Отношения привязанности как основа психического здоровья детей в семьях и в условиях сиротских учреждений.
статья
Данная статья дает представление об основных потребностях детей младенческого и раннего возраста, удовлетворение которых является критически важным для их нормального развития и психического здоровья как в детстве, так и во взрослом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отношения привязанности как основа психического здоровья | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Отношения привязанности как основа психического здоровья детей в семьях и в условиях сиротских учреждений.
Система призрения за младенцами существует с 19 века, однако в те времена уровень смертности детей в условиях учреждений был на очень высоком уровне. После того как в 20 веке изменились условия сиротских учреждений, и дети в них стали обеспечены полным уходом, медицинским обслуживанием и игрушками, соответствующими возрасту, смертность стала снижаться, однако открылась другая сторона – все дети, имевшие опыт жизни в сиротских учреждениях, таких как дома ребенка, имели существенные отставания во всех областях развития – физическом (в т.ч. задержки в росте, окружности головы), познавательном (внимание, память, общее интеллектуальное развитие), социально-эмоциональном развитии (способность выстраивать отношения со взрослыми и детьми, способность к регуляции эмоций), формировании привязанности, в том числе имели психические расстройства.
Тогда перед исследователями встал вопрос - в чем же причина такой колоссальной разницы в развитии детей в семьях и в учреждениях. Анализ качества взаимодействия взрослых и детей в условиях домов ребенка показал, что действия ухаживающего персонала во время выполнения процедур по уходу за ребенком были механистичны и носили поверхностный характер, взрослые почти не взаимодействовали с детьми, кроме того сама внутренняя организация сиротских учреждений не позволяла детям и взрослым выстраивать отношения привязанности, которые являются критически важными для развития ребенка во всех сферах. Ученые доказали, что для нормального психического и физического развития ребенка ему прежде всего необходимо формирование безопасных отношений привязанности с близким взрослым. (Bowlby, 1951; Ainsworth et al., 1978; Плешкова, Мухамедрахимов, 2008; Мухамедрахимов, 1999).
Основателем теории привязанности является американский психолог, психоаналитик Джон Боулби. Он утверждал, что у младенца есть врожденные потребности, и основная из них - потребность в безопасности. Он говорил, что это биологически обусловленный механизм – когда младенец, проявляя сигналы тревоги, дискомфорта, демонстрирует их матери (близкому взрослому) с целью получить удовлетворение своих потребностей и ощутить себя в безопасности. Это обеспечивало выживаемость младенца и человеческого вида в целом.
Вместе с Джоном Боулби изучением привязанности занималась американо-канадский психолог Мэри Эйнсворт. Она говорила о привязанности как о качестве отношений между матерью (или лицом ее заменяющим) и ребенком. Младенец демонстрирует матери свои потребности, она интуитивно распознает потребность, которая стоит за поведением ребенка, и удовлетворяет ее, таким образом ребенок учится доверять матери. Но если мать по каким-то причинам не может адекватно отреагировать на потребности ребенка, младенец получает опыт нечувствительности со стороны матери. В этом случае любой ребенок будет либо стараться успокоиться самостоятельно, либо найти какой-то способ получить необходимую поддержку матери – то есть вырабатывает стратегии поведения, позволяющие ему достичь максимальный комфорт и безопасность в отношениях с матерью.
В зависимости от типа реагирования матерью на сигналы дискомфорта ребенка, и особенностями поведения ребенка в ответ на реакции матери, М. Эйнсворт выделила 4 типа привязанности.
Таким образом, качество отношений привязанности с близким взрослым первостепенно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его способность доверять, быть расслабленным, уверенным, исследовать мир и развиваться. Полученный эмоциональный опыт оказывает влияние на все сферы функционирования ребенка, а выработанные стратегии поведения в отношениях с близким взрослым в первый год жизни могут переноситься на отношения с другими взрослыми, сверстниками, и сохраняться в дошкольном, в школьном возрасте, а также во взрослой жизни.
Обобщая результаты научных трудов по теории привязанности можно выделить ряд необходимых условий, для формирования безопасных отношений привязанности:
Во-первых, Стабильность и предсказуемость социального окружения (то есть в окружении ребенка должно находиться ограниченное число взрослых, которые близко взаимодействуют с ним, осуществляют уход, а их поведение должно быть предсказуемым, то есть ребенок должен быть уверен, что когда он демонстрирует признаки тревоги, взрослые одинаковым образом обратятся к нему с утешением).
Во-вторых, Эмоциональная доступность близкого взрослого (т.е. способность взрослого откликнуться на обращения и сигналы ребенка. Такое поведение часто недоступно у взрослых с небезопасными типами привязанности, а также у взрослых, находящихся в депрессии).
И в-третьих, Способность взрослого видеть, понимать и адекватно реагировать на сигналы и потребности ребенка (например, в случае боли утешать, а не ругаться, что полез туда, куда не следует).
Эти характеристики ближайшего социального окружения ребенка необходимы для удовлетворения потребностей социально-эмоционального развития, психического здоровья и благополучия ребенка вне зависимости от места его проживания – семья или учреждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста
Каждый взрослый должен приниматьучастии в воспитании детей...
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности...
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного...
«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.В качестве одной из составляющих здоровья человек...
Условия сохранения психического здоровья детей в семье и детском саду
Данный материал может быть использован для доклада на педагогических часах или какматериал в уголок для родителей....
Консультация для педагогов: «Условия для сохранения психического здоровья детей в семье»
Консультация для педагогов:«Условия для сохранения психического здоровья детей в семье»...
Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"
Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...