РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Екатерина Валерьевна Флегонтова

Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Как отмечают психологи Р. Вудвортс, Б. Скиннер[5], для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО [39]), познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, т. к. активность - необходимое условие умственного развития. Поэтому задача дошкольной образовательной организации - развитие у дошкольников устойчивой потребности в познании, потребности в учении или мотивации учения. По мнению А.Н. Леонтьева [38], формирование мотивации является основой развития дошкольника. Дошкольный возраст –сензитивный период для становления мотивации у детей. Таким образом, на сегодняшний день возрастает острая необходимость в развитии познавательной мотивации дошкольника как залога успешности подготовки к его дальнейшему обучению и подготовке к школе. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждает её к деятельности.Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются психологи и педагоги,а также родители обучающихся. Помнениюпсихологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской, Р.Я. Лихтван-Абрамовича и др. [22].) познавательная активность не связана с возрастом, и она присутствует не у всех дошкольников. Как правило, взрослые нацелены на развитие способностей, умений и знаний, но не на развитие у ребёнка желания к познанию окружающего мира. Потребности познавать окружающий мир дан ребёнку с рождения. Формировать его, а затем закрепить, и тем самым перевести его в привычку, а далее в необходимость – одна из важнейших задач воспитателя детского сада. Умственная активность ребенка в дошкольном возрасте, по мере его взросления, приобретает более самостоятельный характер. Если окружающая среда мотивирует любознательность и познавательный интерес, ребенок стремится познать новое, без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Флегонтовой Екатерины Валерьевны

воспитатель

Санкт-Петербург
2021

Оглавление

Введение3

Глава I.  Теоретические обоснование использования развивающей среды группы как условия формирования познавательной мотивации у дошкольников………………………………………………………………………………8

  1. Сущность понятия «познавательная мотивация», особенности развития мотивационной сферы в детстве………………………………………8
  2. Условия и средства формирования познавательной мотивации у дошкольников……………………………………………………………………12
  3. Особенности использования потенциала развивающей среды группыдля формирования познавательной мотивации у детей 3-4 лет ……15
  4. Представление передового педагогического опыта по использованию развивающей среды группы как условие формирования познавательной мотивацииу младших дошкольников……………………….27

Глава II. Опытно-практическая работа по организации развивающей среды группы как условия формирования познавательной мотивации у детей младшего дошкольного возраста........................................................................33

1.        Изучение уровня сформированности познавательной мотивации у детей 3-4 лет и оценка развивающей среды младшей группы детского сада………………………………………………………………………………..33

2.        Описание опыта работы по организации и наполнениюразвивающей среды группы для формирования познавательной мотивации у детей……………………………………………………………….38

3.        Методические рекомендации по организации и наполнению развивающей среды младшей группы ДОО…………………………………...42

Заключение48

Список литературы50

Приложения56

Введение

Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Как отмечают психологи Р. Вудвортс, Б. Скиннер[5], для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО [39]), познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, т. к. активность - необходимое условие умственного развития. Поэтому задача дошкольной образовательной организации - развитие у дошкольников устойчивой потребности в познании, потребности в учении или мотивации учения.

По мнению А.Н. Леонтьева [38], формирование мотивации является основой развития дошкольника. Дошкольный возраст –сензитивный период для становления мотивации у детей. Таким образом, на сегодняшний день возрастает острая необходимость в развитии познавательной мотивации дошкольника как залога успешности подготовки к его дальнейшему обучению и подготовке к школе.

Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждает её к деятельности.Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются психологи и педагоги,а также родители обучающихся.

Помнениюпсихологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской, Р.Я. Лихтван-Абрамовича и др. [22].) познавательная активность не связана с возрастом, и она присутствует не у всех дошкольников. Как правило, взрослые нацелены на развитие способностей, умений и знаний, но не на развитие у ребёнка желания к познанию окружающего мира.

Потребности познавать окружающий мир дан ребёнку с рождения. Формировать его, а затем закрепить, и тем самым перевести его в привычку, а далее в необходимость – одна из важнейших задач воспитателя детского сада. Умственная активность ребенка в дошкольном возрасте, по мере его взросления, приобретает более самостоятельный характер. Если окружающая среда мотивирует любознательность и познавательный интерес, ребенок стремится познать новое, без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов.

По мнению педагогов и психологов(Т.И Азарова [3], В. Ашиков[8], Л.И. Божович [12], А.Н. Леонтьев [38]), одним из ключевых условий развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста выступает развивающая среда.

Исследователи(Т. Анохина [4], Н.К. Виноградова [14; 15], Г. Глушкова [17], Т. Дронова [27] и др.)работая над изучением состояния развивающей среды группы в современном детском саду, отмечают однообразие и ограниченность ее содержания.Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении познавательно-игровой деятельности; недостаточность объектов, отвечающих интересам дошкольников (материалы для экспериментирования, занимательный материал для интеллектуального развития и др.).  

Таким образом, выявляются противоречия:

-между потребностью общества в сформированной познавательной мотивации у дошкольников как одного из важных аспектов подготовки к школьному обучению и недостаточным содержательно-методическим обеспечением этого процесса в педагогической деятельности;

-имеющимся в психолого-педагогической литературе интересом ктеоретическому изучению развивающей среды какусловияформирования познавательной мотивации младших дошкольников и неразработанностью данного аспекта в деятельности дошкольных образовательных организаций.

Сформулированные противоречия определили проблему исследования: возможности организации и содержанияразвивающей среды какусловия,способствующегоформированиюпознавательной мотивацииу детеймладшего дошкольного возраста.

Выявленные недостатки и противоречия позволили сформулироватьтему исследования «Развивающая среда группы как условие формирования познавательной мотивации у детей младшего дошкольного возраста».

Цель дипломной работы: выявление возможностей использования развивающей среды группы в формировании познавательной мотивации у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи дипломной работы:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Подобрать и реализовать диагностические методики, направленные на выявление особенностей познавательной мотивации детей и специфики организации развивающей среды группы детского сада, провести экспериментальное исследование.
  3. Описать опыт работы по использованию развивающей среды группы как условия формирования познавательной мотивации у детей младшего дошкольного возраста.
  4. Составить методические рекомендации по организации и наполнению развивающей среды группы.

Дипломная работа соответствует ПМ. 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей».

Словарь основных понятий

Игра -форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Интерес - положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

Младший дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 4лет.

Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив это опредмеченная потребность». Например, жажда -это потребность, желание утолить жажду -это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется -это цель.

Мотивация-побуждение кдействию;психофизиологический процесс, управляющий поведениемчеловека, задающий его направленность, организацию,активностьи устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Любопытство - первичный интерес к предмету, объекту или событию.

Любознательность- желание детальнее изучить предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового. Исследования проводятся методом проб или при помощи вопросов.

Познавательная мотивация –комплекс внутренних и внешнихмотивовиндивида, побуждающих его к приобретению знаний об окружающем мире, формирующих его познавательную активность. Познавательная мотивация вплотную связанна с такими понятиями как – познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная потребность и так же мотивы учения.

Познавательное развитие - совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

Познавательные действия- активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательныйинтерес- избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Предметно-развивающая среда- составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Развивающая среда- система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Среда- поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

Глава I. Теоретические обоснование использования развивающей среды группы как условия формирования познавательной мотивации у дошкольников

  1. Сущность понятия «познавательная мотивация», особенности развития мотивационной сферы в детстве

Прежде чем приступить к рассмотрению сущности познавательной мотивации, следует осветить основные понятия.

В трактовке Е.В. Масленниковой [41], мотивация –«реальная причина действий, ощущаемая ребенком как особо важная».

По мнению Н.Г. Морозова, мотивация - это «тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей помыслов» [42].

Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать познавательную мотивацию как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов.

Избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно этой деятельностью, по мнению Т.А.Куликовой [37], называется познавательной мотивацией.

Познавательная мотивация - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования.

Р.С. Буре писал о том, что познавательная мотивация –это«один из мотивов умственной деятельности, основа формирования пытливого ума»[7, с. 20].

Г.И. Щукина считала, что познавательная мотивация –«мощный побудитель активности личности, под чьим влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» [24, с.118].

Познавательная мотивация включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием. Она выражается в эмоциональном отношении ребенка к предмету.

По мнению Л.С. Выготского, познавательная мотивация -это«естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских мотивациях» [12, с.24].

Понятие «познавательная мотивация» внутренне связано с другими, смежными понятиямипознавательный интерес, познавательная деятельность, познавательная активность, любознательность.

Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию.Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.

По мнению А.Н.Леонтьева [9], мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую. В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.

Мы будем трактовать познавательную мотивацию как мощный побудитель активности личности, под чьим влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

По словам Т. Дороновой [27],вопрос о познавательной мотивации является центральным в современной образовательной организации, так – как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения смыслообразования. Особенно важно изучать мотивацию у обучающихся дошкольного возраста, так как именно этот возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса иопределяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Основной задачей развитияпознавательной мотивацииявляется предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственныеспособы ее осуществления.

Дошкольный период является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивационной сферы личности. Мотивы поведения детей с одной стороны крайне просты и наивны, с другой - обладают скрытыми, неосознанными характеристиками, обусловленными прежде всего семейным воспитанием. Кроме того, дошкольный возраст, является подготовительным этапом перед поступлением ребенка в школу [22].

Очевидно, что степень сформированности различных мотивов поведения, сложившихся на этот момент, будет обуславливать не только успешность обучения, но и специфику взаимоотношений в новом социальном окружении, а также косвенно отразиться на успешности человека в будущей жизни.

В дошкольном возрасте ребёнок интенсивно накапливает знания, у него формируются различные способности, он осваивает окружающий мир и познает себя. Согласно А.Н. Леонтьеву [9], периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является именно дошкольный возраст.

В связи с активным становлением речи, общения, как с взрослыми, так и со сверстниками, его включением в различные виды деятельности, в мотивационной сфере ребенка возникают новообразования, различные по степени выраженности, которые характеризуются новыми структурными особенностями и свойствами.

По мнению А.Н.Леонтьева [там же],структура мотивации ребёнка на рубеже раннего и дошкольного возраста характеризуется аморфностью, мотивы сменяют друг друга в непроизвольном порядке, то есть не подчиняются единому сознательно-волевому контролю ребенка, все его желания одинаково сильны.

Первичное соподчинение мотивов возникает в начале дошкольного возраста и развивается в двух направлениях:

  1. формирование самого механизма соподчинения;
  2. усвоение ребенком новых, более высоких мотивов деятельности

Соподчиненность потребностей и желаний ребенка приобретает более или менее устойчивые формы примерно к 4 годам [7]. Относительную устойчивость начинают приобретать разнообразные интересы, вследствие чего начинает складываться индивидуальная мотивационная сфера ребенка.

У ребёнка дошкольного возраста познавательный мотив ещё не осознается, но при этом познавательная мотивация является внутренней направленностью, то есть игровой и социальный мотивы отодвигаются на второй план.

Согласно А.М. Матюшкину [15], познавательная мотивация является общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка. То есть, помимо непосредственно самого развития познавательной мотивации, у ребёнка идёт формирование и других психических функций.

А.В. Запорожец[11] в своих исследованиях показал, что первоначально познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность ребёнка, и постепенно на протяжении дошкольного возраста начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, характеризующейся новой познавательной мотивацией.

Таким образом, познавательная мотивацияпредставляет собой мощный побудитель активности личности, под чьим влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Дошкольный возраст является благоприятным для формирования мотивационной сферы, соответственно и познавательной мотивации, которая ещё не осознается ребёнком, но уже начинает выдвигаться на первый план, замещая игру, так. в старшем дошкольном возрасте происходит постепенная смена ведущего вида деятельности ребёнка.

2.        Условия и средства формирования познавательной мотивации у дошкольников

Основнойзадачей формирования познавательной мотивацииявляется предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления. А все это возможно лишь благодаря грамотно спланированному подходу к организации развивающей среды группового пространства дошкольной организации, где большую часть времени находится ребенок [32].

Продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребёнка, его активности [22].

В связи с этим, при создании условийдля формирования познавательной мотивации у детей дошкольного возраста, следует учитывать как внешние факторы, то есть содержание деятельности по формированию мотивации, методы работы воспитателя, материально-техническое оснащение дошкольной организации, психологический климат в группе, так и внутренние факторы становления мотивации - изменения в психическом развитии ребёнка, его сформированность в разных формах взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками.

По мнению С.А. Козловой и С.В. Кожокарь [31], чтобы открыть ребёнку радость умственной работы, разбудить любознательность, нужно использовать эффективные методы и приёмы развития познавательной активности детей в условиях детского сада. Например, такие:

  • создание обогащенной предметно-пространственной среды;
  • организация познавательного поиска детей(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.);
  • вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности;
  • формирование у детей психологической установки на предстоящую деятельность;
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • включение занимательности в содержание;
  • стимулирование проявления положительного эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности,
  • использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса [3].

При наибольшей устойчивости интересов дошкольников и соблюдении данных педагогических условий формирование познавательной мотивации должно протекать интенсивно и эффективно.

Среди условий, способствующих становлению познавательной мотивации младших дошкольников, большинство авторов (Н.В. Аверин, С.В. Денисова, С.В.Жданова [32] и др.) называют игру, общение со взрослым и правильно организованную развивающую среду, в которой ребенок проводит все свое детство.

Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

Основные принципы развития познавательной мотивации:

1.Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого

2.Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку.

3.Передача инициативыот взрослого ребенку. Важноне только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4.Безоценочность.Оценкавзрослого(какположительная, так и отрицательная)может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5.Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый должен стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Таким образом, на формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста, влияет ряд факторов.Среди таких факторов – в том числе развивающая среда. Развивающая среда в группе служит развитиюдетской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощныйпознавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Черезразвивающую среду мы формируем мотив к познанию у детей.

  1. Особенности использования потенциала развивающей среды группы для формирования познавательной мотивации у детей 3-4 лет

Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 

В психолого-педагогической науке среда рассматривается как фактор психического развития ребенка (Л.С. Выготский [16], Запорожец, А.Н. Леонтьев [38], С.Л. Рубинштейн [20] и др.). По мнению ряда ученых, среда является основой построения взаимодействия педагога с детьми (Т.Н. Доронова [27], Н.А. Короткова [35], Н.Я. Михайленко [39]).

 В научных исследованиях нет единых подходов в определении понятия «среда». Используются различные термины: развивающая предметная среда - С.Л. Новоселова[38]; предметно-развивающая среда - В.А. Петровский [36]; предметно-пространственная среда - Т.С. Комарова [29], предметно-игровая среда - Н.Т. Гринявичене [19] и др.

Как указывает С. Л. Новоселова[там же], «развивающая предметная среда- это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка».

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. По мнению О. А. Комаровой[там же], предметно-пространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия.

Л.С.Выготский[16] отмечал, что ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа.

Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Предметно-развивающая среда влияет на все стороны личности ребенка - его чувства, эмоции, волю и требует от него работы мысли и воображения, т.е. становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь. В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. Задача педагога - сделать окружение ребенка ярким, интересным, запоминающимся, активным, эмоциональным, мобильным. Правильно организованная развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры и таким образом приучать детей к самостоятельным играм [18].

В соответствии с ФГОС ДО,развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной»[35].

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, эргономических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности.

Обогащенная среда предполагает единство предметных и социальных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами среды группы являются игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и другое. Все компоненты развивающей предметной среды связаны между собой по содержанию, художественному решению, масштабу. Для успешного познавательного развития в группе создается развивающая среда, оформляется уголки, разрабатываются и конструируются нетрадиционные игры и пособия.

Поэтому, развивающая среда группы, стимулирующая познавательную, игровую, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возраста воспитанников. Основная задача - совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением - создание развивающей среды.

Таким образом, предметно-развивающая среда выступает одним из условий развития познавательного интереса детей дошкольного, если:

- организована в соответствии с ФГОС к условиям реализации педагогического процесса в ДОО, способствует удовлетворению разнообразных интересов ребенка;

- отличается информативностью, динамичностью, привлекательностью и доступностью для детей;

- организована педагогами рационально, содержит не только стационарную, но и мобильную мебель, разнообразные материалы для развивающих игр и занятий в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой дошкольного образования;

- содержание предметно-развивающей среды сезонно изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей;

- обеспечивает коррекционно-компенсирующие условия для полноценного развития всех видов детской деятельности;

- решает задачи ближайшего психического развития ребенка с учетом возраста, уровня психического и физического развития детей с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.

Благодаря познавательной мотивации и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьной жизни.

Развитие ребенка совершается в процессе обучения и воспитания - в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со сверстниками и взрослыми. Вокруг ребенка создается специальная развивающая среда, в которой он живет и обучается. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания и формирует свой мотивационно- познавательный потенциал, стремясь узнать больше [34].

На основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых, развивающая среда, должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако, равные возможности не значит одинаковые [25].

Развивающая среда с начала ее создания должна быть многофункциональной, вариативной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. Подбор материалов, особенности его размещения должны носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроением детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Построение развивающей среды педагогом должно позволять организовывать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет развивающую, образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка [26]. Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения - в активной содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Учитывая то, что ребенок находится в детском саду целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, развития и обучения в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для этого место. В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер развивает вкус, чувство прекрасного, а также способствует познавательному развитию в целом.

Если описывать современные образовательные программы, то впрограмме «Детство», развивающая среда рассматривается в организационном разделе программы как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста от 3-7 лет в подпункте параграфа «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 2-я младшая группа»: «...Пространство, в котором живет ребенок, оказывает огромное психологическое и педагогическое воздействие, в конечном счете выступая как культурный феномен. Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства. Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка. В группе создаются различные центры активности: - центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты)…»[8, с.297].

В программе «От рождения до школы» развивающая среда рассматривается в организационном разделе как условия реализации Программы: «В программе «От рождения до школы» развивающая среда является одним из элементов пространства детской реализации (ПДР). Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и  инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.). При этом обеспечить высокий уровень развития детей можно имея даже скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают несами объекты развивающей среды, адетская деятельность, организуемая взрослыми или самостоятельная. Результат работы впервую очередь зависит отпрофессионализма итворческого потенциала педагогов. Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространствогруппы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и пр.), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами. Количество иорганизация центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО. ВПрограмме дается приблизительный перечень центров активности» [12, с.45]

Таким образом, проанализировав обе программы, можно выделить исравнить основные параметры для организации развивающей среды группового помещения способствующие развитию познавательной мотивации детей, которые представлены в таблице ниже (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ программ«От рождения до школы» и «Детство»: младший дошкольный возраст

(по образовательной области «Познавательное развитие», раздел Программы «Организация развивающей среды»)

«От рождения до школы»

«Детство»

Познавательное развитие

В подпункте «Развитие познавательных действий» выделены задачи для педагога:

 способствовать развитию у детей любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности; развитию восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить детей обобщенным способам исследования объектов окружающей жизни с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий. Перцептивные действия - это различные способы использования сенсорных эталонов при восприятии окружающего мира: сравнение объекта с эталоном; сериация (упорядочивание) объектов по какому-либо признаку (цвет, форма, величина и др.); перцептивное моделирование — построение образа объекта с использованием сенсорных эталонов (например, окно можно рассматривать как объект, состоящий из прямоугольников). Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта (тонет— не тонет, бьется— не бьется и др.). Учить детей использовать схемы и планы (построить конструкцию по чертежу, найти игрушку по плану комнаты, выполнить последовательность действий по заданной схеме и др.). Учить детей совместно с взрослым рисовать простейшие схемы и планы.

Задачи образовательной деятельности

1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).

2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).

3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).

4. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

5. Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

6. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении

Организация развивающей среды группы

среда является одним из элементов пространства детской реализации (ПДР). Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.). При этом обеспечить высокий уровень развития детей можно имея даже скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослыми или самостоятельная. Результат работы впервую очередь зависит от профессионализма итворческого потенциала педагогов. Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и пр.), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами. Количество иорганизация Центров варьируется взависимости отвозраста детей, размера иконфигурации помещения, возможностей ДОО.

Материалы для центров активности.Очень важен правильный подбор и оснащение центров активности игровыми развивающими материалами. Чтобы самостоятельные занятия детей в центрах активности несли максимальный развивающий и обучающий эффект, должны соблюдаться некоторые основные условия: упорядоченность материалов; достаточность материалов; разнообразие материалов; привлекательность для детей; соответствие возрастным и индивидуальным возможностям; доступность иудобство использования; автодидактика; регулярное обновление; прочность и безопасность…»

…Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада: гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов — коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, комнаты сказок и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса, участка. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни. Если позволяют условия, можно обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе и защищенности. В некоторых помещениях детского сада (в сенсорной комнате, кабинете педагога-психолога, в помещении, отведенном для семейной гостиной, музыкальном зале) могут находиться специальные информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций и клипарта.Помещение группы детского сада — это явление не только архитектурное, имеющее определенные структурные и функциональные характеристики. Пространство, в котором живет ребенок, оказывает огромное психологическое и педагогическое воздействие, в конечном счете выступая как культурный феномен. Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства. Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3—5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка. В группе создаются различные центры активности: — центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты); — центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность); — игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр; — литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников; — спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей. 1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.

2. Низкий уровень шума в группе.

3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня. 5. Положительный эмоциональный

Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад. Маленькие дети — это в первую очередь деятели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, творческой деятельности. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий, дает образец поведения и отношения. С учетом этого пространство организуется для одновременной деятельности 2—3-х детей и взрослого. У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. Подбираются предметы чистых цветов, четких несложных форм, разных размеров, выполненные из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства.

Общим в рассматриваемых программах является организация развивающей среды группового помещения для развития познавательных действий детей младшего дошкольного возраста в соответствии требований ФГОС ДО, путем организации центров активности, наполнением и обогащением методическими материалами, пособиями, играми и игрушками и другими средствами предметного мира развивающей среды группы.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод,чтос помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребёнку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены центры для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, центры для чтения и наблюдения за живой природой.Только в таких условиях будет поддерживаться, и формироваться устойчивая мотивация к познанию у дошкольников. 

  1. Представление передового педагогического опыта по использованию развивающей среды группы как условие формирования познавательной мотивации у младших дошкольников

В качестве источников для анализа передового опыта были использованы методические разработки, опубликованные за последние пять лет. Так как тема недостаточно изучена применительно к младшемудошкольному возрасту, поэтому были рассмотрены другие возрастные группы, также затронуто понятие «познавательный интерес», поскольку он является основой мотивации.

А.Н. Лебедева в статье «Развитие познавательных способностей детей старшей дошкольной группы детского сада через использования технологии создания развивающей предметно - пространственной среды»[38],выделяет основную цель - создание условий для развития у детей познавательных интересов, познавательных способностей. За основу она берет создание развивающей среды основываясь на принципе сочетания привычных и неординарных элементов и ТРИЗ-технологии в организации развивающей среды, где все компоненты развивающей предметной среды согласовываются между собой по содержанию образовательных целей и задач, которые ставит педагог отталкиваясь от интересов детей, от темы недели, месяца, от времени года и т.д.

Главная идея разработки А.Н. Лебедевой заключается в создании познавательно-исследовательского центр с элементами ТРИЗ-технологии, разбив его на небольшие сектора, которые между собой взаимосвязаны.

Каждый сектор центра оснащён материалами и оборудованием и несет свои развивающие задачи. Так автор описывает первый сектор, который выглядит в виде информационной доски и столика. На доске картинка, которая отражает тему недели, а на столе автор расположил мини-музей, где выставляются совместные подделки детей и родителей, игровой персонаж, макеты, инсталляции, литературу в соответствии с данной темой, а также игрушки, которые дети приносят «пожить» в группу в соответствии с темой недели (военная техника, кукольный домик, горшок с цветком, посуда, дикие и домашние животные и т. д.).

Второй сектор автор называет «науки и природа», который описывает его как панно, на котором дети отмечают изменения в природе, анализируют взаимосвязь между погодой и – одеждой людей, характерными особенностями в поведении животных и т.д. Здесь же находятся материалы для экспериментирований деятельности с водой (ванночки, заводные игрушки, лейки, водные игрушки). Для самостоятельного рассматривания и изучения находятся ракушки, камни, перья, шишки, материалы и т.д.

Третий сектор автор разработки называет «Игровой»в котором содержаться дидактические, настольно-печатные игры на развитие мышления, моторики, сенсорного развития, паззлы, мозаики, авторские настольные игры в соответствии с темой недели.

Четвертый сектор, по мнению А.Н. Лебедевой, является наиболее интересным для детей в котором находятся «Круги Луллия» - это пособие из арсенала технологии ТРИЗ. К данному пособию автор работы разработала картотеку дидактических игр в соответствии с возрастом детей группы (4 года) и тематическим планом дошкольной организации (например «Фрукты», «Профессии», «Дикие животные», «Веселый светофор», «Подбери пару»,  «Кто, где живёт?"  и т.д.).

Н.И. Маркова «Наполнение развивающей среды для познавательного развития ребенка[35], предлагает использовать уже имеющиеся центры развития в развивающей среде группы, но дополнить их разработанными в соответствии с возрастом детей группы методическими пособиями, играми, буклетами и другими материалами способствующих познавательному развитию детей. Автор описывает примерное наполнение на все возрастные группы дошкольников, но мы в соответствии с темой дипломной работы подробно рассмотрим наполнение группового помещения младшего дошкольного возраста.

За основу для развития познавательных интересов детей 3-4 лет, автор предлагает варианты наполнения таких центров как: центр сенсорного развития; центр математического развития; центр экспериментирования.

Н.Н. Ревина [40]в статье «Создание среды в группе, обеспечивающей развитие познавательного интереса детей», предлагает основную цель — обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повысить уровень познавательного интереса к предметному миру.

Основная идея, которую выделяет автор - создание условий, обеспечивающих наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру, через создание центров развития детей, с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развить и реализовать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние. Далее автор описывает материальное составляющее организованных центров, способствующих познавательному развитию дошкольников в групповом помещении, таких как: «Мы познаем мир», мини музей «Теремок сказок», центр «Детское творчество», «Сенсорное развитие», научный центр «Хочу все знать», центр физкультуры и спорта, центр сюжетно-ролевой игр, центр «ПДД».

О.И. Гринева [17] в своей методической разработке«Формирование познавательной мотивации у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО», описывает богатую развивающую среду, стимулирующая процесс познания детей раннего возраста, в которой автор со своими коллегами выделили специальные зоны, где дети с помощью взрослого и самостоятельно могут познавать разнообразные предметы, исследовать их свойства. Далее автор описывает составляющую часть этих зон: «Сенсорика»; «Песок и вода»; «Строитель». Автор отмечает, что большая часть материального оснащения сделана руками педагогов и родителей. Тем самым индивидуализируя свою разработку по оснащению развивающей среды группы.

Г. Ардзинба [5] в своей методической разработке «Создание предметно-развивающей среды в ДОО для развития познавательного интереса детей», выделяет основную цель – это развитие познавательногоинтереса с применением опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в природе.

Главная идея автора заключается в создание определенной развивающей среды в детском саду и создание условий развития экспериментальной деятельности дошкольников, через создание традиционных уголков природы в группах и организацией всеми педагогами экологической комнаты «Зимний сад», где оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория. Автор расписывает материальное составляющее этой комнаты:

  • приборы-помощники: микроскоп, лупы, песочные часы, магниты, измерительные приборы; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика)трубочки, воронки, сито, тарелочки, стаканчики, песочные формочки, ложки, пипетки;
  • полезные ископаемые: известняк, уголь;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, различные семена, чернозема, глины, образцы песка; камни – галька, гравий, керамзит, гранит, железо, мел и др.;
  • семена цветов, овощей и фруктов, образцы семян деревьев: шишки, желуди, крылатки;
  • зерновые культуры;
  • наглядно-информационные материалы, лэпбуки «Откуда хлеб пришел», «Недра Земли», «Юный натуралист»; оформлена выставка «Фито-дизайн»; макеты: «Пустыня», «Арктика», «Лес», «Водный мир»;
  • картотеки опытов в соответствии с возрастными особенностями детей.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав направления опытных педагогов, для практической части мы выделили три наиболее актуальные и интересные направления педагогов в теме исследования, это разработки А.Н. Лебедевой, Г. Ардзинба, Н.И. Марковой.

Выводы по I главе

Проведенный в первой главе анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы.

1.Познавательная мотивация представляет собой мощный побудитель активности личности, под чьим влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. 

Дошкольный возраст является благоприятным для формирования мотивационной сферы, а соответственно и познавательной мотивации, которая ещё не осознается ребёнком, но уже начинает выдвигаться на первый план, замещая игру, т.к. в старшем дошкольном возрасте дети уже проходят подготовку к школе и в связи с этим идет постепенная смена ведущего вида деятельности ребёнка. 

2.На формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста, влияет ряд факторов. Среди таких факторов – в том числе развивающая среда. Развивающая  среда в группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую  среду мы формируем мотив к познанию у детей. 

3. Развивающая среда способна изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребёнку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены центры для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, центры для чтения и наблюдения за живой природой.

4.Рассмотрев и проанализировав направления опытных педагогов, для практической части мы выделили три наиболее актуальные и интересные направления в теме исследования, это разработки А.Н. Лебедевой, Г.Ардзинба, Н.И. Марковой.

В данной главе были рассмотрены теоретические основы для реализации педагогическойопытно-практической работы. Мы раскрыли особенности развития познавательной мотивации детей младшегодошкольного возраста, исследовали понятие «развивающая среда», и её влияние на развитие личности ребёнка, на развитие его познавательных действий. Используяполученные знания, мы можем приступить к осуществлению опытно-практической работы.

Список литературы

  1. Абузярова, Л. Предметно-развивающая среда ДОУ / Л. Абузярова. // Ребенок в детском саду. – 2017. - № 6. – С.18-21.
  2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – СПб: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
  3. Азарова, Т.И. Развитие познавательной активности детей в разных видах деятельности/ Т.И. Азарова// 2012. -[Электронный ресурс]. URL:http://mdou9nikel.ucoz.org (дата обращения: 15.04.2020.)
  4. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду/ Т. Анохина.// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. -  С.14-20.
  5. Ардзинба, Г.Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для развития познавательного интереса детей / Г. Ардзинба. //Международный образовательный порталМААМ. - 2017. -[Электронный ресурс]. URL:https://www.maam.ru/detskijsad/sozdanie-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-dou-dlja-razvitija-poznavatelnogo-interesa-detei.html (дата обращения: 15.04.2020.)
  6. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин,А.В. Запорожца,В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2006. - 445 с.
  7. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности/ О. Артамонова.// Дошкольное воспитание. - 2017. - №4. - С. 37-42.
  8. Ашиков, В. Дошкольное воспитание в новом веке/ В.  Ашиков.// Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С.8-11.
  9. Бабаева Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.
  10. Богатова, Е. А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера / Е. А. Богатова. // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 276-279.
  11. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович. - М.: ЭКСМО, 2017. - 464 с.
  12. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2003. – 345 с.
  13. Вераксы, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исправлено и дополнено — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
  14. Виноградова, Н.К. Организационно-педагогические основы проектирования предметной образовательной среды учебного комплекса "Детский сад—школа"/ Автореф. диссертация. канд. пед. наук. Н.К Виноградова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 21с.
  15. Виноградова, Н.А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: УЦ "Перспектива", 2011. – 208с.
  16. Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами/ В.  Воскресенская.// Дошкольное воспитание. – 2015. - № 1. - С.4-6
  17. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? / Г.Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 107– 112.
  18. Гринявичене, Н.-.Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / АПН СССР. НИИ дошкольного воспитания. - Москва, 1989. - 14 с.
  19. Дошкольное образование. Словарь терминов/ под редакцией Н. А. Виноградова [и др.] – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
  20. Гогоберидзе, А.Г. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада/ А.Г. Гогоберидзе.// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2001. - №4. -С. 44-46.
  21. Гринева, О.И. Формирование познавательной мотивации у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО/ О.И Гринева // ДефектологияПроф- 2021. [Электронный ресурс]. URL:https://www.defectologiya.pro/zhurnal/formirovanie_poznavatelnoj_motivaczii_u_detej_rannego_vozrasta_v_sootvetstvii_s_fgos_do/ (дата обращения: 6 апреля 2021)
  22. Гринько, Н. Этот удивительный песок. Для детей 3-4 лет/ Н. Гринько, Е. Крюкова //Дошкольное воспитание - 2016. - №2 –С. 12-13.
  23. Давыдов, В.В. К исследованию предметной среды для детей / В.В. Давыдов, Л.Б Переверзев. // Техническая эстетика. - 2016. - № 3 - 4. - С. 4- 6.
  24. Денисенкова, Н. Как организовать окружающую среду/ Н.  Денисенкова // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 12. – С. 25-27.
  25. Денисова, С. В. Психолого-педагогические подходы к изучению познавательного развития детей младшего дошкольного возраста/ С. В. Денисова//Воспитатель детского сада.- 2016[Электронный ресурс]. URL:https://www.vospitatelds.ru/ (дата обращения: 15.03.2020.)
  26. Доронова, Т. Об эстетике оформления групповых помещений / Т. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2016. - №1. – с. 14-16.
  27. Дыбина, О. В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации / О. В. Дыбиной. - М.: Центр педагогического образования, 2013. – 226 с.
  28. Жданова, С.В. Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе /С.ВЖданова// ПОРТАЛ ПЕДАГОГА. – 2018.- [Электронный ресурс]. URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28205
  29. Карпекина, Т. Игровые поля / Т. Карпекина, О. Брюзгина//Дошкольное воспитание. - 2016. - №1-3- С.22-24
  30. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. –№ 6. С. 143 - 145.
  31. Кирьянова, Р. Принципы построения развивающей среды в ДОУ/ Р. Кирьянова. //Дошкольная педагогика. – 2015. - № 1. – С. 6-7.
  32. Кирьянова, Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Р.А. Кирьянова// СПб.: КАРО. – 2007. – с. 64.
  33. Комарова, О. А. Взаимодействие педагога и детей старшего дошкольного возраста в предметно-игровой среде дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. канд. пед. наук : (13.00.02) / О. А. Комарова. – М., 2012. – 23 с.
  34. Короткова, Н. А.  Образовательный процесс в группах детей старшего nдошкольного возраста/ Н. А Короткова — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 —208 с.
  35. Кошман, А.Ю. Развивающая предметно-пространственная среда
    как условие для развития самостоятельности и инициативности дошкольников/А.Ю.  Кошман. // Экстернат.РФ: электронный журнал. – 2019. [Электронный ресурс]. URL:
    http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/118-additional-education/14464-Razvivayushchaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_kak_uslovie_dlya_razvitiya_samostoyatelnosti_i_initsiativnosti_doshkolnikov.html (дата обращения 28.04.2020.)
  36. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста//Вопросы психологии.-2006.-№6. – С. 6-8.
  37. Лаврова, Л.Н. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО/ Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
  38. Лебедева, А.Н. Развитие познавательных способностей через использования технологии создания развивающей предметно– пространственной среды/ А.Н. Лебедева // Всероссийский педагогический журнал Современный урок.-2020. [Электронный ресурс]. URL:https://www.1urok.ru/categories/19/articles/26609
  39. Леонтьева, В. Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: Межвузовский сб. научных трудов/ В. Г. Леонтьева – Новосибирск, 1985. – С. 136 - ???.
  40. Маркова, Н.И. Наполнение предметно развивающей среды для познавательного развития ребенка/Н.И.Маркова//Образовательная социальная сетьnsportal.ru. -2017 [Электронный ресурс]. URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/24/napolnenie-predmetno-razvivayushchey-sredy-dlya-poznavatelnogo
  41. Масленникова, Е.В. «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста»./ Е.В.  Масленникова - 2011 г. - [Электронный ресурс]. URL: http://ldv.metodcenter.edusite.ru
  42. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. - СПб: Питер, 2003. - 352с.
  43. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Н.В. Нищева. - СПб, Детство-Пресс, 2014. – 128с.
  44. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах/ Л.Н. Павлова. - 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2012. - 119 с.
  45. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс]. URL: https://606school.spb.ru/images/documents/2021/%D0%9E%D0%9F_606%20%202020%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%20%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf
  46. Ревина, Н.Н. Создание предметно-пространственной среды в группе, обеспечивающей развитие познавательного интереса детей/ Н.Н. Ревина// инфоурок6 образовательный портал. - 2016. - [Электронный ресурс]. URL:https://infourok.ru/sozdanie-predmetnoprostranstvennoy-sredi-v-gruppe-obespechivayuschey-razvitie-poznavatelnogo-interesa-detey-900950.html
  47. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. П. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М. : Новая школа, 1993. – 102 с.
  48. Тинчурина. М. К.Роль информационных технологий в развитии образовательной среды дошкольного учреждения / М.К. Тинчурина// Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 4. С. 61-62
  49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (в ред. Приказа Минпросвещения России от 21. 01. 2019 №31). 
  50. Фрсне, С. Избранные педагогические сочинения: Перевод с французког/под ред. Б. Л. Вульфсона -М.: Прогресс, 1990.-304 с.
  51. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с
  52. Шамина, А.П. Создание условий в ДОУ для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации / А.П. Шамина //Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ». - 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pdou.ru/categories/9/articles/3441
  53. Ясковец, О.П. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении дошкольного образования/ сост. Н.А. Ковтун, Е.Н. Шутова – Гомель,2017. –51 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"

Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....

Создание познавательной мотивации у детей младшего дошкольного возраста посредством организации мини-музея "Театр".

Создание познавательной мотивации у детей младшего дошкольного возраста посредством организации мини-музея "Театр"....

Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством экскурсионной деятельности.

Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре образовательной деятельности....

Статья на тему:"Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как средства обогащения представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста."

В данной статье рассказывается о построении и принципах построения РППС для детей младшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «ИЗУЧАЕМ МИР» по формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного экспериментирования

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных ...