«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»
материал (средняя группа) на тему
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье» | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – ДС № 8 «ЗВЁЗДОЧКА»
«Условия сохранения психического здоровья детей
в детском саду и семье»
ст. Выселки
январь 2014 г.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Одним из условий сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье является создание здоровьесберегающей развивающей среды. Ведь еще Л.С. Выготский сказал: «Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды».
Что же такое «предметно-развивающая среда»? Одно из определений гласит, что предметно-развивающая среда - это совокупность предметов, представляющая собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. Однако, элементом среды выступает и человек. Поэтому грамотнее говорить об образовательной среде, которая представляет собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития и сохранения здоровья (по Ясвину).
Здоровьесберегающей средой является та, в которой все компоненты представлены качественно.
Компоненты развивающей среды.
1. Социальный компонент (человеческие факторы): характер общения является показателем эмоционального благополучия:
- взаимопонимание,
- позитивное настроение,
- сплоченность,
- продуктивность.
2. Пространственно-предметный компонент:
- среда должна быть изменяющейся и сложной,
- должна быть связной, чтобы ребенок, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнял их как взаимосвязанные жизненные моменты,
- среда должна быть гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
3. Психодидактический компонент:
- педагогическое обеспечение развивающее возможности ребенка: содержание программ, стиль преподавания.
Здоровьесберегающая среда также подразумевает соблюдение основных принципов организации:
- Принцип дистанции позиции при взаимодействии:
- разновысокий уровень пола, разноуровневая мебель,
- красивый ковер,
- разновысокая мебель.
2. Принцип закрытости и открытости (организация зеленых комнат, зимних садов, ландшафтный дизайн территории, эко-комнаты, эко-музеи):
- открытость культуре: использование элементов взрослой культуры и дизайна, выставки детского творчества, тематические выставки, минимузеи, оформление по сезону;
- открытость обществу;
- открытость своего «Я» (персонализация среди каждой группы, т.е. группа имеет свое название и свое оформление).
3. Принцип активности:
-группе предусмотрены центры активности: большие модульные наборы, центры песка и воды, мастерские, инструменты для уборки;
- предоставление детям возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);
- использование стен (свободные рамки, стена творчества);
- использование цветового и звукового дизайна.
4. Принцип стабильности – динамичности:
- сборно-разборная мебель,
- игрушечная мебель,
- емкости для хранения игрушек,
- игрушки,
- мягкие плоскости,
- подиумы для отдыха,
- создать проект возможного изменения среды,
- предоставлять ребенку право видоизменять окружающую среду,
- мягкая комната, как часть игровой,
- игровое спортивное оборудование,
- игровые столы сложной конфигурации,
- мебель трансформер.
5. Принцип комплексирования и гибкого зонирования:
- игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка,
- центр сюжетно-ролевой игры.
6. Принцип половых и возрастных отличий:
- специально-организованные зоны, с целью сформировать у детей устойчивую гендерную идентификацию, позитивное отношение к гендерным ролям, улучшить межличностные отношения в группе,
- с возраста 3-4 лет внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность: «здравствуйте, мальчики», «здравствуйте, девочки», а не «ребята»; оформление альбомов «Вот мы какие девочки», «Вот мы какие мальчики»;
- учет возрастных отличий:
- Для детей 3-его года жизни – большое пространство, чтобы дети много двигались, причем с учетом того, что мальчики передвигаются по диагонали, а девочки жмутся к взрослому
- В группе 4-ого года должен быть насыщенный центр сюжетно-ролевой игры с орудийными и ролевыми атрибутами
- В среде группы 5-6 леток должна учитывать потребность игры со сверстниками и потребность в уединении
- В подготовительной группе среда должна быть насыщена играми на развитие психических процессов.
7. Принцип достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе темы, сюжета, необходимых игрушек, места и времени.
8. Среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
- содержать предметы известные детям,
- предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого.
- совсем неизвестные предметы и материалы (15%).
9. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого:
- уголок уединения,
- наличие равновеликих зеркал,
- обеспечить личное пространство каждого ребенка,
- ребенок может приносить любые игрушки, какие хочет.
10. Принцип учета индивидуальных особенностей детей: строить воспитательно-образовательную деятельность с детьми, учитывая темперамент. Например,
- флегматикам давать задание на результат, а не на время; формировать интерес к чему-то, т.к. они познавательно пассивны; в течение дня надо время от времени (каждые 15 минут) будить; задание давать пошагово,
- для холерика новая цель должна появляться раньше, чем достигнута предыдущая, т.к. достигнутая цель сразу теряет ценность; в состоянии равновесия обозначать для него 3-4 правила,
- сангвиников нужно много и разнообразно нагружать,
- у меланхоликов повышать самооценку, оказывать помощь только в опосредованной форме, хвалить только за конкретные дела, а не личность, т.к. они подсаживаются на хвалу, как на наркотик.
Помимо дидактического материала и подготовленного педагога в современной педагогике говорят о том, что в среде должны удовлетворяться 6 основных потребностей ребенка.
К ним относят:
- Потребность в независимости;
- Потребность в вербальном общении;
- Потребность в свободном передвижении;
- Потребность в социализации, как овладении навыками позитивного социального поведения;
- Потребность в уверенности в себе;
- Потребность в свободном выборе занятий.
Примерно такой же должна быть и семейная среда.
Поскольку одним из элементов семейной среды выступают родители, то условиями приобретения и сохранения психологического здоровья детьми являются не только общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями, т.е. благоприятная семейная ситуация, а также опыт общения с воспитателями детского сада, который ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур. Для этого вы – педагоги должны консультировать родителей по вопросам организации здоровье сберегающей среды, причем для сохранения не только физического, но и психического здоровья детей.
В процессе консультирования доносить до родителей, что развивающую здоровье сберегающую среду необходимо закладывать в семье:
- речь, разговор,
- книги: и не просто чтение, а обсуждение,
- исключать бегунки, прыгунки, раннее высаживание, которые приводят к нарушению осанки, а также, поскольку головной мозг еще не готов перерабатывать получаемую информацию, вызывают проблемы с поведением. Подводить родителей к выводу, что тело и мозг должны развиваться параллельно, не надо форсировать события,
- минимизировать общение ребенка с компьютером: 80% китайских детей в начальной школе сидят в очках;
- гигиена нервной системы – режим дня,
- учить ребенка собственным примером: бесполезно говорить ребенку, что курить вредно, если мама или папа курят.
Главное помнить: «Среда – условие оптимального саморазвития личности» (Ж.Ж. Руссо).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности...
Семинар для педагогов "Условия сохранения психического здоровья ребенка в детском саду и семье"
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузк...
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного...
Условия сохранения психического здоровья детей в семье и детском саду
Данный материал может быть использован для доклада на педагогических часах или какматериал в уголок для родителей....
«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравствен...
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье
Раскрывается понятие "психического здоровья". Раскрывается понятие психически здоровых детей. Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.Факторов связанные с детскими учрежде...