Проект: «Мир домашних животных»
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект: «Мир домашних животных»
Тип проекта: информационно-практический, краткосрочный (1 день).
Целевая аудитория: дети 4-5 лет.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Актуальность проекта: мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.
Анализ проблемы: дети, в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».
Цели проекта:
- Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.
- Формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
- Развитие интереса детей к окружающему миру.
Задачи проекта:
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
- Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
- Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
- Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
- Совершенствование навыков рисования и творческой деятельности у детей.
- Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.
Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; знакомство с правилами ухода за домашними животными.
Продукты проекта:
- Изготовление альбома «Домашние животные».
- Создание в группе уголка «Друзья наши меньшие».
- Создание макета «Домик в деревне».
Таб. 1. Интеграция образовательных областей
Образовательная область | Организованная образовательная, самостоятельная деятельность детей |
Познание | - Просмотр презентации «Домашние животные». - Животные, проживающие в деревне и в городе. - Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы» (смотри ход проекта). - Беседа «Во что одеты животные?». - Дидактические игры: «Узнай животных по описанию», «Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?». - Наблюдение за собакой на прогулке. - Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные». - Работа с макетом «Домик в деревне». |
Коммуникация | - Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи следы?». - Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит». - Беседа «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям? Поведение человека с животными». - Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему. |
Социализация | - Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ». - Дидактическая игра «Помоги животным найти свой дом». - Приобщение детей к общению друг с другом в совместной деятельности. |
Чтение художественной литературы | - Рассматривание книг о животных. - Чтение стихов В.А.Степанов «Животный мир России». - Чтение русской народной сказки «Кот - серый лоб, козел да баран». - Чтение К.Ушинский «Спор животных», М.Пришвин «Жулька». - Выставка книг «Животные в сказках». - Загадывание загадок о домашних животных. - Чтение пословиц и поговорок о животных. |
Художественное творчество | - Лепка: «Кошки и собаки – наши друзья», оформление уголка группы «Наши верные друзья». - Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ». - Совместный труд детей и педагога – изготовление макета «Домик в деревне». |
Музыка | - Музыкальная игра «Угадай животное». - Разучивание песни «Цап-царап», муз. С.Гаврилова, сл. Р.Алдониной. |
Труд | - Беседа об уходе за домашними животными (как чистить клетку, кормить, необходимость ухода, независимо от своего настроения). - Дежурство в книжном уголке и уголке природы. |
Здоровье | - Беседа «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных». - Сравнение человека и животного «Чем мы похожи и чем мы отличаемся?» Игра «У зверей и у людей» (с мячом). - Беседы об умывании. - Бодрящая гимнастика после сна (комплекс дыхательных упражнений). |
Безопасность | - Беседа «Встреча с незнакомыми животными», «Позаботься о безопасности своего организма после помощи животным». |
Физическая культура | - Зарядка «Не ребята, а зверята» (упражнения: «Корова отгоняет мошек», «Идет коза рогатая», «Домашняя кошечка», «Конь бьет копытом», «Скачут зайки»). - Физминутки: «Корова», «Кошка», «Котик». - Пальчиковая гимнастика: «Козочка», «Покормим животных». - Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка». - Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес». |
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами:
- Беседы с родителями на тему «Есть ли в доме животное?».
- Библиотека для родителей: книги о природе, животных, статьи о воспитании доброты в детях.
- Папка-передвижка «Дети и домашние животные».
Реализация проекта:
1. Утренний сбор. Мотивация выбора темы.
Цель: создать зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик у детей, развитие речевой активности и мышления у детей.
Сообщение тематики проекта: «Мир домашних животных».
На одной из стен группы располагаются иллюстрации, изображающие различных животных. Воспитатель предлагает подойти детям к иллюстрациям и поиграть. Воспитатель называет животных, не предлагая никакой схемы ответа (ее устанавливают сами дети). Например: «Кошка»,- а в ответ: «Мяукает», или «Полосатая», или «Рыжая» и т.д.
Далее следует дидактические игры: «Узнай животного по описанию», «Чьи это детки?» (используются наглядные пособия – плакат и альбом «Домашние животные»).
Дидактическая игра «Чьи это детки?»
После игр воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по иллюстрации с опорой на схему.
Далее проходит чтение русской народной сказки «Кот – серый лоб, козел, да баран».
После, дети дежурят в уголке природы.
В заключение утреннего сбора проходит подвижная игра «Пастух и овцы».
2. Комплекс утренней гимнастики: «Не ребята, а зверята» [15].
Цель: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус детей.
3. Гигиенические процедуры.
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки у детей.
Умывалочка: «Кто такая пушка» [3,64].
4. Завтрак.
Цель: настроить детей на принятие пищи; формировать знания о культуре поведения за столом.
Дети садятся за столы. Совместно с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения: «сердитая кошка», «утиный клювик», «лошадка» [6,57; 6,59].
Далее идет выполнение пальчиковой гимнастики «покормим животное» [13,58].
Воспитатель: «Мы животных покормили, а теперь должны покушать сами». Повторение правил поведения за столом:
Ложкой–вилкой не грохочем,
Не играем, не хохочем,
Мы на стульчике сидим,
Молча весело едим.
Мы ногами не болтаем,
И ворон мы не считаем,
Не глядим по сторонам,
Кашу кушать надо нам!
Дети принимают пищу. После еды воспитатель всех хвалит.
5. Чтение художественной литературы. Стихи В.А. Степанова [2], с показом иллюстраций животных.
6. Самостоятельная деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница», «Айболит».
Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, понимая воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Развивать творческое воображение.
7. Тематическое занятие. Проводилось в рамках методического пособия Т.И. Гризик «Познавательное развитие детей 4-5 лет» [8,39].
Оборудование: фигурки домашних животных (кошка, коза, собака, корова и т.д.), листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурки животных, которые стоят на столе. Дети называют животных. Воспитатель: «А теперь поиграем, загадки отгадаем» (педагог загадывает загадки-описания, дети отгадывают (находят животных, показывают остальным) [3,17; 3,35; 3,47; 3,67].
Дети берут фигурки животных и проходит дидактическая игра «Кто я и как я кричу?» (фото 5, дидактическая игра «Кто я и как я кричу?»)
Далее воспитатель читает детям пословицы о животных [3].
Потом воспитатель проводит беседу-обсуждение, ставит проблемные вопросы:
- как мы бы жили без домашних животных,
- зачем человек приручил животных,
- живут в доме - значит домашние,
- зачем держать в доме животных,
- как ухаживать за домашними животными,
- какова роль домашних животных в жизни людей,
- учат ли животные и птицы своих детей,
- что мы можем дать домашним животным.
Проведение физкульт-минутки. Упражнения: «корова», «кошка».
Далее, совместно с воспитателем дети рассматривают макет «Домик в деревне» (изготовлен ранее детьми и воспитателем).
Макет «Домик в деревне»
Дети заселяют макет животными.
Работа с макетом Домик в деревне
Воспитатель интересуется, почему они все собрались на дворе, а не ушли в лес? Потому, что эти животные живут с человеком, который заботиться о них. Их поэтому и называют – домашние животные.
Далее воспитатель интересуется, какие домашние животные живут в семьях воспитанников. Раздает листы бумаги и проводит игру – задание «Нарисуй животное и составь рассказ о нем». Работа продолжается в свободной деятельности. Готовые работы в дальнейшем выставляются в уголке «Мои верные друзья».
8. Подготовка к прогулке. Беседа «Во что одеты животные, а во что одевается человек?» Цель: совершенствовать умение быстро одеваться в определенной последовательности.
Работа в книжном уголке – выставка книг с иллюстрациями животных.
9. Прогулка. Цель: оздоровление и закаливание детей на свежем воздухе.
Подвижные игры: «Кролики». Цель: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность [11,47].
«Наседка и цыплята». Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожными и внимательными; приучать детей действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им [11,48].
Далее идет наблюдение за собакой [10,101]. Цель: формировать у детей представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Далее воспитатель проводит беседу об уходе за домашними животными.
Далее воспитатель предлагает детям разучить песенку «Цап-царап» (муз. С.Гаврилова, сл. Р. Алдониной).
После этого педагог организовывает самостоятельную деятельность детей на прогулке:
- игры с выносным материалом;
- катание на качелях, каруселях, «мыльные пузыри»;
- кормление птиц на участке.
10. Возвращение с прогулки, работа перед сном.
Воспитатель помогает детям раздеться.
Далее следуют гигиенические процедуры. Дети вспоминают вместе с воспитателем золотое правило «Руки мой перед едой, грязные руки грозят нам бедой».
Далее педагог проводит беседу «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».
Дети садятся за столы и проходит пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Козочка» [9,3]. Артикуляционная гимнастика. Упражнение: «Утиный клювик», «Лошадка» [6,59].
11. Обед.
12. Гигиенические процедуры, подготовка ко сну.
Чтение К. Ушинский «Спор животных», М. Пришвин «Жулька».
13. Бодрящая гимнастика после сна.
Дыхательная гимнастика. Цель: повышение общего жизненного тонуса детей, сопротивляемости и устойчивости организма заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы. Упражнения: «Петушок» [12,26], «Гуси летят» [12,28], «Насос» [12,26].
Закаливающие процедуры: ходьба босиком по массажной дорожке (изображаем кошку – пластические этюды).
14. Гигиенические процедуры.
15. Полдник.
16. Самостоятельная деятельность детей.
Лепка. «Кошки и собаки – наши верные друзья». Оформление в группе уголка «Друзья наши меньшие» (фигурки и рисунки детей).
Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи это следы?»
17. Дидактическая игра «Помоги животному найти свой дом».
18. Вечерняя прогулка.
Подвижная игра «Лохматый пес». Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться [11,44].
Далее воспитатель проводит беседу с детьми «Встреча с незнакомыми животными».
Дидактическая игра «У зверей и у людей» (с мячом). Сравнение человека и животного. Чем мы похожи и чем мы отличаемся?
19. Уход детей домой.
Воспитатель проводит беседы с родителями. Дети уходят домой, рассказывая родителям о том, с чем они познакомились сегодня в саду.
Подведение итогов.
В рамках проекта «Мир домашних животных» были созданы: макет «Домик в деревне», альбом «Домашние животные», дидактические игры, картотека загадок и пословиц о животных, уголок «Друзья наши меньшие».
Таким образом, ознакомление детей с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний детей об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способностях, повысили свою самостоятельность, отмечались положительные изменения со стороны эмоционально- волевой сферы, зрительного внимания, речи, артикуляционной и общей моторики. Совместная деятельность детей и воспитателя помогла развития познавательного интереса детей, мышления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.
Список используемой литературы:
- Гризик Т.И. Пособие «Интересен мир вокруг нас» для детей 4-5 лет.
- Степанов В.А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002.
- Синицына Е.Н. Умные загадки. – М., 1997.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1998.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2007.
- Свирская Л.В. Утро радостных встреч. – М., 2010.
- Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М., 2010.
- Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М., 2013.
- Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: методическое пособие. – М., 2009.
- Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. – М.,1986.
- Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград, 2009.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.,2007.
- Интернет ресурсы. Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средних возрастных групп (4-5 лет). Автор: Сенченко О.В. – инструктор по физкультуре МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Радуга», г. Подольск.
- Журнал «Дошкольное воспитание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие домашних животных и людей»
Проект включает в себя деятельность детей и взрослых по теме...
Педагогический проект «Мир домашних животных"
Расширение и обобщение знаний детей о домашних животных нашего края, бережное отношение и развитие интереса к окружающему миру, уточнение и закрепление названий домашних животных и их детенышей, чем п...
Проект "Мир домашних животных"
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птиц...
проект "Мир домашних животных"
Проект для детей 2 младшей группы....
Проект "Мир домашних животных"
Проект: «Мир домашних животных» Воспитатель Медведева Ирина ВалерьевнаТип проекта: информационно-практический, краткосрочный (1 день).Целевая аудитория: дети 4-5 лет.Участники проекта: ...
Познавательный проект "Мир домашних животных" для детей 3-4 лет
Познакомить детей с домашними животными, их связью со средой обитания, осознанно-правильное отношение к предстваителям животного мира...
Познавательный проект "Мир домашних животных"
Название проекта: «Мир домашних животных»Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Руководители проекта:Скворчевская С. А. Тип проекта: познавательный, групповой, средне...