Проект "Театральные профессии"
проект (подготовительная группа)
Творческий проект "Театральные профессии. для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teatralnye_professii.docx | 161.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок»
Номинация «Лучший образовательный проект»
Творческий проект
«Театральные профессии»
Сроки реализации: среднесрочный (1 месяц)
Возраст детей: 6-7 лет подготовительная группа
Авторы: Костина Надежда Владимировна, воспитатель, высшая кв. категория Ионина Тамара Владимировна, музыкальный руководитель, высшая кв. категория |
2020 г.
Введение
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребёнка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. В дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияет на поведение детей, на их отношение к взрослым людям, продуктам труда. Поэтому мы должны уделять особое внимание на ознакомление детей с профессиями и их значимостью для общества.
Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания. В рамках творческого проекта «Театральные профессии» дети знакомятся с многообразием профессий, с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Постановка проблемы:
Дошкольники практически ничего не знают о театре, о том какие бывают театры, сколько различных профессий связано с театральной деятельностью. Дети очень скованы, когда речь заходит о драматизации сказки. Им трудно дается пересказ, они зажаты, стеснительны.
Данный проект был разработан нами для того, чтобы дать детям представления о театрах, театральных профессиях, помочь раскрепоститься, развить свою фантазию, творческие способности, обогатить словарный запас, приобщиться к искусству.
На занятии по развитию речи мы читали сказку С.Г. Писахова «Сахарна редька» и решили поставить по ней спектакль. Но перед нами встала проблема: кто, кроме актеров, должен принимать участие в подготовке постановки. Оказалось, что у детей поверхностные знания о театре и театральных профессиях. Поэтому тема нашего проекта появилась сама собой: «Театральные профессии».
Новизна и практическая значимость проекта
В современном обществе важнейшим направлением социокультурного развития является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировидения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности, к своей будущей профессиональной деятельности.
Знакомство детей с профессиями, воспитание у детей трудолюбия, является одной из ведущих задач на протяжении практически всей истории дошкольной педагогики.
Понятие «профориентация» достаточно ново в педагогической науке, оно появилось лишь сто лет тому назад. Сам термин «профессиональная ориентация» понимается как процесс определения человеком того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомлённость о средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.
Современная профориентация представляет собой процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе, систему оказания комплексной помощи человеку в выборе будущей профессии.
В настоящее время современные программы практически не уделяют должного внимания профориентации детей дошкольного возраста.
Ранняя профориентация предполагает, помимо формирования знаний о различных профессиях, развитие у ребёнка психологической готовности к вхождению во взрослый мир профессий. Такая готовность к будущей профессиональной деятельности означает достижение определённого уровня знаний о профессиях и развитие личностных качеств (ответственности, устойчивости, внимательности, способности работать в команде и др.).
В основу организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста легли подходы Н.Ю. Пахомовой, которая выделяет следующие этапы реализации проекта: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.
Цель проекта: способствовать возникновению ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста; обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с театральными профессиями: режиссёр, актёр, костюмер, художник-декоратор, звукорежиссёр, гример, осветитель, капельдинер (билетёр), гардеробщик;
- Знакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки, музыку;
- Знакомить детей с культурой поведения в театре.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки;
- Активизировать творческие способности детей;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Развивать артистические способности детей через театрализованную игру;
- Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
- Пробудить интерес детей и родителей к театру;
- Заинтересовать родителей в обогащении предметно-пространственной среды группы;
- Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, показать детям значимость и необходимость каждой профессии в театре;
- Вовлечь родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей и ознакомлению с театральными профессиями;
- Укрепить культурные связи между педагогами и семьями воспитанников.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный:
Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта, использование «Модели трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?)
Постановка проблемы, диагностика знаний детей (Приложение 1), выбор темы проекта, определение цели и задач познавательной и творческой деятельности.
Разработка плана мероприятий, изучение методической литературы, интернет-ресурсов по теме проекта, подбор материала, пособий, дидактических и подвижных игр, оборудования для организации деятельности в рамках проекта.
Анализ предметной среды групп и ДОО,
Оценка рисков реализации проекта.
2 этап – основной
Тема | Мероприятие |
С детьми | |
Театральные профессии | ННОД с ИКТ «Знакомство с обязанностями театральных профессий» Подвижная музыкальная игра «Дворник и листочки» |
Звукорежиссёр | Музыкальная лаборатория «Кукарекающий стакан» (Приложение 2) |
Музыкальная лаборатория «Изготовление губной гармошки» (Приложение 3) | |
Костюмер | Мастер-класс по изготовлению масок для актёров спектакля |
Гримёр | Рисование «Создай образ» |
Декоратор | Изготовление афиши к сказке «Сахарна редька» (Коллективная работа) |
Изготовление билетов для сюжетно-ролевой игры «Поход в театр» | |
Осветитель | Опытно-исследовательская деятельность «Осветитель» |
Театрализованная деятельность | |
Сказка С. Писахова «Сахарна редька» | |
Овощная история «Хозяйка однажды с базара пришла» | |
Концертная деятельность | |
Участие в областном фольклорном фестивале-конкурсе «Северные роднички» со сказкой С. Писахов «Сахарна редька» | |
Участие в открытом конкурсе детских песен советских композиторов «Прекрасное далёко» с театрализованной постановкой «Хозяйка однажды с базара пришла» | |
Пополнение предметно-пространственной среды | |
Дидактическая игра Лото «Театральные профессии», маски овощей, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Театр»: билеты, афиши, программки, номерки для гардероба, таблички «касса», «буфет», альбом «Театральные афиши» | |
С родителями | |
Домашнее задание: родители вместе с детьми осваивают профессию художник-декоратор: изготовление семейной афиши к сказкам | |
Выставка тематических семейных афиш «Театральная афиша» | |
Помощь родителей в оформлении зала, изготовлении театральной ширмы, декораций к спектаклю, театральных атрибутов | |
Папка-передвижка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, театральных профессий | |
Видео экскурсия для детей и родителей «Кто делает театр: театральные профессии» |
3 этап – заключительный
Сюжетно-ролевая игра «Поход в театр», в которой дети на практике закрепляют театральные профессии: гардеробщик, кассир, капельдинер (билетёр), актёр, буфетчик.
Презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Расширение знаний и кругозора у детей о театре, атрибутах, театральных профессиях;
- Развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
- Воспитание у детей любви к искусству, театрализованной деятельности;
- Развитие речи и обогащение словаря у детей;
- Повышение уровня эмоциональной отзывчивости, организованности, подвижности;
- Развитие артистических навыков у детей;
- Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;
- Использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности;
- Развития умения оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные атрибуты.
Для родителей:
- Осознание родителями важности театрализованной деятельности в процессе воспитания и всестороннего развития детей;
- Повышение интереса родителей к воспитанию детей через театрализованную деятельность;
- Укрепление связей между ДОУ и семьёй;
- Получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка;
- Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
Для педагогов:
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы;
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
- Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста;
- Укрепление связи с родителями воспитанников;
- Обогащение предметно-пространственной среды группы;
- Приобретение практического опыта проектной деятельности.
Практическая значимость результатов:
Совместные мероприятия способствуют обогащению знаний детей о театре. Повторная диагностика показала результативность проведённой работы. Дети смогли расширить и углубить знания о театральных профессиях, способах получения информации путём опытно-исследовательской деятельности, с удовольствием участвовали в театральных постановках, ощущали свою значимость в группе. В результате дети стали чаще использовать для игр театральную тематику, с радостью делятся знаниями со сверстниками и воспитателем. С большим интересом играют в настольно-печатные и дидактические игры. В свободной деятельности широко применяют пение песен, театрализованные постановки, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
Благодаря полноправному участию родителей в комплексе мероприятий, произошло осознание важности и значимости семейного участия в театрализованной деятельности. Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Родители получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
Нельзя переоценить важность проведенных мероприятий для развития познавательных и творческих навыков, коммуникативных способностей воспитанников. Пополнение методической копилки (конспекты НОД, бесед). Обогащение предметно-пространственной среды группы по теме проекта. Приобретение практического опыта проектной деятельности.
Оценка рисков реализации проекта
- Не достаточный интерес воспитанников к теме проекта;
- Нехватка времени у педагогов для реализации проекта;
- Больничные листы участников-актёров театрализованных постановок;
- Отказ родителей от участие в проекте.
Заключение
Таким образом, цель нашего проекта: способствовать возникновению ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста; обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации посредством театрализованной деятельности, достигнута.
Данный проект может быть использован педагогами ДОО в работе с воспитанниками других групп.
.
Приложение 1
Результаты обследования детей
(диагностика Т.С.Комаровой)
№ п/п | Критерии | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Проявляет интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности | 2 ч. | 10ч. | 12 ч. | |
Имеет элементарные представления о различных видах театра и театральных профессиях | 6ч. | 12ч. | 6ч. | |
Имеет элементарные представление о правилах поведения в учреждениях культуры | 4ч. | 14ч. | 6ч. | |
Имеет элементарные представления о основных понятиях театрального искусства | 4ч. | 14ч. | 6ч. | |
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, с небольшой помощью взрослого находит выразительные средства перевоплощения | 4ч. | 12ч. | 8ч. | |
Понимает основную идею литературного произведения | 4ч. | 12ч. | 8ч. | |
Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов | 6ч. | 10ч. | 6ч. | |
Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля | 4ч. | 10ч. | 10ч. | |
Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности | 2ч. | 14ч. | 8ч. | |
С небольшой помощью взрослого создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов | 4ч. | 12ч. | 8ч. |
17% 50% 33%
Вывод: В результате реализации проекта у детей повысился интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Ребята имеют элементарные представления о различных видах театра и театральных профессиях, а также о правилах поведения в учреждениях культуры.
Имеет элементарные представления о основных понятиях театрального искусства
Дети способны сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, с небольшой помощью взрослого находит выразительные средства перевоплощения, понимают основную идею литературного произведения.
В театрализованной деятельности дошкольники владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи, и применяют в различных видах художественно-творческой деятельности. С помощью взрослого, с удовольствием создают эскизы персонажей и декораций, проявляют фантазию в их изготовлении из различных материалов.
Приложение 2
Кукарекающий стакан
Цель: показать детям, как можно создать звук нетрадиционными способами.
Педагог: В этом опыте мы сделаем с вами устройство, которое будет кукарекать как петух, гоготать как гусь или крякать как утка.
Что понадобится: Нить хлопчатобумажная, бумажный стаканчик, скрепка (канцелярская), зубочистки, влажная салфетка.
Проделать отверстие в центре дна стаканчика зубочисткой. Отрезать нитку длиной 50-60 см. Привязать скрепку к одному концу нитки, а свободный конец пропустите через отверстие в дне стаканчика таким образом, чтобы скрепка была с внешней стороны стакана. Возьмите стакан кверху дном так, чтобы нитка свободно висела. Другой рукой возьмите влажную салфетку и аккуратно проведите по нитке, скользя, вниз. Что вы при этом слышите? Да, кричит петух или гусь, утка! Если ничего не слышно, значит салфетка не достаточно влажная – намочите ее и попробуйте еще раз. Этот опыт потребует от вас некоторой сноровки. Когда влажная салфетка скользит по нитке, она создает вибрации, которые поднимаются вверх, достигая донышка стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Форма стаканчика усиливает звук, и мы слышим довольно громкое «кукареканье», «гогот» или «кряканье» раздающееся из стакана.
Приложение 3
Губная гармошка
Цель: показать детям, как можно создать звук нетрадиционными способами.
Педагог: Сегодня самое время веселиться! Давайте смастерим какой-нибудь забавный музыкальный инструмент, например… губную гармошку! А потом будем играть и резвиться.
Нам понадобится:
• палочки для эскимо;
• тонкая водонепроницаемая бумага;
• маленькие тонкие резиночки;
• украшения: бусины, стразы, наклейки и т.д.
Из бумаги надо вырезать полоску такого же размера, как и палочки. Обе палочки можно покрасить акриловой краской. Окрасить их надо полностью. Когда палочки высохнут можно приступать к сборке гармошки. Процесс прост.
Уложите одну из палочек на стол. Положите бумажную полоску на палочку. Зафиксируйте конструкцию, намотав на концы, резинки. Возьмите вторую палочку и зафиксируйте этой же самой резинкой. В завершении украсьте вашу гармошку наклейками или бусинками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель проекта:Познакомить детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и методич...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...