Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье
статья (младшая группа) на тему
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребёнка или взрослого), а с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_sokhraneniya_psikhicheskogo_zdorovya_detey_v_detskom_sadu_i_v_seme.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье
Статья на тему:
«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье»
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №65 «Буратино» Грушецкая О.Г.
В последнее время всё чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности, в нашей стране одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребёнок с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Однако по мере того как ребёнок становится старше, число стрессогенных факторов не только не уменьшается, но существенно увеличивается.
Что включает в себя понятие психического здоровья?
Термин «психическое здоровье» был введён в научный лексикон не так давно И.В. Дубровиной.
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребёнка или взрослого), а с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Насколько психическое здоровье взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психическое здоровье» уже подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. В результате исследования Джюэтта, изучавшего психические характеристики людей. Благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось. Что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в « портрет» психически здорового человека, который приводится многими исследователями.
Психически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живёт в гармонии с собой и окружающими.
Психическое здоровье детей имеет свою специфику.
Для того чтобы её рассмотреть, можно ещё раз обратиться к взглядам И.В.Дубровиной на соотношение психического здоровья и развития личности. И.В.Дубровина утверждает, что основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психическое здоровье ребёнка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые ещё не развились у ребёнка, но должны присутствовать у взрослого.
Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.
Их можно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.
Влияние факторов среды.
Под ними обычно понимают семейные неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.
Достаточно часто трудности ребёнка берут начало ещё в младенчестве ( от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям в развитии ребёнка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребёнка.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важным становятся и взаимоотношения с отцом.
Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребёнка. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребёнком в этом возрасте можно отнести:
А) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещение ребёнка в ясли, рождение второго ребёнка и т.п.
Б) продолжение постоянной опеки над ребёнком, которую проявляет слишком тревожная мать.
Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребёнка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребёнку, поскольку он:
А) подаёт пример отношений с матерью,
Б) выступает прообразом внешнего мира, то есть освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то,
В) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становиться источником защиты.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребёнок- кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребёнка превалирует над удовлетворением потребностей всей остальных членов семьи.
Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребёнка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости. Покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию
Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда выражение страха.
Вторая группа факторов, как мы уже упоминали, связана с детскими учреждениями.
Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычно около 50 % направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка. Снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
Подводя итог объективным факторам риска нарушения психического здоровья ребенка, поступающего в школу, можно сделать вывод, что преобладающими являются те или иные внутрисемейные факторы, однако негативное воздействие может оказать и пребывание ребенка в детском саду.
Довольно интересно проследить влияние индивидуальных свойств темперамента в плане риска нарушения психического здоровья. Стрессоустойчивость детей зависит от типа нервной системы. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента являются если не источниками нарушения здоровья, то существенным фактором риска, который невозможно игнорировать.
Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у них положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей, педагогов).
Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушения психического здоровья. Однако попробуем пофантазировать: а что если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов?
Кроме того, если рассматривать становление психического здоровья только с точки зрения факторов риска. Остается непонятным, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а многие, наоборот, добиваются жизненных успехов, и более того, их успехи социально значимы. Также непонятно, почему мы не редко сталкиваемся с детьми, выросшими во внешне комфортной среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи.
Поэтому рассмотрим следующий вопрос: каковы оптимальные условия для становления психического здоровья детей.
Влияние факторов среды.
Семейные неблагоприятные факторы:
1.Неправильный стиль воспитания (пренебрегающий, авторитарный, контролирующий и др.).
2.Нарушение правил семейного воспитания (потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, гипертрофированная моральная ответственность и т.д.)
3.Проблемный характер семьи (антипедагогическая, аморальная, асоциальная, кризисная, конфликтная и др.)
Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями:
- Не налажена взаимосвязь с педагогом.
- Конфликтные отношения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности...
Семинар для педагогов "Условия сохранения психического здоровья ребенка в детском саду и семье"
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузк...
«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.В качестве одной из составляющих здоровья человек...
«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравствен...
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье
Раскрывается понятие "психического здоровья". Раскрывается понятие психически здоровых детей. Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.Факторов связанные с детскими учрежде...