Дополнительная общеобразовательная программа по кружковой работе «Веселый этикет» (социально-педагогическая направленность) (для детей 3-4 лет, срок реализации 1 год)
рабочая программа (младшая группа)
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п |
| стр. |
Паспорт программы | 3 | |
2. | Целевой раздел | 5 |
2.1. | Пояснительная записка | 5 |
2.2. | Новизна | 5 |
2.3 | Актуальность | 5 |
2.4. | Цели и задачи реализации программы | 6 |
2.5 | Возрастные особенности детей дошкольного возраста | 6 |
2.6. | Сроки реализации программы | 8 |
2.7 | Форма обучения | 8 |
2.8. | Планируемые результаты освоения программы | 9 |
3. | Содержательный раздел | 10 |
3.1. | Учебно-тематический план | 10 |
3.2. | План совместной работы с семьей воспитанников по формированию представлений дошкольников | 10 |
4. | Организационный раздел | 14 |
4.1. | Кадровое обеспечение Программы | 14 |
4.2. | Условия реализации программы. | 14 |
4.3. | Методические пособия | 14 |
4.4. | Методические рекомендации | 15 |
6. | Список литературы | 19 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Весёлый этикет» |
Нормативные документы |
Устав МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида». 2016г. |
Руководитель программы | Дудина О, В |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад комбинированного вида» |
Адрес организации исполнителя | Республика Мордовия г. Саранск, ул. Федосеенко, д 10 |
Цель программы | Формирование развитых коммуникативных Освоение детьми норм нравственности. .
|
Направленность программы | социально-коммуникативное развитие |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование
|
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1. Пояснительная записка Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Педагоги отмечают повышенную агрессивность, конфликтность дошкольников, нежелание понять мир другого ребёнка. Низкая культура окружающего социума негативно сказывается и на детях.
Главное, как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.
Правил поведения много, но есть самое простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства людям, окружающим его.
Данная программа «Весёлый этикет» реализуется в рамках социально- коммуникативного развития дошкольников и разработана в соответствии с ФГОС.
2.2 Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает:
- формирование способностей анализировать свои поступки, свое отношение к другим людям, культуре и культурным ценностям;
Возможность научить не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать;
- Привитие коммуникативных навыков;
- Различные способы общения и выхода из сложной ситуации;
- Ориентацию на практическую значимость получаемых знаний, их универсальность, актуальность для каждого ребёнка при его социализации.
- Актуальность программы по этикету - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.
2.4. Цели и задачи программы
Цель – формирование коммуникативных способностей дошкольников, освоение детьми норм нравственности.
Задачи:
1. Познавательные
- Познакомить детей с историей возникновения этикета;
- Формировать умение свои мысли в общении с окружающими;
- Прививать устойчивые нормы поведения;
- Научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
- Учить сохранять правильную осанку во время еды.
2. Развивающие
- Развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками;
- Развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
3. Воспитательные
- Воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
- Помогать детям, оценивать правильность или неправильность поведения;
- Формировать навыки культурного общения;
- Формировать коммуникативные навыки.
2.5. Возрастные особенности детей 3-4 лет
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
- Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
- Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
- Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
- Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
- Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
- В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
- Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
- Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
- В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
- Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
- Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
- В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
2.6. Возраст детей и на сколько лет рассчитана программа:
Программа подготовлена для детей 3-4 года и рассчитана на 1 учебный год.
2.7. Сроки реализации– 1 год
2.8. Форма работы:
Занятие в игровой форме, экскурсии и целевые прогулки, индивидуальная работа с детьми, игры, экологические сказки, практическая деятельность, экспериментальная деятельность.
Основной формой работы с детьми являются занятия, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:
3-2 года - 2 раза в неделю по 15 мин
Занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Работа проводится в форме НООД, праздников и развлечений, экскурсий и целевых прогулок, индивидуальной работы.
2.9. Планируемый результат:
Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:
-эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
-способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебно – тематический план.
№ п\п
| Наименование образовательных разделов, тем. | Количество занятий | Общее количество часов | Количество часов теория | Количество часов практика | |
1 | Введение «Что такое этикет?» | 2 | 30 мин | 15 мин | 15 мин | |
2 | Речевой этикет | 4 | 60 мин | 30 мин | 30 мин | |
3 | Семейный этикет | 4 | 60 мин | 30 мин | 30 мин | |
4 | Межличностные отношения | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 мин | |
5 | Культура внешнего вида | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 мин | |
6 | Гостевой этикет | 4 | 60 мин | 30 мин | 30 мин | |
7 | Поведение в общественных местах | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 мин | |
8 | Поведение в природе | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 мин | |
9 | Этикет за столом | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 | |
10 | Диагностическое занятие | 2 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
3.2. Календарно-тематическое планирование Программы
Месяц | Неделя | Тема, цель | Коли чество | Пути реализации | Материалы и оборудование | Отражение (Интеграция областей) |
10 | 1 | Введение «Что такое этикет?» - Ознакомить детей историей этикета. | 2 | Беседа «Что такое этикет» | Иллюстрации «Мистер этикет»
| Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
10 | 2 | Речевой этикет - Ознакомить детей с правилами речевого этикета. Познакомить детей с вежливыми словами | 4 | Беседа «Культура общения. Д\И «Незнайка учит вежливые слова» Наблюдение |
| Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
11 | 1 | Семейный этикет - Ознакомить детей с основами семейного этикета. Познакомить с культурой поведения в семье | 4 | Рассматривание картинок «Мишка дома» Беседа «Культура поведение дома» | Иллюстрация «Культура поведения в семье»
| Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
12 | 1 | Межличностные отношения - Ознакомить детей с правилами поведения в обществе. Познакомить с межличностными отношениями | 3 | Дидактическая игра «Грустно - весело» Беседа - игра: «Давайте познакомимся» Просмотр видеозаписи «Уроки тетушки Совы» («Уроки хорошего поведения») | Картинки с эмоциями детей. Ноутбук | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
1 | 2 | Культура внешнего вида - Ознакомить детей о культуре внешнего вида. Развить познавательную активность. | 3 | Рассматривание картинок «Маша неряшка» Беседа « какая бывает одежда» Д\И «Одень Мишутку» | Иллюстрации «Внешний вид человека» Одежда, игрушка Мишка | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
2 | 1 | Гостевой этикет - Ознакомить детей о культуре поведения в гостях. Активировать интерес к правилам поведения в обществе | 4 | Просмотр видеозаписи «Уроки тетушки Совы» («Уроки хорошего поведения») Беседа «Мы культурные детишки» | Ноутбук. | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
3 | 1 | Поведение в общественных местах - Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Активировать интерес к правильному поведению в общественных местах | 3 | Беседа «Правила поведения в общественных местах» Сюжетно-ролевые игры: «В магазине», «В автобусе», «В детском саду», «А у нас гости». | Касса, весы, овощи, фрукты, корзинка. Стульчики, руль. Игрушки. Стульчики, столы. | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
4 | 1 | Поведение в природе - Ознакомить детей с правилами поведения на природе | 3 | Наблюдение за природой. Беседа «безопасность на природе» Чтение книг | Художественная литература, Иллюстрация природы. | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
5 | 1 | Этикет за столом - Познакомить детей с правилами поведения за столом. Активировать словарный запас ребенка. | 3 | Д\И «Мишка в гостях» Рассматривание картинок «Столовые принадлежности» Беседа «Культура поведения за столом»
| Игрушка Мишка. Иллюстрации «Столовые принадлежности» | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
5 | 4 | Диагностическое занятие - Подведение итогов о проделанной работе. | 2 |
|
|
|
- ОРГАНАЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Кадровое обеспечение Программы
Программа реализуется при непосредственном участии воспитателя
2 младшей (разновозрастной) группы (проведение специальных занятий, индивидуальная работа, работа с родителями, координация взаимодействия участников образовательного процесса).
- Условия реализации программы.
Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации.
Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Насыщая групповое пространство, воспитатель заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.
- Материально-техническое обеспечение программы
∙ Мультимедийное оборудование;
∙ Предметные картинки с изображением людей, предметов сервировки стола;
∙ Фигурки животный.
- Методические пособия
1. С.В. Исханова. «Уроки хорошего поведени с Машей и Мишей», Феникс, Р-н-Д, 2015г.
2. Метенова Н.М. «Уроки вежливости» Я.2010г.
3. Мирошниченко С. «Хорошие манеры» Мой Мир М.2009г.
4. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Сфера М.2011г
5. Шорыгина Т.А. «Общительные сказки» Сфера М. 2017г.
4.5. Методические рекомендации
Рекомендуемые формы по организации совместной деятельности педагога и воспитанников:
НОД по основам этикета
Беседы
Игры
Театрализованные представления
Праздничные вечера,
Встречи с интересными людьми
Экскурсии
Посещение театра, музея, кафе, библиотека и т.п.
Все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях.
Для активизации деятельности детей можно использовать положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.
Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, многое узнали и поняли, нарушители исправились.
Для усиления эмоциональной направленности используются литературные, музыкальные и живописные произведения.
Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Диагностику рекомендуется проводить по следующим критериям: 3б – оптимальный (высокий уровень); 2б– норма (средний уровень); 1б - запоздалый (низкий уровень).
1.Ребенок и взрослый.
-имеет знания об общем ходе возрастного развития человека;
-имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми;
-имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых;
-имеет представления о культурных традициях своей семьи;
-узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе;
-имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека;
-имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды;
2. Ребенок и сверстник.
-имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников;
-узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе;
-умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений;
-понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл;
3. Отношение ребенка к самому себе.
-знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей;
-знает родословную семьи;
-знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования;
-знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь;
-знает элементарные правила дорожного движения;
-знает некоторые сведения об истории Хабаровска, достопримечательности, главные улицы;
-имеет представления о школе, жизни школьника;
-проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях;
-владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить и исправлять ошибки.
6.. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безгина О.Ю. «Речевой этикет»: Мозаика-Синтез М.2006г.
2. Белая В.Г. «Ребенок за столом»: Сфера М.2007г.
3. Беспалова О.Н. «Методика обучения детей дошкольного возраста правилам хорошего тона»: Скит В.2009г
4. Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М. «Просвещение» 2008г.
5. Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду» Издательство Мозаика-Синтез М.2010г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике
Управление образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решением Педагогического совета Заведующая МДОУ «Детский сад №32»
Протокол № 7 от 26 августа 2021 ______________________ А.Н. Азикова
Приказ № 309 от 26 августа 2021
Дополнительная общеобразовательная программа по кружковой работе
«Веселый этикет»
(социально-педагогическая направленность)
(для детей 3-4 лет, срок реализации 1 год)
Составитель: Дудина Олеся Владимировна
воспитатель МДОУ «Детский сад № 32
комбинированного вида»
г. Саранск, 2021г
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | стр. | |
Паспорт программы | 3 | |
2. | Целевой раздел | 5 |
2.1. | Пояснительная записка | 5 |
2.2. | Новизна | 5 |
2.3 | Актуальность | 5 |
2.4. | Цели и задачи реализации программы | 6 |
2.5 | Возрастные особенности детей дошкольного возраста | 6 |
2.6. | Сроки реализации программы | 8 |
2.7 | Форма обучения | 8 |
2.8. | Планируемые результаты освоения программы | 9 |
3. | Содержательный раздел | 10 |
3.1. | Учебно-тематический план | 10 |
3.2. | План совместной работы с семьей воспитанников по формированию представлений дошкольников | 10 |
4. | Организационный раздел | 14 |
4.1. | Кадровое обеспечение Программы | 14 |
4.2. | Условия реализации программы. | 14 |
4.3. | Методические пособия | 14 |
4.4. | Методические рекомендации | 15 |
6. | Список литературы | 19 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Весёлый этикет» |
Нормативные документы |
Устав МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида». 2016г. |
Руководитель программы | Дудина О, В |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад комбинированного вида» |
Адрес организации исполнителя | Республика Мордовия г. Саранск, ул. Федосеенко, д 10 |
Цель программы | Формирование развитых коммуникативных Освоение детьми норм нравственности. . |
Направленность программы | социально-коммуникативное развитие |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование
|
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1. Пояснительная записка Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Педагоги отмечают повышенную агрессивность, конфликтность дошкольников, нежелание понять мир другого ребёнка. Низкая культура окружающего социума негативно сказывается и на детях.
Главное, как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.
Правил поведения много, но есть самое простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства людям, окружающим его.
Данная программа «Весёлый этикет» реализуется в рамках социально- коммуникативного развития дошкольников и разработана в соответствии с ФГОС.
2.2 Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает:
- формирование способностей анализировать свои поступки, свое отношение к другим людям, культуре и культурным ценностям;
Возможность научить не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать;
- Привитие коммуникативных навыков;
- Различные способы общения и выхода из сложной ситуации;
- Ориентацию на практическую значимость получаемых знаний, их универсальность, актуальность для каждого ребёнка при его социализации.
- Актуальность программы по этикету - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.
2.4. Цели и задачи программы
Цель – формирование коммуникативных способностей дошкольников, освоение детьми норм нравственности.
Задачи:
1. Познавательные
- Познакомить детей с историей возникновения этикета;
- Формировать умение свои мысли в общении с окружающими;
- Прививать устойчивые нормы поведения;
- Научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
- Учить сохранять правильную осанку во время еды.
2. Развивающие
- Развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками;
- Развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
3. Воспитательные
- Воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
- Помогать детям, оценивать правильность или неправильность поведения;
- Формировать навыки культурного общения;
- Формировать коммуникативные навыки.
2.5. Возрастные особенности детей 3-4 лет
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
- Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
- Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
- Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
- Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
- Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
- В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
- Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
- Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
- В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
- Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
- Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
- В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
2.6. Возраст детей и на сколько лет рассчитана программа:
Программа подготовлена для детей 3-4 года и рассчитана на 1 учебный год.
2.7. Сроки реализации– 1 год
2.8. Форма работы:
Занятие в игровой форме, экскурсии и целевые прогулки, индивидуальная работа с детьми, игры, экологические сказки, практическая деятельность, экспериментальная деятельность.
Основной формой работы с детьми являются занятия, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:
3-2 года - 2 раза в неделю по 15 мин
Занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Работа проводится в форме НООД, праздников и развлечений, экскурсий и целевых прогулок, индивидуальной работы.
2.9. Планируемый результат:
Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:
-эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
-способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебно – тематический план.
№ п\п | Наименование образовательных разделов, тем. | Количество занятий | Общее количество часов | Количество часов теория | Количество часов практика | |
1 | Введение «Что такое этикет?» | 2 | 30 мин | 15 мин | 15 мин | |
2 | Речевой этикет | 4 | 60 мин | 30 мин | 30 мин | |
3 | Семейный этикет | 4 | 60 мин | 30 мин | 30 мин | |
4 | Межличностные отношения | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 мин | |
5 | Культура внешнего вида | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 мин | |
6 | Гостевой этикет | 4 | 60 мин | 30 мин | 30 мин | |
7 | Поведение в общественных местах | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 мин | |
8 | Поведение в природе | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 мин | |
9 | Этикет за столом | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 | |
10 | Диагностическое занятие | 2 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
3.2. Календарно-тематическое планирование Программы
Месяц | Неделя | Тема, цель | Коли чество | Пути реализации | Материалы и оборудование | Отражение (Интеграция областей) |
10 | 1 | Введение «Что такое этикет?» - Ознакомить детей историей этикета. | 2 | Беседа «Что такое этикет» | Иллюстрации «Мистер этикет» | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
10 | 2 | Речевой этикет - Ознакомить детей с правилами речевого этикета. Познакомить детей с вежливыми словами | 4 | Беседа «Культура общения. Д\И «Незнайка учит вежливые слова» Наблюдение | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие | |
11 | 1 | Семейный этикет - Ознакомить детей с основами семейного этикета. Познакомить с культурой поведения в семье | 4 | Рассматривание картинок «Мишка дома» Беседа «Культура поведение дома» | Иллюстрация «Культура поведения в семье» | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
12 | 1 | Межличностные отношения - Ознакомить детей с правилами поведения в обществе. Познакомить с межличностными отношениями | 3 | Дидактическая игра «Грустно - весело» Беседа - игра: «Давайте познакомимся» Просмотр видеозаписи «Уроки тетушки Совы» («Уроки хорошего поведения») | Картинки с эмоциями детей. Ноутбук | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
1 | 2 | Культура внешнего вида - Ознакомить детей о культуре внешнего вида. Развить познавательную активность. | 3 | Рассматривание картинок «Маша неряшка» Беседа « какая бывает одежда» Д\И «Одень Мишутку» | Иллюстрации «Внешний вид человека» Одежда, игрушка Мишка | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
2 | 1 | Гостевой этикет - Ознакомить детей о культуре поведения в гостях. Активировать интерес к правилам поведения в обществе | 4 | Просмотр видеозаписи «Уроки тетушки Совы» («Уроки хорошего поведения») Беседа «Мы культурные детишки» | Ноутбук. | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
3 | 1 | Поведение в общественных местах - Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Активировать интерес к правильному поведению в общественных местах | 3 | Беседа «Правила поведения в общественных местах» Сюжетно-ролевые игры: «В магазине», «В автобусе», «В детском саду», «А у нас гости». | Касса, весы, овощи, фрукты, корзинка. Стульчики, руль. Игрушки. Стульчики, столы. | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
4 | 1 | Поведение в природе - Ознакомить детей с правилами поведения на природе | 3 | Наблюдение за природой. Беседа «безопасность на природе» Чтение книг | Художественная литература, Иллюстрация природы. | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
5 | 1 | Этикет за столом - Познакомить детей с правилами поведения за столом. Активировать словарный запас ребенка. | 3 | Д\И «Мишка в гостях» Рассматривание картинок «Столовые принадлежности» Беседа «Культура поведения за столом» | Игрушка Мишка. Иллюстрации «Столовые принадлежности» | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие |
5 | 4 | Диагностическое занятие - Подведение итогов о проделанной работе. | 2 |
- ОРГАНАЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Кадровое обеспечение Программы
Программа реализуется при непосредственном участии воспитателя
2 младшей (разновозрастной) группы (проведение специальных занятий, индивидуальная работа, работа с родителями, координация взаимодействия участников образовательного процесса).
- Условия реализации программы.
Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации.
Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Насыщая групповое пространство, воспитатель заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.
- Материально-техническое обеспечение программы
∙ Мультимедийное оборудование;
∙ Предметные картинки с изображением людей, предметов сервировки стола;
∙ Фигурки животный.
- Методические пособия
1. С.В. Исханова. «Уроки хорошего поведени с Машей и Мишей», Феникс, Р-н-Д, 2015г.
2. Метенова Н.М. «Уроки вежливости» Я.2010г.
3. Мирошниченко С. «Хорошие манеры» Мой Мир М.2009г.
4. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Сфера М.2011г
5. Шорыгина Т.А. «Общительные сказки» Сфера М. 2017г.
4.5. Методические рекомендации
Рекомендуемые формы по организации совместной деятельности педагога и воспитанников:
НОД по основам этикета
Беседы
Игры
Театрализованные представления
Праздничные вечера,
Встречи с интересными людьми
Экскурсии
Посещение театра, музея, кафе, библиотека и т.п.
Все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях.
Для активизации деятельности детей можно использовать положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.
Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, многое узнали и поняли, нарушители исправились.
Для усиления эмоциональной направленности используются литературные, музыкальные и живописные произведения.
Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Диагностику рекомендуется проводить по следующим критериям: 3б – оптимальный (высокий уровень); 2б– норма (средний уровень); 1б - запоздалый (низкий уровень).
1.Ребенок и взрослый.
-имеет знания об общем ходе возрастного развития человека;
-имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми;
-имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых;
-имеет представления о культурных традициях своей семьи;
-узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе;
-имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека;
-имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды;
2. Ребенок и сверстник.
-имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников;
-узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе;
-умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений;
-понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл;
3. Отношение ребенка к самому себе.
-знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей;
-знает родословную семьи;
-знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования;
-знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь;
-знает элементарные правила дорожного движения;
-знает некоторые сведения об истории Хабаровска, достопримечательности, главные улицы;
-имеет представления о школе, жизни школьника;
-проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях;
-владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить и исправлять ошибки.
6.. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безгина О.Ю. «Речевой этикет»: Мозаика-Синтез М.2006г.
2. Белая В.Г. «Ребенок за столом»: Сфера М.2007г.
3. Беспалова О.Н. «Методика обучения детей дошкольного возраста правилам хорошего тона»: Скит В.2009г
4. Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М. «Просвещение» 2008г.
5. Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду» Издательство Мозаика-Синтез М.2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха призносительной стороны речи, что служит основой овла...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеразвивающая программа творчески-познавательный, информационный «Волшебный пластилин» (пластилинография) (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 го
АктуальностьВ последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...
Программа кружка второй группы раннего возраста группы № 3 Апликация (возраст детей: 2 – 3 лет, срок реализации: 1год).
Программа кружка второй группы раннего возраста группы № 3Апликация(возраст детей: 2 – 3 лет, срок реализации: 1год).Образовательная область «Художественно – эст...

Рабочая программа воспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год срок реализации 1 учебный год
Рабочая программа по развитию детей средней группы (далее Программа), разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовател...

Программа дополнительного образования «Восточный мир танца» художественной направленности для детей 5-7 лет (Срок реализации 2 года)
Данная программа предназначена для раскрытия творческого потенциала у детей дошкольного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста Срок реализации 6 месяцев
Цель программыРазвитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе изучения и освоения техник рисования, лепки и аппликации. Задачи программыСоздание условий для а...