«Учим детей фантазировать!»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Халявкина Елена Владимировна

Людям нужна фантазия.

Люди без фантазии никогда ничего не создадут большого и ценного, нового.

Люди без фантазии - сухи и скучны, они только наполовину живут.

Человек с фантазией живет сто жизней сразу.

Александра Михайловна Коллонтай

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchim_detey_fantazirovat.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Учим детей фантазировать!»

Людям нужна фантазия.

Люди без фантазии никогда ничего не создадут большого и ценного, нового.

Люди без фантазии - сухи и скучны, они только наполовину живут.

Человек с фантазией живет сто жизней сразу.

Александра Михайловна Коллонтай

Для фантазирования важны опыт человека, он помогает придумывать новые объекты, и личная одаренность, но так ли это? Взрослые более опытны по отношению к ребёнку, но мир взрослых строится на определённых законах, принципах, от которых человеку с возрастом всё сложнее оторваться и не соответствовать им, а, следовательно, сложно уйти от реальности и придумать несуществующий, фантастический объект. Мир детей свободен от шаблонов и стереотипов, детям трудно жить по законам взрослых, поэтому полёт их фантазии лёгок и безграничен. Как же быть с одарённостью, ведь не каждый ребёнок обладает гениальностью, заложенной природой? В этом и заключается задача взрослых: показать, как можно придумать новое, и развить в ребёнке оригинальное нестандартное мышление, и каждому ребёнку дать возможность стать одарённым. Играя в «весёлые фантазирования», дети учатся думать и создавать будущее в настоящем. Время и развивающаяся наука могут «сказку сделать былью».

Общая характеристика типовых приемов фантазирования.

На основе анализа фантастической литературы созданы типовые приемы фантазирования (далее ТПФ) Г.С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века. Основная цель автора ТРИЗ была следующей – активизация мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

В основе ТПФ лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявления какого-либо признака или его полное уничтожение.

Для детей дошкольного возраста все приемы типового фантазирования представлены в образе Волшебников, которые осуществляют преобразования признаков объектов и систем окружающего мира (цвет, форма, размер, влажность, температура, местонахождение, вкус, запах, звук, рельеф, действие, направление, материал, количество, части, вес, изменение во времени).

Приём «Увеличение-уменьшение»

в данном приёме используются Волшебники:

Волшебник Увеличения    Волшебник Уменьшения

волшебники могут преобразовать размер объекта в сторону увеличения или уменьшения. Провести преобразование части объекта по размеру.

Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру.

Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета.

Прием "Деление- объединение"

в данном приёме используются :

Волшебник Деления

Волшебник Объединения

Предназначен он для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

Прием "Преобразование признаков времени"

Основан на изменении признаков времени. Многофункциональный приём.

Волшебник Быстрых Минут 

Волшебник Замедления

Волшебник Перепутывания Времени

Волшебник Обратного Времени

Машина Времени

Зеркало Времени

Волшебник, остановивший Время.

Волшебники Времени могут:

  • Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления).
  • Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени).
  • Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени).
  • Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени).
  • Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время).

Прием "Оживление-окаменение"

Данный приём представлен : волшебником окаменения и волшебником оживления

При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными. При воздействии Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным. Использование приемов оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.

Прием "Специализация-универсализация"

Прием представлен двумя волшебниками: Волшебник Всемогу (универсализация) и Волшебник Могутолько (специализация).

Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных.

Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции

Прием "Наоборот"

представлен волшебником «Наоборот»

Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака , а также функции объекта и замене их на противоположные.

Примерные действия Волшебников
с объектами

Увеличение – уменьшение.

Если уменьшить волка, + он не сможет нападать на др. животных; - он является санитаром леса, поедая прежде всего больных и слабых животных.

Оживление – окаменение.

Например: если оживить кирпичи + они сами будут передвигаться и не придётся их переносить; - прежде чем построить  дом надо будет на них охотиться, чтобы поймать.

Преобразование во времени.

Волшебник обратного времени. Описывать можно алгоритм какого – либо действия, разбитый на этапы (пришиваю пуговицу, до этого вставил нитку в иголку и т.д.).

Дети путешествуют на «Машине времени» в прошлое и будущее планеты. Дети описывают, как надо себя вести в данное время, как избежать опасных ситуаций.

Детям предлагается заглянуть в «Зеркало времени» и представить, что может произойти.

Например:

«Моя семья через 20 лет», «Я – пожилой человек», «Чтобы я изменил во вчерашнем дне».

Перепутывание времени

Детям предлагается перепутанная цепочка развития объекта или алгоритм действия.

Детям предлагается восстановить правильную цепочку действия (развития).

Волшебство Быстрых и Медленных минут

Детям предлагается реальная ситуация, на которую воздействует преобразование времени. Дети объясняют, что будет после этого преобразования.

Например:

Дети быстро выросли, что будет, как будут реагировать взрослые

Остановка Времени

Детям предлагается ситуация и используется волшебство Остановка Времени. С детьми обсуждается, что в этом хорошего и плохого.

Например:

Вечно горячий суп; все время идущий дождь и т.д.

Дробление – слияние.

Если разделить зайца и лису на части и поменять их хвосты местами: +заяц будет красоваться красивым пушистым хвостом; - собаки могут принять его за лису и погнаться за ним.

Наоборот.

Например: волшебник наоборот изменил зайца по признаку рельефа, т.е., он был пушистым, а стал колючим( + зайца не сможет съесть хищник; - ему будет холодно зимой.)

Могувсё – могутолько.

Происходят ограничения какого-либо действия у объектов или добавление объектам не свойственных им действий. Например: могутолько - лягушка может только прыгать   + цапля не сможет её поймать и съесть; - она не сможет находиться в воде, плавать, метать икру. Могувсё- кроме основной функции подушка – делает причёску, массаж и т.д.).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: Общая цель работы с типовыми приемами фантазирования не только научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому-либо признаку, но и осознать СПОСОБ создания фантастического продукта. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей и учимся сами!

/основные рекомендации взрослым, касающиеся взаимодействия с детьмис различными проблемами/....

Мы учимся сами и учим детей

Рекомендации по развитию и воспитанию детей...

Учим детей учиться исследуя новое

Развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности. Формирование основ научного мировоззрения....

Консультация для родителей."Почему дети фантазируют".

laquo; Многие дети любят фантазировать »… Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит...

Консультация для родителей."Почему дети фантазируют".

laquo; Многие дети любят фантазировать »… Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит...

Исследовательский проект «Учимся сами, учим детей, как обращаться с ПЛАНЕТОЙ своей.»

Изучение проблемы появления и утилизации мусора, как источника загрязнения окружающей среды....

Консультация для педагогов "Учите детей фантазировать".

Работа с бумагой, будь то рисование, оригами, создание аппликаций или объемных фигур, является превосходным средством для развития у детей творческой смекалки и фантазии....