Подготовка к школе в детском саду по средствам 5 образовательных областей в средней группе.
методическая разработка (средняя группа)

Зиновкина Зинаида Александровна

Подготовка к школе в детском саду – одна из задач современного дошкольного образования. Не столько важно научить ребенка ориентироваться в буквах или складывать простые числа, как настроить дошкольника на нужный лад. От того, насколько полно и корректно проходит подготовка к школе в детском саду, зависит отношение ребенка к школе, к учебе, к заданиям, к принятию самостоятельных решений, к первой независимости. Мы рассмотрим, как проходит подготовка к школе в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole_v_detskom_sadu.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к школе в детском саду – одна из задач современного дошкольного образования. Не столько важно научить ребенка ориентироваться в буквах или складывать простые числа, как настроить дошкольника на нужный лад. От того, насколько полно и корректно проходит подготовка к школе в детском саду, зависит отношение ребенка к школе, к учебе, к заданиям, к принятию самостоятельных решений, к первой независимости.

Подготовка к школе в детском саду – процесс многоплановый и длительный.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Задачами подготовки ребят к школе являются:

  • воспитание любознательности, интереса к знаниям и способам их получения (Экспериментирование)
  • развитие внимания (произвольного и непроизвольного);
  • вырабатывание представлений о занятии как форме организованной деятельности, предполагающей внимание к словам и действиям воспитателя, а также обязательное выполнение данных им заданий;
  • формирование навыков организованного поведения в процессе непосредственной образовательной деятельности, игр (эти навыки приучают ребёнка быть ответственным за свой выбор, например, когда малыш выбирает себе роль в игре, а также развивает умение работать в коллективе);
  • развитие важных личностных качеств — ответственности, настойчивости, старательности, что проявляется в желании малыша получить знания, применить их на практике;
  • воспитание собственного опыта деятельности, а также осознание себя частью коллектива и усвоение приёмов активного воздействия на товарищей (например, малыши учатся аргументировано доказывать свою точку зрения другим детям).

Общая подготовка к школе начинается с момента поступления ребенка в ДОО. На протяжении всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду воспитатели развивают у детей познавательные процессы и мелкую моторику, формируют знания об окружающем мире.

Занятия в рамках предшкольной подготовки организуют так, чтобы дети привыкали к правилам поведения в школе. Есть определенные временные рамки, дети сидят за столами, НОД перемежается с физкультминутками. Воспитатель использует возможности всех областей развития, используя различные методики и приемы (рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий и т.д.)

  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие .

В социально-коммуникативное развитие входит три составляющих:

1. Социализация.        

2. Безопасность.

3. Труд.

В средней группе «Социализация» решает следующие задачи:

-Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям

-Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.

-Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.

-Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе.

-Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю.

«Безопасность».

Задачи:

-Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

-Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.

-Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

«Труд»

Задачи:

-Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей. Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;

-Вовлекать детей в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы).

-Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.

Познавательное развитие - Большое значение познавательное развитие приобретает в средней группе ДОУ, на пятом году жизни детей. Именно в этом возрасте ребята становятся неутомимыми «любознайками», а вопросы «Почему?» и «Зачем?» они задают чуть ли не ежеминутно.

Такая тяга к познанию обусловлена качественным изменением мыслительных процессов. Кризис «трёх лет» миновал, ребёнок осознал и принял себя, своё Я. Значительно расширяется кругозор, улучшается память. Появляется способность воспроизводить прошедшие события (припоминание), предвкушать события будущие или желаемые (воображение). Внимание также выходит на новый уровень: становится произвольным. Ребёнок способен запоминать нужную информацию осмысленно, если это действительно необходимые и интересные для него сведения.

Среди других важных приобретений возраста отмечают:

  • Совершенствование мелкой моторики. Детям становится гораздо проще сооружать постройки из конструктора, рисовать по замыслу и образцу, лепить, изготавливать поделки.
  • Развитие крупной моторики, ловкости, координации движений.
  • Стремительное развитие речи. Малыш говорит много, охотно общается. Результатом речевой активности становятся импровизированные песенки, сказки, стихи.
  • Стремление к соревновательности, лидерству. В детских коллективах 4–5-леток становится заметен ребёнок, берущий на себя главные роли, умеющий заинтересовать сверстников.

Главными целями познавательного развития детей 4–5 лет являются:

  • стимулирование любознательности, активности в познании окружающего мира, желания узнавать новое;
  • формирование познавательных практических и мыслительных действий (умение обследовать, выделять главные признаки, особенности, отличия, сопоставлять, группировать и т. д.) с участием всех органов чувств как основных инструментов познания;
  • формирование первичных представлений об окружающем мире, свойствах предметов, пространстве и времени, природе, обществе, малой родине и Отечестве, о себе самом и окружающих людях;
  • приобщение к социокультурным ценностям своего народа.

Для осуществления этих целей в примерных образовательных программах предусмотрен ряд более узких задач, а образовательная область разделена на 5 направлений:

  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • ознакомление с предметным окружением;
  • ознакомление с социальным миром;
  • ознакомление с миром природы.

Работа по всем пяти направлениям познавательного развития ведётся как во время непосредственной образовательной деятельности (НОД), так и в режимные моменты — во время прогулок, выполнения закаливающих и гигиенических процедур, трудовой деятельности, дидактических и подвижных игр и т. д. 

ФЭМП -  "Я считаю до пяти" - цветной вариант популярнейшей в России одноименной черно-белой тетради. Данная тетрадь и методическое пособие "Математика для детей 4-5 лет" входят во вторую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы "Математические ступеньки". Через систему увлекательных упражнений дети познакомятся с числами и цифрами до 5, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, научатся ориентироваться в пространстве и решать логические задачи. Выполнение предложенных заданий решает одну из задач ФГОС ДО - формирование предпосылок учебной деятельности. Совместная работа со взрослым поможет ребенку подготовиться к следующему этапу обучения по тетради "Я считаю до десяти". Новые цветные рисунки превратят занятие в радостное, яркое событие.

Речевое развитие  Средний дошкольный возраст, в плане развития, является продолжением раннего возраста. В этот период дети осваивают мир постоянных вещей, овладевают культурой речи, а также происходит формирование и становление психологического восприятия.

В среднем возрасте дети продолжают активно развивать речь, способность к замещению, мышление и воображение. С помощью речи воспитанники средней группы выражают свои эмоции и делятся впечатлениями.

Как правило, в этом возрасте в детских садах воспитатели проводят специальные плановые занятия по развитию речи. Они предусмотрены специальными образовательными стандартами. Но, несмотря на это, педагогическая работа в данном направлении, не ограничивается определенными рамками. 

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.

Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.

Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и, а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.

Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.

Парциальная образовательная программа «От звука к букве». Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 2-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

  • систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
  • организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает. Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

Реализация Программы  предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические и — на их основе — развитие связной речи.

Физическое развитие - Задачи воспитания и развития детей содействовать гармоничному физическому развитию детей. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений; соблюдению и контролю правил в подвижных играх; самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений; умению ориентироваться в пространстве; восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения; развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки. Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в воспитательном процессе. Для развития личности детей в этой области большое значение имеют разнообразные виды художественной деятельности:

– изобразительная деятельность;

– музыкальная деятельность;

– художественно-речевая деятельность и т.д.

Воспитание  у детей творческих способностей, формирование эстетического вкуса, потребностей  и интересов является одной из важных задач. Эстетическое развитие – результат эстетического воспитания. Одной из частей этого процесса является художественное образование. К нему относится развитие способностей к художественному творчеству, усвоение знаний, навыков и умений в различных видах искусств.

Цели и задачи художественно – эстетического развития в средней группе:

– Развивать и воспитывать  детей, учитывая индивидуальные психические особенности каждого.

– Обеспечить развитие дошкольников в следующих видах деятельности: в речевой, в познавательной, в художественно-эстетической.

– Сформировать базисную основу личности.

–  Создать среду и условия для обогащения, разнообразия и дальнейшего развития художественной деятельности

Вывод: Таким образом, для включения детей среднего возраста в систему подготовки к школе используются  5 образовательных областей для получения знаний, развитие умений и навыков у дошкольников и это происходит через 2 важных направления деятельности:

  • посредством общения со сверстниками и взрослыми (при выполнении режимных моментов, во время прогулок, организации досуга и пр.);
  • через организованный учебный процесс (в ходе проведения специальных занятий с дошкольниками 1–2 раза в неделю в зависимости от содержания программы, по которой работает конкретный детский сад).

Работая с дошкольниками, особенно в средней и старшей группе, воспитатель должен:

  • помогать детям понять важность занятий, их необходимость для приобретения знаний;
  • развивать у детей ответственность, старательность, настойчивость, самостоятельность;
  • воспитывать у дошкольников опыт коллективной работы, положительного отношения к другим детям;
  • формировать навыки учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), организованного поведения.

Помимо этого, организация предшкольной подготовки направлена на формирование у детей конкретных знаний и навыков, необходимых для успешного обучения в школе и освоения программы начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное творчество в детском саду на занятиях образовательной области «Художественный труд».

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе  одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной ...

Обучение детей плаванию в детском саду при взаимодействии образовательных областей.

Процесс обучения плаванию в детском саду носит отнюдь не однонаправленный характет физическоко развития. Сегодня это зона интелектуально-эмоционального освоения окружающего пространства.....

Подготовка к школе в детском саду.

Статья раскрывает тему подготовки дошкольников к школе в государственном детском саду....

Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду.

Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе?Подготовка к школе в детском саду это содержательный, индивидуально ориентированный процесс, который решает задачи становления у старших дош...

Статья "Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду"

Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе?Подготовка к школе в детском саду это содержательный, индивидуально ориентированный процесс, который решает задачи становления у старших дошкольн...