Сказкотерапия для родителей
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петелина Елена Владимировна

Сказкотерапия

Казалось бы, что нового можно узнать о таком древнем, привычном процессе, как прочтение сказок детям? Но сказкотерапия – это не только проведённый вместе с ребёнком досуг и изучение чтения. Это, в первую очередь, мощный инструмент в детской психологии, который позволяет развить разностороннюю личность, скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи. 
Психологи, заметили, что сказки помогают пережить проблему, уменьшить боль, а также признать внутреннюю проблему и найти способы её решения. И вот эта врачующая способность сказки легла в основу нового направления в психологии – сказкотерапии.

https://sun9-3.userapi.com/impg/JI-Z3igd7jerB3tqM6v8I6_IcfkQysmDI_BvrQ/nl1wCp-XwVg.jpg?size=985x706&quality=95&sign=ce45654fadb7b6f2b9f9632cf320482f&type=albumОсновное назначение сказкотерапии – развитие многогранной, разносторонней личности, а также мягкая коррекция нежелательного поведения, избавление от привычек, страхов и комплексов. Сказки могут стать прекрасным подспорьем при воспитании ребёнка. Они сближают родителей и детей, дают прекрасные темы для рассуждений, открывают новые интересные факты.
В детской психологии сказкотерапия помогает: избавиться от страхов, например, темноты, воды, замкнутого пространства; активизировать защитные механизмы психики; выбрать правильное решение в сложной ситуации. 
Неважно  в какой сфере используется сказкотерапия, и какие конкретные цели преследует специалист, сказка всегда помогает в одном: с её помощью у ребёнка формируется верный образ (поведенческий, речевой, моральный) на примере сказочных героев, ситуаций и сюжетов.
Существует достаточно много готовых терапевтических сказок, но всё равно самый лучший вариант – когда сказку для ребёнка сочиняют родители. Мамы и папы гораздо лучше знают особенности своего ребёнка и могут привнести в сказку больше эпизодов из жизни семьи. Тем самым малышу будет проще идентифицировать себя с главным персонажем сказки.
Но также можно привлечь к составлению сказки и самого ребёнка. Основное достоинство этого метода в том, что появляется возможность выслушать ребёнка, узнать, что именно его волнует. Второй немаловажный аспект – это активное задействование воображения и развитие творческого мышления. Дети, которым довелось выступить в роли сочинителей, отлично фантазируют, со временем смогут придумывать самостоятельные сюжеты и образы. 
Бывают случаи, когда ребёнок отказывается от чтения сказок и в таком случае на помощь может прийти рисование. Можно попросить ребёнка нарисовать любой сказочный сюжет. Второй вариант после прочтения сказки можно дать ребёнку задание – нарисовать иллюстрацию ко всей сказке или к какому-либо конкретному моменту.
Надо проанализировать используемые цвета, детали картины, уровень прорисовки и общее настроение изображения. Оценивая выбор сюжета для иллюстрации и сам рисунок можно сделает выводы о том, что в данный момент тревожит ребёнка.

Второй вариант обыгрывания сказки – это кукольный спектакль. При совместном изготовлении кукол можно многое сказать о психоэмоциональном состоянии ребёнка – какие материалы, цвета он берёт для одежды, на какие детали делает акцент.
Метод обыгрывания сказки позволяет: улучшить взаимопонимание между родителями и детьми; развить речь и навыки общения, построения диалога; задействовать воображение, фантазию и творческое мышление; развить мелкую моторику; снять эмоциональное напряжение.
Сказка помогает не только в диагностике проблем, но и в их коррекции. Так нужно обязательно привести рассказ к счастливому финалу. А в самой сказке не забудьте помочь главному герою победить злодея, а потом обязательно подружиться с ним.

Иногда дети могут отказываться от прочтения сказки, в таком случае нельзя давить и настаивать. Пройдёт время, и ребёнок сам попросит почитать вместе. А может быть, он выберет другую историю? В таком случае стоит прислушаться к его мнению, часто выбор продиктован внутренней потребностью или проблемой, которую помогает решить эта книжка.

Лучше, когда взрослый рассказывает, а не читает сказку. Уткнувшись в книжку, очень сложно следить за реакциями ребёнка на повороты сюжета. Если ребёнок сам начинает фантазировать, не прерывайте его. Это прекрасная возможность проследить за его ходом мысли. Даже если ребёнок с вами не согласен, не давите и не переубеждайте его. Из-за этого ребёнок только замкнётся в себе и не выйдет на открытый контакт. Научитесь слушать и слышать своего ребёнка.




 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по сказкотерапии для родителей ДОУ.

ull;Цель мастер-класса: представление родителям элементов сказкотерапии, используемых в коррекционно образовательной работе с детьми дошкольного возраста.••Оборудование: кос...

Занятие с элементами сказкотерапии для родителей «Антиконфликт».

Занятия с элементами сказкотерапии проводятся в нашем учреждении с родителями в рамках работы площадки  по родительскому просвещению....

Консультация для родителей "Сказкотерапия в помощь родителям."

Рекомендации родителям для проведению сказкотерапии...

Мастер-класс по сказкотерапии для родителей "Путешествие в сказку"

Цель: обучать родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания.Задачи:Вовлекать родителей в активную познавательную деятельность;Познакомить с приемами раб...

О сказкотерапии для родителей: искусство волшебных историй

О сказкотерапии для родителей:искусство волшебных историй Сложно сказать, когда ребенку на ночь была рассказана первая сказка. Но, несомненно, уже тогда она имела глубокий психотерапевтический см...

Сказкотерапия для родителей

Как использовать родителями метод сазкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста...