КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности психического и речевого развития при моторной алалии»
консультация по логопедии по теме

Сафонова Наталья Александровна

 

При данном виде алалии у детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока.

Для моторной алалии характерно не локальное, а диффузное поражение головного мозга стертого характера. Эти минимальные поражения носят билатеральный характер (затрагивают оба полушария).

Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается.

В зависимости от моторных особенностей можно выделить две группы детей с моторной алалией:

- расторможенные, гиперактивные;

- заторможенные, малоподвижные.

У детей с моторной алалией чаще встречается леворукость. Левшество может иметь наследственный характер, но может быть и вынужденным, вследствие ослабленности левого полушария.

Психопатологическая симптоматика проявляется в отклонениях от нормы в развитии сенсорных функций (зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильно-двигательных ощущений). Также наблюдаются отклонения в формировании, развитии и протекании психических процессов (памяти (особенно страдает слухо-речевая память), внимания (слуховое внимание), мышления (интеллектуальное развитие детей-алаликов в известной мере лимитировано состоянием речи). Тем не менее у детей с алалией в отличие от детей с умственной отсталостью не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motornaya_alaliya.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО г. Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

«Особенности психического и речевого развития при моторной алалии»

                                                     подготовила

                                                           учитель-логопед  

                                                                                         Сафонова Наталья Александровна

г. Саяногорск

2013г.

При данном виде алалии у детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока.

Для моторной алалии характерно не локальное, а диффузное поражение головного мозга стертого характера. Эти минимальные поражения носят билатеральный характер (затрагивают оба полушария).

Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается.

В зависимости от моторных особенностей можно выделить две группы детей с моторной алалией:

- расторможенные, гиперактивные;

- заторможенные, малоподвижные.

У детей с моторной алалией чаще встречается леворукость. Левшество может иметь наследственный характер, но может быть и вынужденным, вследствие ослабленности левого полушария.

Психопатологическая симптоматика проявляется в отклонениях от нормы в развитии сенсорных функций (зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильно-двигательных ощущений). Также наблюдаются отклонения в формировании, развитии и протекании психических процессов (памяти (особенно страдает слухо-речевая память), внимания (слуховое внимание), мышления (интеллектуальное развитие детей-алаликов в известной мере лимитировано состоянием речи). Тем не менее у детей с алалией в отличие от детей с умственной отсталостью не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой.

Особенности эмоционально-волевой сферы: у детей с алалией часто наблюдается психический инфантилизм, одной из характерных черт которого являются особенности эмоционально-волевой сферы. Эти особенности проявляются в лабильности настроения (причем смена настроения часто неадекватна), характерна некоторая дурашливость, отсутствие самокритики, излишняя доверчивость. Игровая деятельность также отличается своеобразием: интерес к игре как правило летучий, чаще у детей с алалией в игре роль ведомых. Наблюдение за игровой сферой может быть крайне информативным в плане характеристики эмоционально-волевой сферы. У детей с более выраженной органической недостаточностью могут наблюдаться проявления немотивированной агрессии, раздражительности, характерно нежелание вступать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затруднениях следует отказ от начатой деятельности.

Особенности лексики

Дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Несмотря на то, что у детей с моторной алалией имеются достаточные артикуляторные возможности, то есть они могут воспроизвести различные артикуляционные позы, но тем не менее не могут реализовать эти возможности при произнесении слов. Им трудно даётся переключение с одной артикуляционной позиции при произнесении того или иного звука или слога к другой. Таким образом, характерным признаком моторной алалии является несформированность слоговой структуры слова (опускание звуков и слогов, перестановки, замены), трудность актуализации даже хорошо знакомых слов по картинкам. Но ещё более трудными для актуализации являются слова, выражающие обобщающие и абстрактные понятия. Эти трудности обусловливают частые паузы, остановки в речи и широкое использование в общении мимики и жестов.

Особенности грамматического строя речи

Нарушения выражены резко, сохраняются в речи детей длительное время и характерны не только для экспрессивной, но и для импрессивной речи детей (затрудняются в дифференциации грамматических форм).

Существительные: характерны застревания на исходной форме (именительный падеж), вслед за именительным падежом, как правило, усваивают творительный. При усвоении дательного и родительного падежей особую трудность вызывают предложные конструкции (опускают предлоги, искажают окончания). Дети с моторной алалией с трудом усваивают склонение существительных. Характерная особенность при усвоении падежных окончаний: замена окончаний одного падежа окончаниями разных падежей (тогда как дети с нормальным речевым развитием на ранних этапах усвоения родного языка обычно производят замены окончаний лишь внутри какого-либо одного падежа).

Глаголы: характерны замены глагольных форм инфинитивом, которым дети пользуются достаточно долго. Очень сложно усваивают возвратные глаголы. С трудом овладевают изменением глаголов по лицам, числам и родам в прошедшем времени.

Прилагательные: появляются очень поздно. Часто вместо прилагательного употребляется неопределенная форма глагола. Отмечаются искажения родовых окончаний прилагательных, ошибки изменения по числам и падежам.

Особенности построения фразы

Если у ребенка с моторной алалией самостоятельно формируется фраза — это короткое простое предложение, в котором могут быть нарушения порядка слов, могут отмечаться пропуски слов. Дети с моторной алалией преимущественно используют односоставные предложения, двусоставные, состоящие из указательного местоимения и существительного в именительном падеже (Это кот), предложения, состоящие из двух существительных (субъект — объект) или предложения в виде слова с жестом.

Особенности связной речи

Формирование связной речи грубо нарушено. Ребенок не может передать последовательность явлений и событий, выделить временные, причинно-следственные и другие связи и отношения. У ребенка может преобладать:

нарушение последовательности изложения (страдает смысловое программирование);

последовательность может быть правильной, но ребенок не в состоянии выделить главное (страдает переход от мысли к речи).

В настоящее время разработана система работы с детьми с моторной алалией, и чем раньше она начнет применяться, тем больше шансов будет восполнить недоразвитие речи при алалии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы игровых упражнений для развития тонкой моторики рук с опорой на лексические темы для детей младшего и среднего возраста с задержкой психического и речевого развития.

Подобранный материал апробирован как элемент совместной образовательной деятельности с детьми 4 и 5 года жизни, имеющими задержки развития различного генеза. Упражнения очень просты, их выполняют отде...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности развития связной речи у дошкольников»

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же д...

Консультация для родителей "Какими качествами должны обладать родители для нормального психического и речевого развития ребенка?"

Качества,которыми  должны обладать родители  для нормального психического и речевого развития ребенка...

Конспект занятия для детей в возрасте от 2,5 до 4 лет, имеющие нормативное развитие, неярко выраженные отклонения в развитии и задержку в психическом и речевом развитии.

Конспект занятия для детей в возрасте от 2,5 до 4 лет, имеющие нормативное развитие, неярко выраженные отклонения в развитии и задержку в психическом и речевом развитии....

Развитие неречевых психических функций у детей с моторной алалией на логопедических занятиях

У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда психических функций.Наблюдаются отклонения в формировании:·        п...

Консультация для родителей "Нормы психического и речевого развития ребенка 2-3 лет"

Уважаемые родители! Предствляю вашему вниманию нормы психического и речевого развития ребенка 2-3 лет! Каждый из вас может самостоятельно понять нужна ли вашему малышу  помощь специалиста, или ва...