Особенности речевого и психического развития дошкольников с моторной алалией
статья по логопедии

Сандул Людмила Владимировна

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевого и психического развития дошкольников

с моторной алалией

 

Одной из самых актуальных проблем современной логопедии остается тяжелая форма детской речевой патологии - моторная алалия, представляющая собой сложнейший комплекс языковых и неязыковых нарушений различной степени, который оказывает резко отрицательное воздействие не только на речевую коммуникацию развивающегося ребенка, но и на процесс его школьного обучения и адаптацию в социуме. [2] 

Многие авторы (Р.А. Белова-Давид [2], Н. Н. Трауготт [11], В.К. Орфинская [10] и др.) объясняют речевую несформированность моторной недостаточностью. Большинство авторов связывают моторную алалию с кинетической или кинестетической апраксией. Р.А. Белова-Давид [2], исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел рече-двигательного анализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентную алалию. 

В своей статье А.М. Колесникова отмечает, что при афферентной моторной алалии может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). Ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно схожих звуков. Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом. 

При эфферентной моторной алалии может наблюдаться кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). В этом случае у ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ребенку трудно включиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план), могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи). [7]

Как показывают исследования А.Р. Лурия [9], локальные поражения при моторной алалии, не нарушая в целом аналитико-синтетическую деятельность, могут вызывать избирательную недостаточность некоторых психических (корковых) функций или сторон поведения. Так поражение лобных отделов мозга, позволяющих вырабатывать и сохранять программы действий человека и пластично менять их по мере изменения ситуации, приводит к нарушению удержания действия в пределах заданной схемы, затруднениям при одновременном или попеременном выполнении несложных движений. 

А.Р. Лурия [9], Л.С. Цветкова [12] указывают, что при поражении передних базальных отделов лобных долей наблюдается изменение поведения – общая расторможенность, импульсивность, аффективные вспышки. 

При поражении заднелобных отделов отмечается аспонтанность – медленное включение в выполнение задания и переключение с одного действия на другое, требуется дополнительная стимуляция ребенка. 

Поражение кинестетических областей коры головного мозга приводит к кинестетической апраксии (нарушению проприоцептивного анализа), т.е. при полной сохранности движений артикуляционного аппарата ребенок затрудняется найти заданное положение губ, языка, у него не формируется связь между фонемой и артикулемой. 

Поражение первичных и вторичных полей теменно-затылочной области коры ведет к нарушению пространственного гнозиса (трудности дифференциации предметов и их деталей по форме, величине, расположению в пространстве). В случае нарушения третичных полей теменно-затылочной коры, обеспечивающих синтез информации, поступающей из центральных отделов зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов, теряется способность одновременно и в целом воспринимать комплекс предъявленных предметов, фигур, картинок, ориентироваться в лексико-грамматическом оформлении высказывания. [4] 

Симптоматика моторной алалии разнообразна, складывается из неречевых и речевых симптомов. 

Неврологические симптомы включают нерезко выраженную спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкенезии, гиперкинезы. Часто наблюдается ручная, оральная, артикуляционная апраксия. Со стороны моторной сферы у таких детей может отмечаться нарушение осанки и походки, нарушение объема, переключаемости и координации движений. Исследователи наблюдали две различающиеся группы детей с моторной алалией:  

  • расторможенные, гиперактивные; 
  • заторможенные, малоподвижные [8]. 

Психологическая симптоматика: отклонения в формировании, развитии и протекании психических процессов – памяти (особенно страдает слухоречевая память), внимания (слуховое внимание), своеобразие мышления (существует мнение, что интеллектуальное развитие детей с алалией не лимитировано состоянием речи А.Н. Корнев) [8].

Речевая симптоматика, считается, что при моторной алалии нарушено формирование экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной. При этом наблюдается большая диссоциация меду состоянием импрессивной и экспрессивной речи, что представлено в таблице 1. 

Таблица 1

Симптоматика нарушений экспрессивной речи при моторной алалии  

Показатели

Характеристика

Фонетико-фонематическая сторона речи

  1. Возможно спонтанное появление звуков, их использование в составе слов сопряжено со значительными затруднениями.
  2. Трудности комбинирования отдельных элементов речи в единое целое.
  3. Трудности формирования динамического артикуляционного стереотипа, перестановки звуков и слогов, упрощение и искажение структуры слов.
  4. Нарушение тонких, двигательных координаций речевого аппарата.
  5. Нарушение         аналитико-синтетической         деятельности речедвигательного         анализатора:         оральная         апраксия,         нарушение последовательности, переключаемости и т.п.
  6. Трудности поиска артикуляционной позы, неумение выполнить определенное артикуляционное движение или комплекс последовательных движений, трудности усвоения их последовательности.
  7. Нарушение фонематической реализации слов и высказываний, языкового оформления речи – звукослогового и морфемного строя речи.
  8. Нарушение ритмической организации слов: замедленность речевого потока, послоговое произнесение с паузированием между словами и слогами с равно и разноударностью слов. Скандированый и фрагментарный характер речи.
  9. Несформированность ритмической структуры слова и фразы, нарушения мелодики, темпа и ритма речи [1].

Лексический строй речи

  1. Сложность усвоения новых слов, выраженные нарушения актуализации слов в речи.
  2. Нечеткость значения слов, наличие аморфных слов и слов-корней, замены слов по звуковому и семантическому сходству, замены целого на части и т.п.
  3. Недостаточное употребление в речи глаголов, прилагательных, наречий, числительных, служебных слов, предлогов и союзов.
  4. Сужение и расширение значений слов в процессе их употребления в речи.

Существительн ые

  1. Застревания на исходной форме слова (именительный падеж существительных).
  2. Пропуск предлогов, искажение окончаний в падежных конструкциях (в основном дательного, родительного и предложного падежей), трудности усвоения склонения существительных.

Глаголы

  1. Замены глагольных форм инфинитивом.
  2. Трудности овладения возвратными глаголами.
  3. Трудности освоения изменения глаголов по лицам и числам, а также по родам в прошедшем времени.

Прилагательные

  1. Запаздывание появления прилагательных в лексиконе, частые замены прилагательного неопределенной формы глагола.
  2. Искажение родовых окончаний прилагательных, ошибки изменения по числам и падежам.

Грамматический строй речи

1. Выраженные нарушения грамматического строя речи, сохраняющиеся в речи детей длительное время и характерные не только для экспрессивной, но и для импрессивной речи (затрудняются в дифференциации грамматических форм)  

Построение фразы

1. Преимущественное использование:

  • односоставных предложений;
  • двусоставных         предложений,         состоящих         из         указательного местоимения и существительного в именительном падеже;
  • предложений, состоящих из двух существительных (субъект – объект);
  • предложений в виде сочетания слова с жестом.

2. Нарушение порядка слов во фразе, пропуски слов [3].

Связная речь

  1. Грубое нарушение формирования связной речи, невозможность последовательности явлений и событий, выделения и установления временных, причинно-следственных и других связей и отношений в тексте, нераспространенность в конкретность сообщения.
  2. Нарушение последовательности изложения (страдает смысловое программирование) либо невозможность выделения главного в содержании сообщения при соблюдении последовательности изложения событий (страдает переход от мысли к речи) [3].

 

Как видно, моторная алалия неоднородна по своим проявлениям: иногда отмечается преимущественная несформированность операций отбора языковых средств, т.е. фонематических, лексических и грамматических элементов, в других случаях преобладающее нарушение – несформированность операций комбинирования. Выявляется неравномерность нарушений языковой системы: алалии с преимущественной несформированностью фонематического или грамматического уровня языковой системы и алалии с относительной равномерной несформированностью всех языковых систем. Наблюдаются и различия в возможностях речевой реализации тех языковых средств, которыми владеют дети [5, 6]. 

Таким образом, большинство исследователей сходятся во мнении, что дошкольники с моторной алалией имеют следующие особенности развития: 

  1. нерезко выраженная спастичность, паретичность мышц и мышечных групп;
  2. синкенезии, гиперкинезы;
  3. ручная, оральная, артикуляционная апраксия;
  4. нарушение осанки и походки;
  5. нарушение объема, переключаемости и координации движений.  
  6. нарушение слухоречевой памяти;
  7. нарушение слухового внимания;
  8. своеобразие мышления;
  9. нарушение фонетико-фонематического строя речи;
  10. нарушение лексического строя речи;
  11. нарушение грамматического строя речи;

12.     нарушение связной речи.  

Литература:

  1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей: коррекционная педагогика [Текст] / З.Е.Агранович. – Спб.: Детство-Пресс, 2008 – 48 с.
  2. Белова-Давид, Р.А.  Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. Р.А. Белова-Давид – М.: Владос, 2011. – 462с.  
  3. Воробьева, В. К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей-алаликов [Текст] / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1997. – 176с.
  4. Давидович, Л.Р.  К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. Л.Р. Давидович. – М.: Владос, 2013. – 462с.  
  5. Ковшиков, В.А.  Экспрессивная алалия [Текст] / В.А. Ковшиков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2001. – 96 с.
  6. Ковшиков, В.А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. В.А. Ковшиков, Ю.А.
  7. Колесникова, А.М. Специфика устной речи, зрительно-пространственных и временных представлений у детей с экспрессивной алалией [Текст] /А.М. Колесникова// - Логопед – 2006. – № 1. – С. 37-43.  
  8. Корнев, А.Н.  Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. А.Н. Корнев. – М.: Владос, 2011. – 462с.  
  9. Лурия, А.Р.  Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. - 320с.
  10. Орфинская, В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии [Текст] / Хрестоматия по логопедии. Извлечения из текстов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова – М.: ВЛАДОС, 1997. – 345с.
  11. Усанова, О.Н. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов [Текст] / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша – М.: Владос, – 2011. – 462 с.  
  12. Четвѐрушкина, Н.С. Слоговая структура слова [Текст] / Н.С. Четвѐрушкина // Системный метод устранения нарушений. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности психического и речевого развития при моторной алалии»

При данном виде алалии у детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока.Для моторной алалии характерно не локальное, а диффузное п...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет

Особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет...

«Особенности физического и психического развития детей 5 года жизни».

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей....

Игровые ситуации в преодолении речевого негативизма у детей с моторной алалией

   Речевой негативизм - характерная особенность ребенка с моторной алалией. Cтепень его проявления обратно пропорциональна речевым способностям "неговоряшки" и прямо пропорц...

Особенности речевого и психического развития развития умственно отсталых детей

Особенности речевого и психического развития  развития умственно отсталых детей...