март)
3. Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Ведущий: Вот и наступили первые весенние дни, такие долгожданные. Мир вокруг нас изменяется удивительным образом.
Все чаще сквозь тучи и облака проглядывает чистое голубое небо, все больше слышно щебетание ранних птах по утрам, а днем - звонкая капель.
Это пробуждается природа. Уже совсем скоро мы сможем наслаждаться ароматом молодой листвы, сочными красками травы и первых цветов, которые появляются прямо из-под снега.
Эти чудесные весенние превращения вызывают радость и восторг у всех людей, живущих на нашей сибирской земле.
Ребята, а кто может сказать, как называется наша сибирская земля, наша малая Родина? (ответы детей.) Внимание на наш волшебный экран.
На экране демонстрируется отрывок из мультфильма из серии «Гора Самоцветов»
А живут на нашей Ханты-Мансийской земле люди различных национальностей. И встреча весны проходит у всех особенно, согласно традиции их народа. И сегодня я приглашаю Вас в необычное путешествие, чтобы познакомиться с древним весенним праздником народов манси и ханты – Вороньим праздником, Вороньим Днем. Это день прилета ворон!
У народа манси и ханты к этим пернатым особое отношение. Манси говорят: «К нам ворона приносит весну».
А весна на Севере наступает бурно! О ней возвещают яркие солнечные лучи, бегущие ручьи, громкое карканье ворон. Вы готовы отправиться в это путешествие?
Музыкальная Игра - танец «Северное царство»
В царстве холода и стужи,
Все кругом сковали льды.
(Повороты головы «Внимательная сова»)
Серебристые метели
Запорошили следы.
(Поочередно поднимать руки вверх ладонями вниз с одновременным поворотом головы)
Воет ветер, злится вьюга,
Заметая все кругом.
(Ноги в широкой стойке, руки вверх с раскрытыми ладонями, выполнять наклоны в стороны)
И осыпана округа
Белоснежным серебром.
(Ноги в широкой стойке, руки разведены в стороны выполнять повороты туловищем влево и вправо)
В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога.
(Раскрывать руки в стороны, затем поднимать над головой, изображая «оленьи рожки»)
Гордый северный олень!
Царь всех северных зверей!
(Выполнять на месте «Олений бег»)
А белые медведи немного косолапы,
Белые медведи немного толстопяты.
(Имитировать шаги медведей)
Все они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
(Взяться за руки и ходить как «Мишки»)
Лыжи с палками возьмем,
И на лыжах мы пойдем.
Вьюга да метелица
По дорожке стелется.
(Имитировать ходьбу на лыжах)
Ох нелегок этот путь,
Надо дети отдохнуть.
(Широкая стойка, руки на бедрах – выполнять прыжки, затем присесть на корточки)
Звучит мансийская весенняя мелодия. В зал входят женщина и девочка в национальных костюмах манси - Мать Матерей и Дочь - и усаживаются у огня рядом с чумом.
Мать матерей: - Вот и мы до весны дожили - ВОРОНЫ дождались.
Дочь: - Мать матерей, скажи, ведь ворона хорошая птица?
Мать матерей: - Хорошая.
Дочь: - А почему хорошая?
Мать матерей: - С именем Вороны много связано. И первое дыхание весны, и первое тепло.
Дочь: - И первые проталинки, и первые ручьи, и первые ростки.
Мать матерей: - Все первое…
Дочь: - А почему все первое?
Мать матерей: - А вот послушай, как об этом говорится в старинной легенде.
Повествование Легенды сопровождается демонстрацией слайдов
«Давно это было. Пришла лютая зима, (Слайд) с треск морозами, солнце скрылось за тучами, казалось, что метели и вьюги бесконечны. (Слайд) Мороз крепчал день ото дня, запасы продуктов заканчивались. (Слайд) Все живое – звери деревья, люди – словно превратились в ледяные фигуры. (Слайд)
Но вот однажды в этот северный заснеженный край может случайно, а может из любопытства, залетела ворона. (Слайд) Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Ни звука, ни шороха не слышно. Страшно ей стало. Собралась тогда ворона с силой и от отчаяния громко закричала.
Полетел её звонкий, пронзительный крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля: солнце вышло из-за туч, побежали ручьи, проснулся человек. (Слайд) С этого дня повели свой род ханты. (Слайд)
Дочь: А Правда, что в день прилёта ворон, ханты устраивают весенний праздник!
Мать матерей: Правда, а еще по поведению птиц судят о том, какая будет весна- Если первая Ворона сядет на высокое дерево, то долго мы тепла ждать будем, если на низкое – быстро снег растает, а солнце и нас согреет. А еще Ворона радуется рождению нового человека.
Дочь: - А как она радуется?
Мать Матерей: Как люди радуются, так и она радуется.
Ещё предки наши говорили: Ворона прилетает туда, где родился малыш – добра ему желает». «В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. А мох, на котором видели сидящую Ворону, собирали и стелили в люльки младенцам, чтоб они были здоровы и счастливы.
Дочь: - Расскажи еще про Ворону.
Мать Матерей: Есть о Вороне красивая легенда. Встает, рассказывает.
Звучит фоновая мелодия – повествование легенды
«Говорят, давным – давно ворона белой была. (Слайд) И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. (Слайд) Людям не то, что живность накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. (Слайд) Недолго кружила она, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили её люди и глазам на поверили: улетела белая, а вернулась – черная. (Слайд)
А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума, потому что как бы ты ни бедствовал, до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И как они ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере. И ещё, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей».(Слайд)
- Вот и ждут люди прилета Вороны, как прихода Весны.
Как бы и нам не пропустить эту радость, пока Ворона не прилетела нам нужно успеть для неё приготовить гнёздышко, чтобы ножки она свои погрела. (Уходят)
Ведущий: Ребята, а давайте, и мы построим гнездо для Вороны. Приглашаю две команды, по пять человек. Это задание не совсем простое… Нужно собрать ветки и построить гнездо для Вороны.
Игра «Гнездо для вороны»
Ведущий: Вот мы и гнездо построили для Вороны, а ее что-то нет!
Вы слышите эти звуки (звук бубна шамана). Кажется, я знаю, кто нам может помочь! В каждом хантыйском стойбище есть такой человек, который слышит и понимает Землю, Воду и Небо, и конечно же животных и птиц. Он помогает лечить болезни и даже предсказывает будущее. Это шаман. Он идет сюда.
Под музыку в зал входит Шаман
Шаман: Я сегодня слушал Небо, слушал, как тучи собираются, как метель начинается. Зима сопротивляется приходу весны. А птица не взлетает в метель. Может нам для зимы песню спеть, чтоб она добрее стала.
Песня «Идет поет Весна»
Шаман припадает к земле:
Чу! Я слышу топот оленей, крики людей, скрип снега.
Это начинается веселье после хоровода.
В древности считалось, чем веселее встречать весну, тем быстрее прилетит Ворона, вестник весны.
Чтобы нам весну встречать
Нужно весело играть.
Ведущий: Уважаемый Шаман, наши ребята очень любят песни и игры. Мы согласны повеселиться с тобой. Правда ребята?
Шаман: Ну что ж начинаем веселье. Ребята, а вы знаете на чем передвигаются по тундре народ ханты и манси? (ответы детей) Приглашаю поиграть.
Игра «Важенка и оленята»
На полу разложено несколько обручей. В каждом из них находится «Важенка»- олениха, за обручем 2-3 «Олененка». В углу зала стоит «Волк».
Бродит в тундре Важенка,
С нею – Оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
«Оленята», подняв руки вверх, изображая «оленьи рожки» бегают «оленьим бегом» вокруг обруча.
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамы.
Важенка в кругу грозит пальцем деткам, оленята кивают головами и выполняют бег на месте
На проигрыш «оленята» убегают от домика играют, бегая по «тундре». На слова «Волк идет» убегают в свои домики, Волк ловит. После игры Волк уходит.
Шаман: Молодцы! Настоящие олени! А теперь проверим-ка, вашу ловкость.
Игра «Оленьи рога»
Ставятся 2 оленя (в качестве оленей используются кольцебросы)- дети по очереди кидают кольца по 2-3 попытки
Шаман: Ловкие охотники! Следующее состязание называется
«Перетяни палку»
2 мальчика садятся напротив друг друга, упираются друг в друга ступнями ног и держаться за одну палку, пытаясь перетянуть палку на себя. После состязания жмут друг другу руки и обнимаются. Игра проводится 2-3 раза.
Шаман: Какие ловкие и сильные ребята, настоящие охотники.
Тише, я слышу Небо, оно поет ветрами, я слышу Землю, она согревается. Думаю, вестник весны уже близко…
Слышно Карканье Вороны. Залетает Ворона.
Ворона: Кар – кар! Вуща, вуща, ешик ех! Здравствуйте, добрые люди! Долго я к вам летела из далеких теплых краев. И вот, я с вами. И пусть с моим появлением маленькие девочки и маленькие мальчики родятся!
Пока я летела к вам – очень замёрзла. Злые духи, ветра да метели не хотели пускать меня в родные края. Потому и погода не балует: то тепло, то мороз. Кто мёрзнет и хочет согреться, выходите и вставайте в хоровод.
Хоровод «Весенний»
Шаман: Ворона здесь, ну а мне пора.
Ведущий: Спасибо, тебе Шаман. За твое волшебное веселье, оно помогло вернуть солнце на нашу землю. И в благодарность за это наши ребята хотят подарить тебе в этот весенний день нежный, красивый хантыйский танец:
«Хантыйский танец»
Шаман: Спасибо вам ребята! Олтул олнэ! Живите в гармонии с Водой, Землей, Небом! Я вижу будущее нашего края в таких дружных, добрых детях. Торум эт олэн! До свидания, ребята!
Играя на бубне, Шаман уходит
Ворона: Какие же Вы ребята веселые и добрые! Сегодня день праздничный, люди радуются, друг друга поздравляют, угощают. И по старинному обычаю я хочу вас угостить дарами нашей богатой Югорской земли.
Ворона вручает угощение ведущей ягоды брусники, клюквы.
Ворона: У народа ханты и манси есть древний обычай – с приходом весны, завязывать яркие ленточки на берёзу. Это дерево считается самым чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, важно пожелать, чтобы счастливы и здоровы были близкие и родные, а главное загадать своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется. У вас есть такое желание, ребята? Ворона раздает ленточки, дети завязывают их на берёзу.
Ведущий: Первыми подойти к березке я предлагаю девочкам. Так как вороний день считается женским праздником. (Девочки завязывают ленты)
А теперь свое желание загадают мальчики. (Мальчики завязывают ленты)
Ворона: С пробуждением тебя мать Земля! Тебе зеленеть, а нам радоваться. Прими дары наши.
Высоко, далеко я летала, да у Торума просила, чтобы все желания людей исполнялись.
А Вам дети я древний наказ передать должна:
В беде стойкими будьте!
В битве храбрыми будьте!
В ученье – усердными,
В славе – скромными!
Так говорят люди, совсем старые люди!
Пора мне. Полетела я дальше, других ребят поздравлять с весной.
(Ворона улетает.)
Ведущий: До свидания! (прощается с Вороной).
Вот и заканчивается наше увлекательное путешествие по суровому и одновременно ласковому краю, которому так нужны наше тепло и забота.
Ребенок:
Ты - святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая наша Югра.
Ведущий: Всего вам доброго, до свидания!
Праздник заканчивается, взрослые и дети уходят в группу.
2. Фотоматериал
Используемая литература:
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/Художники В.Х. Янаев, В.Н. Курдов – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
- Путеводная звезда; Хантыйские узоры; Благодарность: [стихотворения] / М. И. Шульгин; пер. с хант. яз. М. Лецкин // Ленинская правда. – 1968. – 1 янв.
- Ругин Р. П. Главные приметы: [Цикл стихов] / Пер. с хант. И. Фоняков // Север. - 1986. - № 4. - С. 48-49.
- Интернет-ресурсы.
матери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/28/picture-14292.jpg)
«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)
8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с Днем с емьи, любви и верности. Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-218531-1362887206.jpg)
15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.
Многие из нас, взрослых, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114894-1549775365.jpg)
Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"
Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1019933-1549385623.jpg)
"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"
Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-987504-1513525669.jpg)
Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему: "Неделя искусств: 1-ый – день поэзии; 2-ой – день литературы; 3-ий – день живописи; 4-ый – день музыки; 5-ый – день театра".
Календарно-тематическое планирование в средней группе...
День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)
На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-191526-1516125646.jpg)
11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.
С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...