Преемственность дошкольного и начального общего образования
статья
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей
Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.
Цель преемственности можно сформулировать как:
- создание благоприятных условий в детскому саду для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка и его успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребёнка.
Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Необходимо стремится к организации единого развивающего мира
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка. Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Учреждение, где я работаю, работа по преемственности ведется на хорошем уровне. Каждый раз набирая новый состав детей в группу компенсирующей направленности первое родительское собрание проводим в форме Семейной гостиной у самовара. Объясняем , что главной целью детского сада- это подготовка детей к школе. И работа это командная, которая предусматривает тесное сотрудничество педагогов и родителей дошкольников.
На следующее собрание приглашаем учителей из школ. Это самая действенная форма взаимодействия: воспитатель- родитель-учитель. Совместно вырабатываются и озвучиваются единые требования к детям. И как результат этой планируемой работы –ребёнок в ситуации успеха.
Продуктивные формы сотрудничества со школьными учителями у воспитателей продолжается в течение всего года. Педагоги вместе разрабатывают и корректируют ранее известные памятки для родителей будущих первоклассников, темы и вопросы для бесед с их детьми. Дошкольные работники приглашают учителя на свои занятия и проводимые в саду мероприятия.
Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования его уверенности в своих силах , развития доверия к учителю, активного включения в учебу.
Словом ,это обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями.
Учитель должен иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.
Учителя могут быть свидетелями того, как у детей формируется чувства времени ( настенные и песочные часы напоминают о режимных моментах в жизни детей). Чувства самостоятельности проявляется в поддержании порядка в своём индивидуальном ящике стола с канцелярскими товарами. Дважды в неделю дошкольники должны забирать задания на дом для закрепления в своих папках , проявляя при этом ответственность за их выполнение. Так малыми шажками дошкольники движутся к школьной жизни.
Преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений с учителями школ.
В свою очередь воспитатель должен курировать целый год своих воспитанников при поступлении в школу, интересоваться, как проходит адаптация к учебному процессу и вливание в новый коллектив бывших дошколят. Одним словом, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.
На протяжении многих лет в саду работает клуб «Будущий первоклассник» Его членами являются родители старших дошкольников , педагоги и другие специалисты детского учреждения. Основная цель работы клуба: повышение педагогической грамотности и подготовки родителей и детей к новой социальной роли: «Родитель ученика» и «Ученик». Педагоги проводят консультации на самые разные темы с привлечением видео- и фотоматериалов («Уголок первоклассника», «Возрастные особенности развития ребёнка», «Как легче пройти адаптационный период» и т.д.) Проводят анкетирование родителей «Как определить готовность ребёнка к школе», практикумы и семинары с непосредственным участием учителей, с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками. Родитель может получить квалифицированную помощь по любому интересующему его вопросу.
Вывод: Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Но нужно признать, что преемственные связи нарушены по объективным причинам:
-дети идут в разные школы с разным уровнем сформированности умений и навыков
- наличие вариативности программ
-последствия пандемии COV-19
Однако проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obshchego_obrazovaniya.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного и начального общего образования
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня
то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей
Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.
Цель преемственности можно сформулировать как:
- создание благоприятных условий в детскому саду для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка и его успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребёнка.
Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Необходимо стремится к организации единого развивающего мира
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка. Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Учреждение, где я работаю, работа по преемственности ведется на хорошем уровне. Каждый раз набирая новый состав детей в группу компенсирующей направленности первое родительское собрание проводим в форме Семейной гостиной у самовара. Объясняем , что главной целью детского сада- это подготовка детей к школе. И работа это командная, которая предусматривает тесное сотрудничество педагогов и родителей дошкольников.
На следующее собрание приглашаем учителей из школ. Это самая действенная форма взаимодействия: воспитатель- родитель-учитель. Совместно вырабатываются и озвучиваются единые требования к детям. И как результат этой планируемой работы –ребёнок в ситуации успеха.
Продуктивные формы сотрудничества со школьными учителями у воспитателей продолжается в течение всего года. Педагоги вместе разрабатывают и корректируют ранее известные памятки для родителей будущих первоклассников, темы и вопросы для бесед с их детьми. Дошкольные работники приглашают учителя на свои занятия и проводимые в саду мероприятия.
Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования его уверенности в своих силах , развития доверия к учителю, активного включения в учебу.
Словом ,это обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями.
Учитель должен иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.
Учителя могут быть свидетелями того, как у детей формируется чувства времени ( настенные и песочные часы напоминают о режимных моментах в жизни детей). Чувства самостоятельности проявляется в поддержании порядка в своём индивидуальном ящике стола с канцелярскими товарами. Дважды в неделю дошкольники должны забирать задания на дом для закрепления в своих папках , проявляя при этом ответственность за их выполнение. Так малыми шажками дошкольники движутся к школьной жизни.
Преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений с учителями школ.
В свою очередь воспитатель должен курировать целый год своих воспитанников при поступлении в школу, интересоваться, как проходит адаптация к учебному процессу и вливание в новый коллектив бывших дошколят. Одним словом, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.
На протяжении многих лет в саду работает клуб «Будущий первоклассник» Его членами являются родители старших дошкольников , педагоги и другие специалисты детского учреждения. Основная цель работы клуба: повышение педагогической грамотности и подготовки родителей и детей к новой социальной роли: «Родитель ученика» и «Ученик». Педагоги проводят консультации на самые разные темы с привлечением видео- и фотоматериалов («Уголок первоклассника», «Возрастные особенности развития ребёнка», «Как легче пройти адаптационный период» и т.д.) Проводят анкетирование родителей «Как определить готовность ребёнка к школе», практикумы и семинары с непосредственным участием учителей, с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками. Родитель может получить квалифицированную помощь по любому интересующему его вопросу.
Вывод: Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Но нужно признать, что преемственные связи нарушены по объективным причинам:
-дети идут в разные школы с разным уровнем сформированности умений и навыков
- наличие вариативности программ
-последствия пандемии COV-19
Однако проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях современной модернизации Российского и столичного образования
В отличие от стандартов общего и профессионального образования, в центре ФГОС дошкольного образования находятся требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного обра...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...
Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень своего р...
Достижение нового качества образования через преемственность дошкольного и начального общего образования
Презентация...
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Проведение мастер-класса в подготовительной группе детского сада "Подсолнушек"...
«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...
МПДС 6 «Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие непрерывного образования ребёнка»
Совершенствование компетентности педагогов ДОО в рамках взаимодействия "Детский сад- семья - Школа" по вопросам обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребёнк...