«Организация здоровьесберегающего пространства в группах младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
статья (младшая группа)
«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.
Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость, самоценность здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_zdorovesberegatelnogo_prostranstva_v_gruppah_mladshego_vozrasta.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация здоровьесберегающего пространства
в группах младшего возраста»
«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.
Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость, самоценность здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Младший дошкольный возраст — период интенсивного физического и психофизического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное становление ребенка предопределено его физическим состоянием и настроением. Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Организация активного взаимодействия педагога и младшего дошкольника требует целесообразной организации развивающей среды в группе. Поэтому мы тщательно подошли к созданию такой среды, которая призвана обеспечить личностно – ориентированные отношения с нашими воспитанниками. Мы постарались обеспечить развивающую среду с позиции здоровьесбережения. Здоровьесберегающее пространство способствует:
- профилактике различного рода негативных проявлений;
- успешной адаптации детей в ДОУ;
- обеспечивает творческую атмосферу для участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающяя деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.
Цель — сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Дошкольный возраст очень важен для формирования навыков сохранения здоровья. Перед педагогами стоят задачи:
1. сохранение и укрепление физического и психофизического здоровья детей;
2. воспитание культурно-гигиенических навыков;
3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Перед нами взрослыми стоит задача – научить детей ухаживать за собой и своим телом. Тело ребёнка в течение дошкольного возраста меняет свои пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка. Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого в нашей группе мы осуществляем профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма.
В течение всего дня пребывания детей в детском саду следим за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть.
В формировании правильной осанки большую роль играет одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения. С этой целью проводится работа с родителями на тему: «Одежда детей по сезону». Большое внимание на осанку оказывает состояние стоп. Если ребёнок страдает плоскостопием или косолапостью, то, как правило, у него нарушение осанки. Поэтому для профилактики мы используем «дорожки здоровья», «следы», массажные коврики, проводим корригирующую гимнастику. Ежедневно проводятся пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
Очень важно правильно организовывать работу по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью мы организуем дидактические игры, создаём игровые ситуации, в которых действия по самообслуживанию ребята выполняют с интересом и желанием, а это залог успеха. Поддерживается тесная связь с медицинской сестрой. При появлении малейшего неблагополучия в состоянии здоровья, ребёнка своевременно изолируем для оказания квалифицированной медицинской помощи.
Правильное питание повышает устойчивость к различным заболеваниям. Говоря о питании, нельзя забывать о столь важном вопросе, как подготовка комнаты. Помещение перед едой проветриваем, а по возможности одностороннее проветривание сохраняется в течение всего процесса еды.
Одним из условий сохранения здоровья детей является создание психо-эмоционального комфорта в группе.
Эффективность здоровьесберегающего образовательного пространства во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Она включает в себя физическое развитие детей и закаливание. Утренняя гимнастика желанна для детей, они идут на неё с радостью. Проводим физкультурные занятия, где тренируется сила, выносливость, быстрота, гибкость и другие качества. В системе физкультурно-оздоровительной работы прочное место занимают: праздники, физкультурные досуги, дни здоровья. Непосредственно-образовательную деятельность проводим в помещении, на воздухе и в тренажёрном зале. Проводим физкультурные развлечения на тему: «Забавы с мячом», "Веселые котята».
Систематически проводим в нашей группе дни здоровья, в рамках которых осуществляем оздоровительные мероприятия.
Одной из форм по укреплению здоровья детей является закаливание. Под закаливанием понимается система мероприятий, направленная на укрепление организма, повышение сопротивляемости и выносливости к вредным влияниям внешней среды. Использование воздуха – наиболее доступный вид закаливания. С первой младшей группы мы начинаем приучать ходить детей в облегченной одежде (воздушные ванны).
Следующее доступное закаливание – это водой, её легко дозировать. Водные процедуры оказывают многогранное воздействие на организм. При систематическом применении повышается тонус нервной системы, улучшаются окислительно-восстановительные процессы, совершенствуется терморегуляция. Мы стараемся начинать закаливание летом, проводим водные процедуры на открытом воздухе в местах, защищённых от ветра, в утренние часы после гимнастики. Это способствует более быстрому переходу ребёнка в активное состояние.
Все эти мероприятия дают положительные результаты. Уровень заболевания детей имеет тенденцию к снижению. Все они помогают вырасти детям здоровыми, крепкими, физически и психически развитыми.
В своей работе мы планируем:
- привлекать родителей к совместной работе по оздоровлению детей;
- объединить усилия воспитателей и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;
- проводить консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, по ознакомлению их с особенностями развития детей своей возрастной группы в целом.
В целом мотивируем родителей на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности предметно- развивающей среды в группах младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Представляю вам сегодня презентацию по теме: « Особенности предметно- развивающей среды в группах младшего возраста». Вопрос организации развивающей ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ среды ДОУ ...
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста в соответствии ФГОС»
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»В. А. Сухомл...
Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ как средство воспитания детей с учетом ФГОС
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, закладываются основы здоровья. Поэтому качество окружающей с...
Организация предметно- развивающей среды группы раннего возраста в соответствии с ФГОС и ООПДО.
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...
Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста в соответствии ФГОС
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста в соответствии ФГОС» « Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодр...
Презентация "Формы организации здоровьесберегающей работы в группе младшего возраста"
Формы организации здоровьесберегающей работы в группе младшего возраста...
«Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста в соответствии ФГОС"
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста в соответствии ФГОС»...