Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья
Аннотация: В данной статье представлен опыт использования приемов методики М.Монтессори в работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, методика М.Монтессори, зона практической жизни, математическая зона, языковая зона, зона космоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наумова Вера Александровна
Педагог-психолог
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение
«Центр Развития Ребенка – детский сад №99»
Забайкальский край
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: В данной статье представлен опыт использования приемов методики М.Монтессори в работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, методика М.Монтессори, зона практической жизни, математическая зона, языковая зона, зона космоса.
Главная задача дошкольного образовательного учреждения – дать воспитаннику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации.
Целью коррекционной работы является оптимизация социальной ситуации развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, развитие игровой деятельности и формирование возрастных психологических новообразований.
Методика Марии Монтессори – обеспечивает комплексное решение основных целей и задач развития ребенка: обеспечение оптимальных условий для формирования когнитивной и аффективной сферы, регуляторного обеспечения психической активности. При проведении коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по методу Монтессори можно выделить следующие задачи:
• формирование ориентировочных реакций;
• развитие движений руки и действий с предметами;
• формирование сенсорных и математических представлений;
• эмоциональное благополучие и социальная адаптация;
Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводятся индивидуально, материал дается «от простого к сложному». В настоящее время мною активно используются Монтессори-материалы, их аналоги и игры изготовленные самостоятельно.
Материалы из зоны практической жизни способствуют развитию навыкам, которые пригодятся им в повседневной жизни. Дети выполняют настоящую работу, получая реальный полезный для них результат, здесь мы учимся переливать воду из чайника в кружку, используем груши и пипетки для переливания воды, играем крупами (пересыпаем ложкой или просеиваем манную крупу). Используем игры для формирования навыка самообслуживания, ребенок учится застегивать пуговицы и молнии, а также не только обеспечивают бытовую и социальную адаптацию, но и дают ребенку алгоритм действий, представление о структуре человеческой деятельности. Здесь ребенок уточняет свои движения, развивает мелкую моторику, получает необходимые навыки. Для сенсорного развития, развития мелкой моторики, тактильной чувствительности воспитанника, снятия психологического напряжения, повышенного мышечного тонуса в своей работе использую различные виды круп: рис, гречка, горох, соль, манка и т.п. Крупу со спрятанными предметами (пуговицы, бусины, геометрические фигуры небольшого размера и т.д.), ребенок перебирает руками, сжимает в кулачке, описывает найденный предмет.
В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно. Мария Монтессори сумела построить процесс ознакомления с простыми математическими понятиями таким образом, что ребенок начинает воспринимать цифры, формулы и символы зрительно и тактильно, а уже потом они укладываются в его сознании как некие абстракции. Здесь используем такие игры как: цилиндры Монтессори, досочки Сегена, Монтессори-вкладыши, игровой набор Монтессори, который состоит из 14 модулей, каждый из них позволяет развивать определенные навыки, умения, черты характера, которые помогут ребенку быстро приспосабливаться: усидчивость, заканчивать начатое дело, требовательность к себе и окружающим.
«Языковая зона», используем материал для расширения словарного запаса, игры, формирующие у детей умение строить высказывания, наборы сюжетных картинок для составления различных видов рассказов, классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые игры (игра «найти парочки», угадай по звуку «Шумовые инструменты»), музыкальные инструменты, шумящие коробочки; материалы для подготовки руки к письму, трафареты для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
Космическая зона (естественнонаучного воспитания) дает ребенку понимание окружающего мира, предметных связей, основы истории и культуры. Здесь используем игры для ознакомления ребенка с космосом, с человеком, с животными и растениями.
Далее расскажу о пособиях, которые используем на занятиях и поясню, что они развивают.
Доска бизиборд («busyboard») – дословно «доска, чтобы занять малыша»; она является эффективным средством, активно способствующим самостоятельному приобретению практических и бытовых умений, навыков дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. С помощью данной доски мы развиваем мелкую моторику ребенка и учим ребенка простейшим бытовым навыкам и навыкам самообслуживания. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая пальчиковая моторика.
Тактильные ладошки это 12 изображений ладошек, изготовленных из шести материалов различной фактуры. Шесть «ладошек» помещены на фанерной панели, а их дубли на шести отдельных фанерных квадратах. Направлены на развитие: тонкой пальцевой моторики; тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка; внимания, наблюдательности, памяти; словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи; пространственных представлений; математических представлений и счетных умений; умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно. Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие будет являться стимулятором развития сенсомоторики.
Тактильный куб - это игрушка для развития сенсорики, мелкой моторики, внимания, мышления, речи.
Вытащите из куба любую фишку. Задача ребёнка - на ощупь найти точно такую же деталь.
Как играть?
1. Используйте фишки в качестве счётного материала или для изучения цветов.
2.Переверните фишки рубашкой вверх. Задача ребёнка - перевернуть одну фишку, а затем найти точно такую же (принцип игры "Мемори").
3. Игра «Найди парочку». Разложите на столе 10 фишек, по одной фишке из каждой пары. Оставшиеся 10 фишек спрячьте в куб. Выберите одну из фишек на столе и попросите ребенка найти такую же фишку на ощупь в кубе. Поменяйтесь с ребенком ролями.
4. Игра «Третий лишний». Попросите ребенка закрыть глаза и разложите на столе 3 фишки, две из которых одинаковые. Задача ребенка – определить на ощупь лишнюю фишку, не парную.
5. Игра «Ассоциации». Спрячьте все фишки в куб и предложите ребенку найти на ощупь фишки с мягкой, твердой, гладкой, колючей, волнистой, зеленой, белой, красной поверхностью. Предложите придумать названия для каждой фишки («Травка», «Море», «Снег» и т.д.).
Цилиндры Монтессори
Деревянный мини-набор Цилиндры, гирьки, бочонки по методике Монтессори (цветные) - это самый популярный развивающий набор по методике Марии. Игра превосходно развивает мелкую моторику, координацию движений, сенсорную чувствительность, мышление, память, речь и математические навыки. Малыш должен заглядывать во все углубления и «примерять» их для выбранного цилиндра.
В набор входит 4 брусочка с гирьками-цилиндрами. У каждой гирьки свое место. Гирьки отличаются по размеру, по высоте, по объему.
1. Предложите ребенку изучить сначала только один блок цилиндров. Не спешите с инструкциями, позвольте проявить любознательность.
2. Расскажите на примере цилиндров о базовых математических понятиях:
- больше и меньше
- выше и ниже
- диаметр и высота
- первый, второй, третий и тд.
- самый маленький, маленький, средний, большой и очень большой.
3. Учите сравнивать:
- Предложите объединить цилиндры по высоте или по диаметру. Расскажите, обсудите чем при этом они отличаются друг от друга.
- Разделите цилиндры на несколько групп: высокие-низкие, средние-широкие, средние-узкие. Расскажите, обсудите отличия.
Сортеры с пинцетом по Монтессори. Игра создана для тренировки мелкой моторики, обучению цветам и счёту. Малыш сначала пальчиками, а потом с помощью пинцета будет раскладывать «конфетки» по отделениям. Процесс можно усложнять, добавляя новые задания.
Варианты игры
- Разложить наполнитель в соответствии с цветами отделений.
- Посчитать количество наполнителя каждого цвета.
- Разложить в каждое отделение по одному наполнителю каждого цвета.
В целом, использование таких материалов способствует следующим аспектам развития детей с ограниченными возможностями здоровья:
-развитию мелкой моторики;
-формированию навыков самообслуживания и стремления к самостоятельности;
-развитию речи и памяти, расширению словарного запаса;
-умению замечать и исправлять ошибки;
-расширению сенсорных возможностей;
-формированию причинно-следственных связей;
-развитию творческого воображения, оригинальности суждений;
-обеспечению развития произвольности (умения действовать и играть по правилам и выполнять инструкции).
Использование технологии Марии Монтессори даёт ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной, способной понять других людей и быть понятыми ими, установить доброжелательные отношения, наладить контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Список литературы:
1. Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. – М.: Генезис, 2011. – 400 с.
2. Инновационный подход к использованию аналогов Монтессори-материалов, изготовленных своими руками, для развития мелкой моторики рук в системе самообразования дошкольников в возрасте от 3-6 лет // – URL: http:// http://planetadetstva.net.
2. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: популярные развивающие методики. – М.: ЭКСМО, 2008. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические методы М. Монтессори в воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умст...
Значение метода словесных поощрений при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Метод поощрения служит основным методом в процессе обучения новым навыкам ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поощряя ребенка, мы даем ему понять, что он делает правильно, и в ...
Применение метода М.Монтессори в работе с детьми с ограниченнми возможностями здоровья
В статье представлен материал по использованию материалов М.Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
«Применение технологии правополушарного рисования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по признаку нарушение речи».
В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить.Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит, пере...
Использование песочной терапии, как средство альтернативных методов коммуникации, социализации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В консультации дано краткое описание игр С ПЕСКОМ для социализации, коммуникации детей с ОВЗ....
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Из опыта работы. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Цель: представление опыта работы по использованию нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Задачи: ...