Учебно-методическое пособие "По дороге дорожных знаков"
методическая разработка (подготовительная группа)
Учебно-методическое пособие "По дороге дорожных знаков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_doroge_dorozhnyh_znakov.docx | 409.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательно учреждение
детский сад № 107 общеразвивающего вида
Московского района Санкт-Петербурга
Конкурс методических материалов по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма.
Номинация 2. «Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма». Тема4:Методические инновации.
Учебно-методическое пособие
«По дороге дорожных знаков»
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Автор-составитель:
Кончак Ирина Александровна
Санкт-Петербург
2021
Содержание
Введение 3
1.Методическая разработка
1.1. Методическая разработка. Общие понятия 6 2.Заключение 8
3.Словарь 9
3.1.Список использованных источников 10 3.2. Приложения 11
2
Введение
С каждым годом на улицах городов и населенных пунктов увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит от пешеходов. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости. Под колесами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети. Следует указать основные причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: - незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.; - недисциплинированность или невнимательность детей на улице; - различные игры на тротуаре и на проезжей части дороги; - недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице; - нарушение водителями правил дорожного движения: превышение скорости в местах скопления детей – у школ, детских садов, детских площадок, парков, скверов и т.д.
Обучение детей правилам безопасности дорожного движения по-прежнему
остается одной из важнейших задач дошкольного образования. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная
психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна
взрослым. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать правила
дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного
поведения на улицах города.
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения?
Конечно в виде игры, но игры поучительной. Игра представляет
собой воссоздание социальных отношений между людьми, их
поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных
ситуаций, общественной жизни. Я решила при помощи игры создать детям такие условия. Я нашла игровой материал, что бы он соответствовал всем требованиям развивающей предметно-пространственной среды: содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
3
Для изготовления пособия я использовала: ковролин, косую бейку, текстильные застежки, черную бумагу, картинки с дорожными 3знаками Суть работы заключается в том, что с помощью игры-дороги знаков можно сделать процесс знакомства с правилами дорожного движения доступным, интересным и увлекательным для детей.
Это пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного
возраста, для групповых занятий и индивидуальной игры детей дошкольного
возраста. Пособие представляет собой дорога с дорожными знаками. Дорогу я вырезала из ковролина. Знаки вырезала из бумаги и наклеила картинки дорожных знаков затем заламинировала и сделала их устойчивыми.
Цель: Приобретение теоретических знаний, формировать поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных
ситуаций по правилам дорожного движения.
Задачи:
-Познакомить и закрепить знание дорожных знаков.
-Познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу.
-Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.
Формировать представление о правилах поездки в личном и общественном транспорте (ремень безопасности)
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и
дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его
избегать, а при необходимости действовать;
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,
ответственность и осмотрительность на дороге;
-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного
словаря детей.
- Развивать связную речь;
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
- Воспитывать чувство ответственности.
4
Методическая разработка может быть использована как для совместной
деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельных игр
дошкольников на этапе закрепления и уточнения, полученных ранее
представлений о правилах дорожного движения.
Методы работы с пособиями могут самостоятельно варьироваться педагогом.
Беседа, игра, групповые дискуссии, театрализация могут быть использованы
частично или адаптированы в зависимости от возраста и уровня развития
детей. Дорогу можно использовать для индивидуальной и групповой
работы. Данная методическая разработка может быть применима в работе
педагогов ДОУ, при необходимости дополняться или изменяться в
соответствии с развивающей средой и условиями.
5
1.Методическая разработка
1.1.Методическая разработка. Общие понятия.
«По дороге дорожных знаков»
Это пособие представляет собой дорогу с дорожными знаками. Дорогу я вырезала из ковролина. Знаки вырезала из бумаги и наклеила картинки дорожных знаков затем заламинировала и сделала их устойчивыми.
(Приложение 1,2,3)
Цель: Сформировать навыки адекватного поведения в различных дорожных
ситуациях через познавательно-игровую деятельность детей
Задачи:
Образовательные:
-Формировать у детей потребность усвоения правил дорожного пешеходного
движения на улице, дороге;
- Развивать умение использовать чехол для моделирования ситуации в игровом пространстве;
- Расширить знания детей о поведении пешехода и водителя в условиях улицы;
Развивающие:
- Закрепить представления детей о назначении светофора и пешеходного
перехода;
-Ввести в активный словарь понятия: дорога, тротуар, светофор, пешеходная
дорожка, знак, опасность, транспорт;
-Закрепить представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый).
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других
людей;
- Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения;
- Формировать умение играть в коллективе сверстников, вызывать интерес к
сотрудничеству с детьми и взрослыми
6
Данное пособие является многофункциональным, так как его можно
использовать на занятиях разного направления: социально –
коммуникативной, познавательной и игровой деятельности, при изучении
правил дорожного движения, также на занятиях по развитию речи, в
индивидуальной работе с детьми.
При организации работы с чехлом, следует иметь в виду несколько
основных аспектов взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок-пешеход.
- Ребенок-пассажир транспорта.
- Ребенок-водитель детских транспортных средств. (велосипеда, самоката и
других).
Методические приемы работы:
- беседы;
- Сюжетно-ролевая игра, показ смоделированных дорожных ситуаций (Приложение4 )
7
Заключение
В данной методической разработке представлено содержание работы по
формированию у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения
на улицах города. Задача педагогов – сделать обучение занимательным,
интересным, игровым, увлекательным. Представленные игровые пособия
являются эффективным средством по обучению дошкольников Правилам
безопасного поведения.
Используемые в ходе работы игровые приемы, творческий подход
позволяют каждому ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их
оценивать, создавать определенную модель поведения на дороге.
У меня в процессе работы еще несколько таких чехлов по разным видам спец транспорта. Так как избежать опасности можно, лишь обучая
детей правилам дорожного движения с дошкольного.
Создавая условия для сознательного изучения детьми Правил
дорожного движения, у детей будут формироваться умения ориентироваться
в различной обстановке, вырабатываться привычка правильно вести себя на
улицах и дорогах города. Тем самым мы будем воспитывать детей
дошкольного возраста грамотными пешеходами.
8
3.Словарь
Основные понятия и термины по ПДД
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта
для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары,
обочины, разделительные полосы.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в
транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий
улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход -
место обозначенное для перехода через улицу.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения
транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся
только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных
направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки
людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и
пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода,
примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица- часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными
знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный),
домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
БДД – Безопасность дорожного движения
ПДД ¬– Правила дорожного движения
ЮИД – Юные инспекторы дорожного движения
ДДТТ – Детский дорожно-транспортный травматизм
ЭОР – электронные образовательные ресурсы
9
3.1.Список использованных источников
1. Анастасова Л. П. Жизнь без опасностей. – М.: Вентона Граф, 2015.
2. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение,
2001.
3. Вадченко Н. Л. Энциклопедия для дошколят. – НПР «БАО», 1997.
4. В. С. Кузнецов. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. –
«Издательство НЦ ЭНАС», 2007.
5.Извекова Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного
возраста. – М.: Творческий центр, 2005.
6.Скорлупова О. Л. Правила и безопасность дорожного движения. – М.:
Скрипторий 2003, 2015.
7. Т. И. Данилова. Программа «Светофор» - Детство-Пресс, 2009.
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие: "Смоделируй дорожный знак"
Развивающая игра на закрепление детьми дорожных знаков....
Учебно-методическое пособие - презентация "Правила дорожного движения"
Презентация знакомит детей младшего и среднего возраста с правилами дорожного движения в стихотворной форме....
Учебно-методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ПДД на тему: «О чем говорят дорожные знаки»
учить правилам дорожного движения; закреплять знания о работе светофора; расширять представления о дорожных знаках и их назначении; воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других люд...
Учебно-методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ПДД на тему: «О чем говорят дорожные знаки»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
Учебно-методическое пособие "Собери дорожный знак" для первой младшей группы
Учебно-методическое пособие "Собери дорожный знак" для первой младшей группы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности в средней группе «Азбука дороги - дорожные знаки»
Конспект НОД...
Учебно-методическое пособие "По дороге дорожных знаков"
Учебно-методическое пособие "По дороге дорожных знаков"...