Материалы деятельности федеральной инновационной площадки
материал (старшая, подготовительная группа)
Сертификаты, приказ, материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tem_planirovanie.docx | 17.89 КБ |
den_narodnogo_edinstva.docx | 33.38 КБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица: пример календарно-тематического планирования по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе (фрагмент)
Автор | Мартыненкова М.И. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Звездочка» | |||||
Тема | Цели | Содержание НОД, пути достижения цели | Количество занятий | Форма организации НОД, продолжительность | Предметно-пространственная развивающая среда | Дата проведения |
«Приглашение к путешествию» |
|
| 1 | Фронтальное | Игровой материал | Сентябрь |
«Береги себя» |
|
| 1 | Фронтальное |
| Сентябрь |
«Книги в дорогу» |
|
| 1 | Интегрированное |
| Октябрь |
«Путешествие в Тундру» |
|
| 1 | Комплексное |
| Январь |
Предварительный просмотр:
День народного единства
Что такое Темир хомыс?
Цель
Познакомить детей со звучанием музыкального инструмента народов ханты – темир хомыс
Задачи
Побуждать детей активно мыслить, давать ответы на поставленные вопросы.
Формировать умение выразительно исполнять выученную песню.
Развивать чувство ритма.
Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах.
Воспитать интерес к традициям и обычаям народов ханты.
Научить народным хантыйским движениям
(Слайд относящийся к празднику)
♫ Вход детей в зал.
Ведущий: 4 ноября в нашей стране отмечается праздник «День народного единства» — это праздник единства и взаимопомощи всех российских народов.
Мы живём в самой большой и красивой стране на свете - России.
Россия…Какое красивое слово!
Вед. В русском языке есть много добрых и хороших слов, но среди них есть такие слова, которые всегда вызывают у нас чувство гордости и любви.
- Дети, что означает для вас слово Родина? (ответы детей)
(слайд «Берёзы»)
1.Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем...
(слайд «Ручей»)
2. Слышишь песенку ручья - это Родина твоя!
(слайд «Соловей»)
3. Слышишь голос соловья - это Родина твоя!
(слайд «Кремль»)
4. Видишь звездочки Кремля - это Родина твоя!
(слайд «Дети»)
5.Дом, где живут твои друзья – это Родина твоя!
6. Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей
И в саду смородина – это тоже Родина!
(слайд «Природа России»)
♫Песня: «Что зовём мы Родиной?» сл. и муз. Т.В. Бокач
Вед. Россия, как и все страны мира, все государства, существующие на земле
имеют свой флаг и герб
(слайд «ФЛАГ и ГЕРБ»)
-Что означают цвета на флаге России?
(слайд «ФЛАГ»)
Дети: Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет - цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Флаг России.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(слайд «ГЕРБ»)
-Что изображено на гербе России? Что вы видите в центре?
Дети: Орла.
-Расскажите о нём, какой он?
Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.
-Почему же на гербе России изображён орёл?
Дети: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл, сильное и непобедимое.
-Но почему у орла две головы?
Дети: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?
Дети: Да, в центре изображён герб Москвы, так как Москва – столица нашей Родины.
Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ведущий: У каждого государства обязательно есть свой гимн. Что такое гимн?
Дети: Гимн- это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников и других важных событий.
При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
- Предлагаю всем встать и послушать гимн России.
♫ Звучит «Гимн Российской Федерации»
Наша Родина – многонациональная. Это значит, что в России живет много разных народов - более ста. Эти народы отличаются внешне и имеют свои традиции.
7. Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
8.У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
9.Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
10.Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
(На слайде фотография детей и гостей из Хантымансийского автономного округа.)
Вед. В наш город, в марте месяце, приезжали гости из очень далёкой республики Якутия.
Скажите, пожалуйста, а по внешнему виду гости от нас отличаются?
♫Звучит хантыйская народная музыка –
●На экране видеоролик «Природа Югры»
Вед. Ребята, и музыка которую вы сейчас слышите, принадлежит этому народу.Эта музыка коренных народов севера – ханты и манси.Территория на которой они живут коротко называется Югра.
● На слайде фото народов ханты в национальной одежде.
Вед: У Югры есть своя история, которую хранят в национальных промыслах, в музыкальных инструментах, песнях, в сердцах народов, населяющих эту землю. Ребята, а что это за слово появилось на нашем слайде? Попробуем прочитать!.
●Слайд ТЕМИРХОМЫС
Вед.: Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.) Давайте с вами отправимся в интересное путешествие, чтобы узнать, что же такое на самом деле темирхомыс. Согласны? А передвигаются народы ханты на Оленях.
●На экране «Олени».
Вед.: Олень – кормит, одевает их и даже является транспортным средством. Это очень важное животное. Вот и мы с вами отправимся в путь на оленях. Дорога наша будет непростая. Ведь жизнь в лоне суровой природы для ханты была крайне сложна и непредсказуема, наполнена опасностями и каждодневными рисками. Чтобы выжить в трудных условиях тайги и тундры, не подвергаться опасностям, ханты были очень осмотрительны. Поэтому в пути нам всем нужно быть очень внимательными.
♫ Сильная вьюга
● На экране «Сильная вьюга».
Вед.Вот и первая преграда нам встретилась на пути. Посмотрите, какой сильный ветер! Настоящая буря!
♫ Голос вьюги:
Я – стихия воздуха, вьюга! Люди всегда меня боялись и преклонялись предо мной! Куда вы путь держите в моём бескрайнем холодном царстве снега и ветра?
Вед.: Здравствуй, вьюга! (Дети здороваются с поклоном.) Мы отправились узнать, что же такое темирхомыс. Вьюга, подскажи, пожалуйста, где нам его искать?
♫Голос вьюги:
Ха-ха-ха! Да разве вы сможете справиться со мной, стихией воздуха! Я сильная вьюга! И вам ни за что не пройти по моему холодному царству!
Вед.: Ребята, народы ханты с помощью танца пытались общаться с силами природы. Они верили, что, выполнив определённые движения, стихия может утихнуть. Давайте попробуем и мы с вами выполнить движения под хантыйскую музыку.
♫ Танец «Северный ветер»
Вед:
Ребята, посмотрите, а ведь вьюга стихла. Можно отправляться дальше. Едем?
♫ «Мы поедем, мы помчимся…»
●На слайде «Река»
Вед.: Ребята, перед нами стихия воды. Давайте поздороваемся с ней с поклоном, проявим своё уважение. Может быть, она нам не будет препятствовать в нашем путешествии и подскажет, где же нам искать темирхомыс. (Дети здороваются с поклоном.)
Голос воды:
Здравствуйте, ребята! Я река – холодная и быстротечная. Ханты поклонялись стихии воды и считали меня своей защитницей. Ведь лишь от меня зависела удача в рыбном промысле. А вы кто такие? Куда путь держите?
Музыкальный руководитель:
Здравствуй, вода! Мы отправились узнать, что же такое темирхомыс. Подскажи, пожалуйста, где нам его найти?
Голос воды:
Подскажу, только если исполните мою просьбу. Народы ханты очень бережно относятся ко мне, ведь я – основа жизни на Земле. Они поют песни, чтобы задобрить меня. А вы можете спеть мне свою любимую песню?
Пение
Музыкальный руководитель:
Ну что, ребята, споём песню, которую мы знаем?
♫ Песня: «Дружба крепкая» В. Шаинский
Голос воды:
Спасибо, ребята! Очень мне понравилась песня ваша. Дам подсказку. Вам поможет тот, кто сильнее всего и страшнее всего, и все его любят. Ну что ж, ПА ЙАМ ВОЗЭМ – по-хантыйски это означает «До свидания, доброй жизни».
Вед:Ребята, давайте попрощаемся с водой и скажем ПА ЙАМ ВОЗЭМ. А нам пора отправляться дальше.
♫ Дети продолжают путешествие на оленях – выполняют боковой галоп, руки на поясе под музыку «Мы поедем, мы помчимся…»
●На слайде «Огонь»
Вед. Ребята, посмотрите! Вот ответ на загадку воды! Это же огонь!
Особое отношение было у этого народа к огню. Считалось, что огонь предсказывает ближайшие события, разговаривая треском. Постоянным обитанием огня считали очаг, поэтому есть у ханты и запреты, связанные с огнём. Огонь из одного дома в другой переносить нельзя, это всё равно, что красть огонь. Хозяин, у которого украли огонь, несчастным будет: дети будут болеть, неудачи в промысле будут. Нельзя ссориться, ругаться, произносить плохие слова около огня очага, нельзя тыкать в очаг палками, заливать его – дух огня накажет. Бойся гнева огня, он всё знает про тебя.
Давайте поздороваемся с этой великой стихией! (Дети здороваются с поклоном.)
Голос огня:
Здравствуйте, ребята! Местные жители меня очень почитают, преклоняются предо мной. Со мной нельзя обращаться небрежно: нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – всё это оскорбляет меня или причиняет боль. За непочтительное отношение я могу и наказать пожаром. А вас что привело в наши земли?
Вед:Что ты, огонь! У нас ребята очень аккуратные и вежливые. А привело нас вот что. Мы ищем темирхомыс. Может быть, ты нам расскажешь, что это такое?
Голос огня:
Отчего не рассказать – расскажу. Только сначала, гости дорогие, присаживайтесь, погрейтесь.
Дети садятся перед экраном.
Голос огня:
Сидя около очага, женщины всегда занимаются своими домашними делами и передают свой опыт подрастающим дочерям, мастерят куклы-обереги. А когда придёт вечер, рассказывают сказки, играют на музыкальных инструментах. А вы для меня сыграете?
Вед:Конечно, наши ребята умеют играть на музыкальных инструментах. Ребята, исполним югорские мотивы на бубнах?
На экране «Югорские мотивы».
Игра на бубнах «Югорские мотивы». На фоне северного пейзажа звучит музыка.
♫ Дети смотрят на ритмический рисунок и воспроизводят его на бубнах под музыку.
Голос огня:
Какие молодцы! У народов ханты тоже есть бубен. С помощью этого инструмента изгоняли злых духов и болезни. Вы спрашивали, что такое темирхомыс? Это тоже музыкальный инструмент народов ханты. На нём играли, всё худое изгоняли, всем добрым руководили. А я с вами прощаюсь, ПА ЙАМ ВОЗЭМ, до свидания.
Вед:Ребята, так что же такое темирхомыс?
Дети:Хантыйский народный музыкальный инструмент.
Слайд:Темир хомыс
Да вот же темирхомыс. Посмотрите! (Дети рассматривают слайд.) Послушайте, как он звучит.
♫ Звучание Темир хомыса
Вед. Ну что ж, мы так долго путешествовали, что пришло время поиграть. Вы согласны? Мы поиграем в игру «Олени и пастухи». Пастухи, будьте внимательны, ведь олень – ловкое и сильное животное. Поэтому оленеводу нужно быть ловчее и сильнее.
Игра «Олени и пастухи». Дети делятся на две группы «пастухи» и «олени».(Как можно разделиться?) Оленей на один меньше чем пастухов. У пастухов в руках по ленте-мауту. Пастухи присаживаются во внутреннем кругу (спят). Олени стоят во внешнем, взявшись за руки. Под игру на темирхомысе дети-олени идут шагом с высоким подъёмом ног. Под быструю музыку дети-олени разбегаются, а дети-пастухи их догоняют, пытаясь осалить лентой-маутом. Каждый пастух ловит одного оленя, с окончанием музыки игра останавливается. Пастух, оставшийся без оленя пляшет, остальные хлопают в ладошки.
Вед:Ребята, с инструментом познакомились, пора и в путь-дорогу собираться, обратно в детский сад.
♫ Дети продолжают путешествие на оленях – выполняют подскоки, руки над головой в форме оленьих рогов под музыку «Мы поедем, мы помчимся…»
Вед. Все мы разные, говорим на разных языках, поём разные песни у нас различная национальная культура и традиция. Но все мы одинаково любим землю на которой живём. И для всех нас Россия является Родиной. Все мы Россияне.
♫ Танец: «Росиночка-Россия»! муз. Е.Зарицой
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
на тему
«Игровые приёмы обучения по программе «Детский сад 2100»
Для полноценной реализации программных задач в работе на занятиях по системе «Школа 2100» используются 4 группы приёмов.
Игровые
Игра содействует успешной социализации и самопознанию, поэтому среди приёмов, рекомендуемых программой, стоит на первом месте. Исходя из принципов системы «Детский сад 2100» во всех видах игр акцент делается на самостоятельность детей не только в проведении, но и в организации забав (например, при распределении ролей в сюжетно-ролевых играх).
Таблица: примеры игр по программе «Детский сад 2100»
Возрастная группа | Вид игры | Название (вид занятия) | Цель | Ход |
Первая младшая | Дидактическая | «Осенние листочки» (развитие речи) |
| Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к ним пришёл маленький гномик и принёс красивые листочки. |
Средняя | «Найди друзей среди красок» (ИЗО) |
| На листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель даёт задание найти среди предметов «друзей» жёлтой, зелёной, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определённому цвету, раскрашивают их. | |
Вторая младшая | Сюжетно-ролевая | «Магазин» (развитие речи, ознакомление с окружающей средой) |
| Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам — рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. |
Старшая | «Поездка в лес за грибами» (ознакомление с окружающим миром) |
| Дети помогают родителям собраться в поездку. Мама проверяет, как дети оделись. Папа ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. В лесу родители проверяют детей, знают ли они названия грибов и ягод, какие ядовитые, а какие съедобные. | |
Подготовительная | Подвижная | «Охотники и звери» (физическое развитие) |
| Дети образуют круг, взявшись за руки. Рассчитываются на первый-второй, делятся на «охотников» и «зверей». «Охотники» остаются на своих местах в кругу, а «звери» выходят в середину круга. «Охотники» перебрасывают друг другу мяч и стараются попасть им в ноги убегающих и увёртывающихся «зверей». Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным и выходит из круга. Затем игроки меняются ролями. |
Наглядные
Наглядно-образный тип восприятия у дошкольников является ведущим, поэтому без наглядных приёмов на занятиях не обойтись. Это:
- Картинки. Наиболее продуктивным этот приём является в младших группах, например, когда дети учатся раздеваться перед сном в правильном порядке, сначала снимая обувь, а затем платье (шорты), майку (футболку).
- Наблюдение. Таким образом, например, ребята старшей группы получают представления о закономерностях роста растений: черенок опускается в стакан с водой, после прорастания корней отросток укореняется в землю, то есть отсчёт развития нового цветка идёт с момента появления корешков.
- Демонстрация. Очень важно показывать дошкольникам тематические презентации, видеоролики. В старших группах это могут быть материалы, на которых дети отрабатывают умение анализировать происходящее и давать свою оценку. Например, для обсуждения темы, касающейся упорства на пути к достижению цели, можно предложить просмотреть серию «Фигурист» из мультсериала «Барбоскины».
Словесные
Поскольку программа «Детский сад 2100» имеет диалоговую направленность, речевые способы взаимодействия очень важны. К тому же, например, в младшем дошкольном возрасте, когда дети только учатся говорить, педагогу важно «разговорить» маленьких молчунов, активно осваивающих лишь невербальные способы донесения сути своего намерения. К словесным приёмам относятся:
- Беседа. Приём, который очень помогает активизировать познавательный процесс у ребят. К примеру, при рассмотрении темы «Транспорт» в средней группе с целью расширения информационного поля детей и обогащения словарного запаса, педагог, показывая две картинки, просит назвать изображённый на них транспорт. После чего предлагает назвать все виды средств передвижения, которые известны детям.
- Беседа — обязательный приём в работе с детьми вне зависимости от образовательной программы, по которой работает ДОУ
- Рассказ. Педагоги часто его используют для мотивации воспитанников в начале занятия. Так, перед началом работы на занятии по ФЭМП в старшей группе воспитатель представляет мальчика Незнайку, который никак не может разобраться, почему у него такой мрачный рисунок лета. В ходе работы дети объясняют Незнайке: рисунок мрачный потому, что у Незнайки много простых карандашей, но мало фломастеров, чтобы сделать картинку ярче. Таким способом ребята знакомятся с понятиями «больше», «меньше», учатся сравнивать объекты по этим показателям.
- Загадки, стихотворения. С помощью этого приёма педагог включает детей в работу, тренирует у них быструю реакцию, развивает логику. Кроме того, с помощью стихотворений формируются навыки ораторского мастерства, что особенно актуально для старших групп, в которых по программе вводится курс риторики.
- Сказки. Развитие речи — одно из главных направлений образовательного процесса в ДОУ. При обсуждении сказок малыши учатся анализировать поступки героев, проецировать те или иные поведенческие модели на себя, тем самым реализуя задачу самопознания.
- Чтение — один из способов показать детям неисчерпаемый источник информации. Научить детей пользоваться книгой для поиска знаний или проверки предположений является принципиальным заданием образования. В старших группах обычно есть ребята, которые уже умеют читать. Поэтому зачитывание товарищам вслух небольших отрывков из книг не только повысит самооценку оратора, но и заставит других дошкольников из чувства здоровой конкуренции активно осваивать это важное умение.
Практические
К группе практических приёмов можно отнести:
- рисунки (важный элемент художественно-эстетического развития ребёнка по «Детскому саду 2100»);
- поделки (в частности, как конечный продукт занятия по конструированию);
- аппликации;
- проекты (возможно, выполненные совместно с родителями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федеральная инновационная площадка Министерства просвещения Российской Федерации Международный Исследовательский проект института СДП Всероссийский фестиваль «Задача дня»Тема: «Новый год в математической стране»
данный материал предоставлен для воспитателей подготвительной группы...
Федеральная инновационная площадка Министерства просвещения Российской Федерации Международный Исследовательский проект института СПД Всероссийский фестиваль - флешмоб «Задача дня» Тема: «Новогодняя открытка для друга»
Тема: «Новогодняя открытка для друга». средний возраст Цель: Популяризация математики, формирование у детей положительного отношения к математике.Задача дня: Изготовить новогоднюю отк...
Участие в инновационной деятельности.Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО»
Информация об участии педагога в инновационной деятельности...
Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО»
Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...
Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО», МБОУ Лесногородская СОШ Дошкольное отделение Детский сад №12, 2021г.
Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...
Об организации работы федеральной инновационной площадки
Об организации работы федеральной инновационной площадки...