Проект «Хлеб – всему голова» с детьми старшей группы №1 «Радуга»
проект (старшая, подготовительная группа)
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность: у современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его
изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и
умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_vsemu_golova_proekt.docx | 583.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Проект
«Хлеб – всему голова»
с детьми старшей группы №1
«Радуга»
Воспитатель Гробова Е. В.
Санкт-Петербург
2019 год
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность: у современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его
изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и
умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты:
Дети:
•сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Родители:
- способствовать развитию интереса к образовательному процессу;
-развитию творчества, знаний и умений у детей
- желание участвовать в жизни группы.
Педагоги:
- разрабатывают планы занятий, бесед для детей. консультации для родителей;
-пополняют словарный запас для детей
Модель трех вопросов
Что знаю о хлебе? | Что хочу узнать? | У кого узнать? |
Маша: «Хлеб продаётся в магазине». | «Как называются люди, которые выращивают хлеб». | Спросить у папы. |
Гриша: «Из зёрен делают муку». | «Что надо делать, чтобы вырастить хлеб». | Посмотреть в интернете с мамой. |
Кира: «Хлеб бывает белый и чёрный». | «Как готовится тесто?». | Посмотреть познавательную передачу. |
Настя: «Мама печёт хлеб в хлебопечке». | «Как растили хлеб раньше?». | Посмотреть в книгах, энциклопедиях. |
Илья: «Пшеница растёт на поле». | «Как пекут хлеб?». | Спросить у воспитателей. |
Тимофей: «Зерно убирают комбайны». | «Как работает мельница?». | Сходить на экскурсию. |
Содержание проекта
Задачи | Деятельность с детьми | Деятельность с родителями | Материалы и средства реализации | Сроки и ответственный | |
Подготовительный этап | |||||
Выбор темы Планирование | Подбор пословиц, поговорок, загадок, стихов о хлебе, литературы, музыкальных произведений, картин, иллюстраций. Подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых, подвижных игр. Подбор утренней гимнастики, пальчиковой Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной техники, | Консультации с родителями: «Чем полезен хлеб» «Загадайте детям загадки» (папки – передвижки). Сбор картинок. Экскурсии в булочную Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Просмотр диафильма В.П. Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе» | Книги со сказками, раскраски, дидактические игры, пазлы по теме, художественные альбомы и иллюстрации по теме. | 07.10 – 11.10 Гробова Е. В. Милютина В. С. | |
Основной этап – Реализация проекта | |||||
«Хлеб – всему голова» Формировать у детей представление о ценности хлеба. | Понедельник: Как на наш стол пришёл хлеб» Беседа: «Как на наш стол пришёл хлеб» Д. и. «Угадай на вкус» С. р. и. «Пекарня» НОД: Познавательное развитие: ознакомление с миром природы «От куда пришёл хлеб» Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба» Чтение художественной литературы: Ю. Ждановский «Нива» Конструирование из конструкторов типа «Лего» «Сельскохозяйственные машины» | Консультация с родителями: «Чем полезен хлеб» (папка-передвижка) | Колоски пшеницы, сюжетные картинки на тему: «Выращивание хлеба» Хлебобулочные изделия, художественная литература., конструктор «Лего» | 07.10 Гробова Е. В. | |
«Хлеб – всему голова» Формировать у детей представление о общественной значимости труда хлебороба | Вторник: «Кто такой хлебороб» Беседа: «Кто такой хлебороб?» Д. и. «Назови профессию» С. р. и. «Семья» Чтение художественной литературы: В. Дацкевич «От зерна до каравая» Рассматривание картин и иллюстраций «Как выращивают хлеб» НОД: Художественно-эстетическое развитие: Рисование: «Урожай» Просмотр документальных фильмов: «История про хлеб» П. и. «Раз, два, три, колоску беги… | Предложить родителям вместе с детьми найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе. | Иллюстрации по теме: «Хлеб» Художественная литература, документальный фильм, краски, листы бумаги А4, кисточки, салфетки, баночки для воды, пословицы, поговорки, стихи о хлебе. | 08.10 Милютина В. С. | |
«Хлеб – всему голова» Закреплять названия профессий людей, растящий хлеб | Среда: «Хлеб – наше богатство» Беседа: «Хлеб – наше богатство» Д. и. «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий» С. р. и. Магазин» Рассматривание колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса (сходство и различие), Репродукция картины И. Шишкина «Рожь» Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение зёрен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса) НОД: Речевое развитие: Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб» П. и. «Кто быстрее перенесёт зерно на элеватор» | Совместная выставка родителей вместе с детьми «Музей зерна» | Картинки по теме: «Хлеб» Хлебобулочные изделия из солёного теста, атрибуты к с. р. и. картина И. Шишкина «Рожь», лупа, зёрна пшеницы, овса, ячменя, ржи. | 09.10 Гробова Е. В. | |
«Хлеб – всему голова» Закреплять знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле | Четверг: «Какой бывает хлеб» Беседа: «Какой бывает хлеб» Д. и. «Как превратить муку в тесто» С. р. и. «Кулинария» Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Ломоть хлеба» НОД: ФЭМП «Экскурсия на хлебозавод» Опытно-экспериментальная деятельность: Замешивание теста. Просмотр мультфильмов: «Золотые колосья» (белорусская сказка) | Изготовление кулинарной книги «Рецепты наших бабушек» | Методические пособие с дидактическим материалом, художественная литература, атрибуты к с. р. и. разрезные картинки, мультфильм, проектор, мука, соль, вода, миска. | 10.10 Милютина В. С. | |
«Хлеб – всему голова» Формировать привычку детям бережно относиться к хлебу | Пятница: «Как испечь хлеб в домашних условиях» Беседа: «Как испечь хлеб в домашних условиях» Д. и. «Что из муки испекли» С. р. и. «Пекарня» Чтение художественной литературы: Я. Аким «Хлеб» Рассматривание картины И. Машкова «Снедь московская» НОД: Познавательное развитие: «Хлеб всему голова» Открытое мероприятие для родителей Художественно-эстетическое развитие: Лепка: «Заплетушки от матушки Ладушки» Театрализация русской народной сказки «Колосок» | Чаепитие с родителями с хлебобулочными изделиями. | Д. и. атрибуты к с. р. и. художественная литература, картины по теме о хлебе, русская народная сказка «Колосок» картинки о профессии людей, которые выращивают хлеб, солёное тесто | 11.10 Гробова Е. В. Милютина В. С. | |
Заключительный этап | |||||
Подведение итогов Оценка результатов | Создали альбом «Хлеб -всему голова» | Памятка для родителей «Правила обращения с хлебом». Выпуск стенгазеты «Хлеб – всему голова» | 12.10 Родители |
Выводы: Входе проекта поставленные задачи были осуществлены, дети познакомились с историей возникновения хлеба. Узнали, как выращивали хлеб раньше. У детей сформировалось представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Дети много узнали о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности, познакомились с названием хлебобулочных изделий. Узнали о пользе хлеба для человека.
Родители оказали помощь в подборе картин и фотографий. Поделились рецептами кондитерских изделий. Подготовили и разучили с детьми пословицы, поговорки, стихи о хлебе. Родителей также вовлекли в образовательный процесс.
Воспитатели пополнили развивающую среду по изучению данной темы. Расширили свой кругозор.
Приложение 1
Загадки, скороговорки, чистоговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Загадки о хлебе:
1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
2. Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
5. В землю крошки, из земли — лепешки (пшеница).
6. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
8. Есть такие слова: «Он всему голова»
9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
11. На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
12. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
13. Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
14. В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
15. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
16. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
17. Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
18. Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
19. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
20. Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
21. Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
22. Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).
Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб — всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед — не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко — калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.
Хлеб — батюшка, вода — матушка.
Хлеб в пути — не тягость.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб да вода — то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
Приложение 2
Стихи о хлебе
Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.
Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.
А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!
И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это - наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!
Н. Детская
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!
Приложение 3
Русская народная сказка «Колосок»
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! — петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! — закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
- А кто понесет? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять свое:
— Только не я! - запищал Круть.
— Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! — пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
- Ты нашел! — громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
- Все ты, все ты, — чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
КОНЕЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром на тему : « Хлеб- всему голова» с детьми старшей группы.
Развивающие задачи :Словообразование : Хлеб-хлебороб, трактор -тракторист, комбайн-комбайнер, пшеница-пшеничный хлеб, рожь- ржаной хлеб....
Проект «Хлеб – всему голова» с детьми старшей группы
У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или...
Проект «Хлеб – всему голова» с детьми старшей группы
Небрежное отношение детей к хлебу. Отсутствие понимания ценности хлеба в жизни человека. В ходе дидактической игры «Что где растет?», у детей возникли вопросы: «Что такое злаковые ра...
Проект "Хлеб всему голова!" с детьми старшего дошкольного возраста
Проект "Хлеб всему голова!" с детьми старшего дошкольного возраста...
Краткосрочный проект «Хлеб – всему голова» с детьми старшей разновозрастной группы «Улыбка»
Актуальность: у современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в...
Проект «Хлеб – всему голова» для детей старшей группы (познавательно-исследовательский ,долгосрочный)
Цель проекта: расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его....
Проект "Хлеб всему голова" с детьми старшего дошкольного возраста
Реализация проекта...