Памятка для педагогов по взаимодействию с агрессивным ребенком старшего дошкольного возраста
консультация

Каирова Юлия Вячеславовна

Памятка для педагогов по взаимодействию с агрессивным ребенком    старшего  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx15.22 КБ
Microsoft Office document icon krizis_3_let.doc65.5 КБ
Файл sdvg.docx15.58 КБ
Файл pobeditel_zlosti.docx16.72 КБ
Файл seminar-praktikum.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов по взаимодействию с агрессивным ребенком    старшего  дошкольного возраста

  • Учить детей контролю негативных эмоций, осознанию своих чувств и потребностей, чувств и потребностей других людей
  • Учить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства без подавления их
  • Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – результат длительного зажима эмоций.
  • Научиться раннему выявлению злости у детей. Часто, когда ребенок сердится, его не принимают. В этот момент взрослому достаточно сказать: «Я вижу, что ты злишься…», чтобы погасить пожар. Чтобы легче было уловить момент, когда ребенок начинает заводиться, необходимо обращать внимание на внешние признаки агрессии.
  • Как только педагог видит такие проявления, необходимо прореагировать: «Ты сейчас злишься, может быть, хочешь побыть один? Или расскажешь, что происходит?».
  • Давать посильное задание, в ситуации сниженных интеллектуальных способностей у ребенка сложное задание провоцирует его агрессивные реакции.
  • Развивать навыки общения со сверстниками через совместные игры.
  • Повышать самооценку ребенка, давать внеурочные поручения, позволяющие ребенку проявить свои способности и т.п.
  • Ограничивать во время уроков до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для агрессивного ребенка – в центре класса напротив доски.
  • Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку.



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

«В царстве упрямства и капризов или как преодолеть кризис 3-х лет»

ЦЕЛЬ: - актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-хлетнего возраста и найти пути их решения;
- повысить педагогическую культуру родителей.

 ЗАДАЧИ:
привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребенком;

  • наметить пути и способы преодоления 3-х летнего кризиса ребенка. Сплотить родительский коллектив;
  • пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу .

УЧАСТНИКИ: педагог-психолог, родители.
ПОДГОТОВКА.
1. 3а две надели до начала занятия родителям раздаются письменные приглашения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в занятии .
2 .Педагог-психолог
- готовит плакат с изображением семиконечной звезды
- предоставляет консультативный материал в родительский «уголок» на темы: «Если малыш капризничает..», «Особенности развития детей 3-х летнего возраста», «Я - сам»
- разрабатывает памятки для родителей.
 ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ.
Занятие проводится в просторном помещении, стулья и столы расположены группами, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга. На столах лежат булавки, ручки, карандаши или фломастеры, чистые листы бумаги. К доске прикрепляется плакат с изображением «Семиконечной звезды».
 ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий открывает занятие кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников занятия.
Родители сидят за столами, разбившись на группы. Ведущий предлагает изготовить визитку. Ведущий задает родителям вопрос: «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?», а участники пишут либо имя, либо имя отчество, либо уменьшительно ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.
Ведущий: Сегодня я приглашаю Вас к разговору о наших детях. А дети, как известно. Любят играть.  Вначале я вам тоже предлагаю поиграть. Постройтесь от одного до десяти

  • по росту (от самого маленького к самому высокому), 
  • по длине волос (от самых длинных до самых коротких),
  • по степени голода,
  • по степени усталости,
  • по степени занятости.

Видите, несмотря и на голод и усталость, и на большую занятость вы нашли время прийти и поговорить о наших детях, обсудить их возрастные проблемы. Какими они стали, что изменилось в их поведении, что стало проявляться у ребёнка  чаще?

Представьте, что кукла – это ваш ребёнок, расскажите о нём, каким он стал в последнее время. (Родители передают куклу и рассказывают)

Ведущий обобщая: Вы правильно заметили, что дети стали, проявлять самостоятельность говорить «Я сам!», более капризными, на пример часто не слушаются.

Психолог предлагает родителям перечислить те ассоциативные слова, которые они имеют ввиду, услышав слова «Кризис 3-х лет» (психолог фиксирует эти слова на ватмане).

Ведущий: Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается   в упрямого, вредного и даже деспотичного ребёнка? А главное – что с ним теперь делать? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти сегодня.                           

Вы отметили, что у детей стали проявляться капризы. Как вы думаете, что такое каприз? (Ответы родителей)

Ведущий (обобщает ответы родителей): Каприз – это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Итак, капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет».  Учёные выделяют в «Кризисе трёх лет» семизвездие признаков. (Вывешиваю звезду) Выберите из предложенных только семь признаков, которые характеризуют проявление кризиса. (Родители выбирают).

Карточки: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, пренебрежение, любознательность, дружелюбие, отзывчивость.

Дополнительная информация для педагога:

 «Негативизм» (вывешиваю на звезду) – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.

Например: «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».

 «Упрямство» – ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел

 «Строптивость» –капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.

«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам.

Например: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!».

Остальные три симптома встречаются реже:

«Протест – бунт» против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).

 «Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».

«Пренебрежение» – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Вывод: основными признаками  «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.

После этого раздаются листы с описанием конкретных ситуаций поведения ребенка.

Знакомим родителей с этими формами поведения ребенка, наполняя каждую из них конкретной смысловой «нагрузкой»:

- Ребенок отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение (негативизм).

- Проявляет нежелание идти с мамой за руку (упрямство).

- Во время разговора с внучкой Анечкой бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», - и выжидательно посмотрела на бабушку  (строптивость).

- Малыш рвет газету, которую папа еще не прочитал (обесценивание ребенком личности).

- Ребенок грубо обращается с бабушкой. В ответ на ее замечания замахивается на нее, говорит: «Ты плохая, плохая» (деспотичное подавление окружающих).

- Малыш требует, чтобы мама сидела там, где он укажет (своеволие).

Такие проявления в поведении в данном возрасте рассматриваются как психологическая норма, своеобразная защитная реакция против влияния взрослых.

Как важно человеку самоутвердиться в жизни! Это одна из наиболее напряженных социальных потребностей.

Малыш только начинает приобретать знания о мире и его опасностях, обществе и его ограничениях, сталкиваясь с реакцией взрослого на собственные действия. Поэтому ребенок пробует все возможные варианты поведения, ведь определить, что можно, что нельзя, он может, только прочувствовав это, как говорится на собственной шкуре.

Острота кризиса прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки общаться с ним по-старому ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохранению их в течение всего детства, а то и позже! Тактичное же поведение взрослых, предоставление ребенку больше самостоятельности обычно смягчает кризис.

Кризис 3-х лет это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисностъ», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет

- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

- Девочки капризничают чаще мальчиков.

- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!

- Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддающихся нажиму со стоны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

От сюда возникает вопрос:  можем ли мы, как родители, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества.
Что могут сделать родители?


Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка....). «А что это там за окном ворона делает? Подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится».

Ведущий: Предлагаю вам отправиться в путешествие на нашем педагогическом автобусе. Возьмите себе билеты для проезда на автобусе. (Родители выбирают из двух цветных жетонов – билеты).

Ведущий: Разбейтесь на две команды в соответствии с цветом билета. (Родители делятся на две команды). На нашем пути будет две остановки «Родитель» и «Ребёнок». Вам необходимо подобрать на каждую букву слова, обозначающие качества и свойства характера ребёнка, у которого проявляется кризис, и качества и свойства характера родителя, которые необходимы для выстраивания эффективного взаимодействия с ребёнком. По сигналу вы перемещаетесь на следующую остановку и записываете слова на одну из букв слова, их может быть несколько. (Родители по сигналу перемещаются с остановки на остановку, подбирают слова).

Ведущий собирает родителей возле себя: Какими качествами вы охарактеризовали ребёнка? (Родители перечисляют)

Р – раздражительный, резкий, разгневанный, и т.д.                                                            

 е – едкий

 б – болезненный, баловник и

ё – ёжик и т.д.                                               

 н – непослушный, непоседливый, нервный

о – обидчивый

к – крикливый, капризный и т.д.

А какие качества необходимы родителю, чтобы смягчить все эти негативные проявления? (Родители перечисляют)

Р – решительный,                                                                                                           

о – объективный,

д – думающий, и т.д.                    

 и – интересующийся, и т.д.                                                                                       

т – терпеливый,

е – единый,

ль – ласковый, любящий, и т.д. 

Ведущий: Какими качествами должен обладать родитель, чтоб бороться с … раздражительностью, с … обидчивостью, с … крикливостью?

(Родители выбирают из списка подходящие качества и обосновывают свой ответ).

Ведущий: Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту  и ласку.

Ведущий: Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. (Ведущий раздаёт каждой группе по рецепту).

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять П_________,  добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________.

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).

Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять Принятие,  добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской  Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.

Наш разговор подходит к концу. Я приготовила для вас памятки. (Ведущий раздаёт памятки «Советы родителям, у которых ребёнок переживает  кризисный период».

 Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.

Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте.

В заключении предлагаю вам собрать Чемодан в дорогу, куда вы положите всё то, что вы взяли на нашей встрече.

  • Работая с группой о чём задумались?
  • Что взволновало?
  • Какие вопросы возникли?
  • В чём утвердились?



Предварительный просмотр:

Что нужно знать, общаясь с ребенком с СДВГ

1. Поступки ребенка не умышленны. При общении с ним следует

избегать частого употребления слов «нет», «нельзя». Необходимо

строить взаимоотношения на понимании и доверии, не настаивать

на том, чтобы он обязательно принес извинения за проступок.

Каждый раз нужно до конца выслушивать то, что он хочет сказать.

Для подкрепления устных инструкций рекомендуется использовать

зрительную стимуляцию.

2. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями,

авторитарными указаниями и убеждениями. Дисциплинарное

воздействие в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков,

нотаций не улучшит, а скорее, ухудшит поведение ребенка.

3. Необходимо изменить психологический микроклимат в семье, т. е.

уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить

досуг вместе с ним, не допускать ссор в его присутствии.

4. Необходимо установить четкий режим дня и определить место для

занятий; ограждать ребенка от длительных занятий на компьютере

и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности

большого скопления людей, так как переутомление способствует

снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

5. Ребенку необходима специальная поведенческая программа:

продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо

выполненное задание и наказание за плохое поведение (исключая

физическое).

6. Нужно вырабатывать у ребенка навык управления гневом

и агрессией; постепенно согласованно расширять его обязанности,

давать поручения, соответствующие его возрасту и уровню развития.

7. Вслед за понесенным наказанием ребенку необходимо позитивное

эмоциональное подкрепление (знаки приятия и прощения)

Как помочь ребенку преодолеть

страх темноты

1. Выберите вместе с ребенком игрушку, которая будет его «защищать».

2. Старайтесь в течение дня уделять ребенку больше внимания. Если

он хочет, чтобы вы остались с ним рядом, это говорит о недостатке

общения. Страх одиночества тесно связан со страхом темноты.

3. Не забывайте о необходимости дневного сна.

4. Если ребенка мучают страшные сны, то запаситесь терпением.

Психика детей неустойчива, они могут еще долго вспоминать

напугавшие их сновидения и бояться, что они повторятся.

5. Подойдите к ребенку, возьмите его на руки, прижмите к себе.

6. Выслушайте рассказ ребенка о напугавшем его сне, успокойте

и дождитесь, пока он уснет.

7. Читайте перед сном добрые сказки. Пусть ребенок смотрит

добрые мультфильмы с понятными персонажами.

8. Используйте игры, которые помогут ребенку преодолеть страх

темноты.

9. Создайте космическую обстановку в квартире при помощи

флуоресцентных наклеек, разместите на потолке и стенах

изображения комет и звезд.

10. Купите светильник в виде солнца – ночью пусть светит

в детской комнате.

Как помочь ребенку пережить кризис трех лет

1. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения,

станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

2. Позвольте ребенку быть самостоятельным. Не вмешивайтесь

(по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

3. Помните, что ребенок испытывает ваш характер, проверяя

по несколько раз в день, действительно ли то, что было

запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость.

Установите четкие запреты. Их не должно быть слишком много.

Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

4. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за вами,

поэтому следите за тем, что вы говорите и делаете.

5. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.

6. Не начинайте разговор с ребенком, если он злится или у него

истерика, отложите его до тех пор, когда он успокоится. Чаще

говорите ребенку, какой он уже большой, не «сюсюкакйтесь» с ним.

7. Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже

заплаканный, упрямый, капризный.

8. Исключите в общении с ребенком грубый тон, резкость, стремление

сломить его силой своего авторитета.

Как вести себя с упрямым ребенком

1. Предъявляйте ребенку разумные требования, соответствующие его

возрасту.

2. Прежде чем обвинить ребенка в упрямстве, подумайте,

не упрямитесь ли вы сами.

3. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир (хотя это

и очень сложно) его глазами.

4. Предоставляйте ребенку право выбора.

5. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых может проявиться

упрямство.

6. Не используйте силовые методы – это только усугубит упрямство.

7. Не соглашайтесь с ребенком только для того, чтобы он «отстал».

8. Не забывайте хвалить ребенка.

9. Не ведите «борьбу» с ребенком: взрослый и физически, и психически

крепче, так что ребенок будет в проигрыше в любом случае;

выстраивайте с ним разумное взаимодействие.

10. Посвящайте ребенку больше времени и внимания, чаще играйте

с ним.

11. Помните: здоровый ребенок не может везде и всюду подчиняться

родителям!



Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  с детьми старшего дошкольного возраста:«Победитель злости»

Цели:

  • знакомство с чувством злости, его мимическими и пантомимическими проявлениями,
  • обучение различным способам выражения чувства злости,
  • обучение различным навыкам саморегуляции своего эмоционального состояния,
  • обучение различным способам релаксации,
  • сплочение группы.

Оборудование:

1. Пиктограмма чувства злости

2. Игра «Азбука настроений»

3. Зеркальце

4. Книга К.Чуковского «Мойдодыр»

5. Мяч

Предварительная работа: Беседы, чтение рассказов о чувстве злости.

Ход:

1. Приветствие

Цель: Эмоциональный настрой на занятие, объединение группы.

Дети встают в круг, каждый произносит звук, отражающий его настроение, а остальные повторяют за ним («Эхо»)

2. Где живет настроение?

Цель: Погружение в настроение, осознание чувства, выявление связи эмоции и тела, профилактика психосоматических заболеваний.

Психолог: Закройте глаза и прислушайтесь к себе: какое у вас настроение? Внимательно посмотрите внутрь своего тела и найдите то место, где живет ваше настроение: в животе, в глазах, в руке, в ноге, оно может оказаться где угодно. Найдите его и положите руку на это место и тогда откройте глаза.

3. Мойдодыр.

Цель: Погружение в настроение, проекция чувства злости, эмпатия, опознавание чувства злости по мимическим, пантомимическим и др. проявлениям.

Психолог читает отрывок из сказки «Мойдодыр». «Если топну я ногою, позову моих солдат…» Затем психолог спрашивает, какое чувство переживал Мойдодыр и просит детей изобразить (показать) его с помощью мимики и пантомимики.

4. Игра «Азбука настроений»

Цель: Произвольное внимание, отличие чувства злости от других чувств, изучение мимических и пантомимических составляющих чувства страх.

Психолог раздает детям карточки с изображением различных чувств у животных. Карточку нужно взять, определить какое чувство переживает персонаж. Карточку никому нельзя показывать. Задание: если у тебя на карточке животное злится – встань и обеги вокруг стульчика. Затем психолог просит открывать карточки и проверяет правильность выполнения. Тот, кто ошибся – стоит на одной ножке, а группа считает до 5. Игра повторяется несколько раз.

5. Я злюсь когда…

Цель: Осознание ситуаций, в которых дети испытывали злость, рефлексия, принятие чувства злости.

Дети вспоминают ситуации, в которых они испытывали злость. Отвечают на  вопросы о том, как они выглядели в этот момент, как можно узнать о том, что человек злится. Предъявление пиктограммы злости.

6. Шкала злости.

Цель: Обучение различным способам выражения злости, дифференциация различных оттенков злости, гнева.

Психолог предлагает детям из рассказанных ситуаций, в которых они злились, выбрать две. Сначала вспомнить такую ситуацию, когда они злились немножко. Психолог дает детям мяч, который они должны по-очереди  бросить в стену, произнося при броске слова: «Я разозлился на …., когда ….» Затем дети вспоминают ситуацию, когда они разозлились очень сильно (гнев) и снова бросают мяч в стену. Психолог обращает внимание на разницу в силе броска.

7. Топталки

Цель: Обучение различным способам выражения злости и избавления от нее.

Психолог спрашивает, чувствуют ли дети, что злость в них еще осталась? Если да, то проводится это упражнение. Дети садятся на стульчики и показывают как они злятся, топая ногами по полу. Психолог отмечает, кто из детей еще злится, а кто уже израсходовал всю свою злость. Психолог отмечает сам или спрашивает у детей об изменениях, которые произошли в них после выполнения этого упражнения. Какое чувство пришло на смену злости, как изменилось выражение лица, поза тела.

8. Солнечный зайчик

Цель: Релаксация, снятие возбуждения, умение действовать по правилам

Психолог показывает детям солнечного зайчика на стене с помощью зеркальца и спрашивает какой он (теплый, ласковый, нежный). Дети закрывают глаза, психолог говорит, где оказался зайчик, и дети гладят зайчика у себя на теле (лоб, глаза, щечки). Затем обсуждают свои чувства (тихой радости)

9. Прощание

Психолог предлагает детям взяться за руки, закрыть глаза, улыбнуться и передать улыбку через свою ладошку соседу.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ».

План семинара-практикума:

  1. Предметно-развивающая среда в группе ДОУ.
  2. Социализация ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ.
  3. Игры, упражнения.

 Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с особенностями создания  среды и характеристиками средовых ресурсов  обучения и воспитания для  детей с ОВЗ;
  2. Ознакомить воспитателей  со спецификой работы с детьми с ОВЗ в инклюзивной группе;
  3. Научить педагогов  применять различные игры и упражнения в работе с детьми в инклюзивной группе.

Участники: все педагогические работники  ДОУ, администрация.

Ведущий: педагог-психолог  

Выступающие:

  1. Педагог-психолог
  2. Учитель-логопед  

  • Вед.  - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас второй семинар-практикум  о взаимодействии педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада.  На первом семинаре мы познакомились с законодательными и нормативными документами,  с категориями на которые делятся все дети с ограниченными возможностями здоровья. Коснулись так же,  как можно нам по некоторым показателям и признакам определить таких детей. Но это только маленькая толика начала нашей с вами работы по инклюзии. Сегодня мы рассмотрим вопросы, которые дадут возможность нам помочь детям с ОВЗ благополучно войти (включиться) в образовательный процесс и социализироваться в дошкольной среде.

- Давайте вспомним, освежим в памяти,  кто они такие – дети с ОВЗ.

На экране: Презентация о детях с ОВЗ.

  • Вед: - Ну, а сейчас, я предлагаю всем выйти в центр зала и взять из мешочка «сюрприз», который я приготовила специально для вас. Держите в кулачке и никому не показывайте, пока я не дам сигнал. По сигналу все протягивают руку перед собой и открывают кулачок.  Все расходятся по командам, в соответствии с цветом «сюрприза». (5-10 мин.)

На экране показаны рисунки фигур детей с характерным поведением:

-«агрессивные», «гиперактивные», «тревожные» и «аутисты».

Каждой  команде дается задание – за 5 минут определить по списку характерные особенности поведения детей:

По окончании времени по одному представителю от каждой команды зачитывают выбранные пункты. Обсуждается всеми участниками.

  1. Предметно-развивающая среда в группе ДОУ».

Характеристика средовых ресурсов обучения и воспитания детей с ОВЗ (Презентация на экране):

  • Предметные
  • Пространственные
  • Организационно-смысловые
  • Социально-психологические.

Специфика работы с детьми с ОВЗ в инклюзивной группе (классе)

  1. Предъявление упражнений – по степени нарастания сложности.

Индивидуальные листы с заданиями трехуровневой сложности.

  1. Многократное повторение инструкций.
  2. Мультисенсорное обучение (использование «визуальных», «аудиальных», «кинестетических» способов подачи информации).
  3. Помощь КО-педагогов – детей группы для дублирования задания и его выполнения.
  4. Индивидуализация процесса обучения.
  5. В конспекте занятия – отражен план деятельности на занятии для ребенка с ОВЗ. Планирование:

- для всей группы и отдельно для ребенка с ОВЗ;

- общий план для класса с включением блоков задний для каждого ребенка с ОВЗ.

  1. Фиксация внимания детей на каждом этапе занятия на уже достигнутых результатах и на последующих конкретных задачах.

Резюмирование после каждого этапа задания (что уже хорошо получилось, что можно сделать еще лучше).

  1. Сокращение времени выполнения заданий при утомлении детей.
  2. Предоставление дополнительного времени для обдумывания ответа.
  3. Помощь в структурировании пространства и времени.
  4. Предоставление возможности закончить задание.
  5. Формулировка заданий:

- кратко, конкретно, с одним глаголом;

- устно и с визуальной поддержкой;

- поэтапно;

- при объяснении показать конечный продукт;

- при инструкции стоять рядом с ребенком (при возможности – контакт глаз).

  1. Фиксация внимания на позитивном поведении, а не на негативном.
  2. Использование «секретного» слова или знака для обращения к «особому» ребенку.
  3. Использование промежуточных оценок для отражения прогресса.
  4. Разрешение переписывать, исправлять выполненное задание по просьбе ребенка.
  5. Использование оценок «зачет-незачет», когда речь идет об оценке роста в развитии ребенка.
  6. Возможность отвечать не перед всей группой, а наедине с педагогом.
  7. Привлечение к посильному участию в создании проектов.
  8. Использование помощи только по необходимости: обучению принятию самостоятельных решений.

  • Посмотрите мультфильм (из копилки Г.Б.Мониной) «Кастрюлька Анатоля». (6-7 мин).

  1. «Социализация ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ».

  • Упражнение-игра: «Щепки на реке»(Фопель).

        Все участники выстраиваются в две колонны лицом друг к другу – «берега реки». Один участник (начинает ведущий) – «щепка» с закрытыми глазами, доверяясь, проходит весь путь между колоннами (берегами). Участники аккуратно, чтобы не уронить и не испугать помогают ему руками (передвигая ноги, ведя как «слепого»). Так проходит каждый участник и встает в конце, постепенно передвигаясь вперед, пока все не пройдут этот путь.

Если нет базового доверия к миру (от 0 до 1 года формируется), то и проходят сложно, не доверяя другим. Эта игра подходит для всех детей, в том числе и ОВЗ (кроме слепых). Но «тревожным» детям – не закрывать глаза!!!

  1. «Игры и упражнения».

Выступление учителя-логопеда на тему «Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ».

Вед.: - Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

 - И в заключение, немного рефлексии.

Благодарим за участие и внимание!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для педагогов по взаимодействию с родителями

Памятка для педагогов "Общение с родителями", Памятка для педагогов по работе с родителями,"Как воспитателю организовать беседу с родителями","10 правил эффективного слушания"....

Памятка для педагогов ДОУ "Как помочь агрессивному ребенку"

Рекомендации для педагогов ДОУ по взаимодействию с детьми, иеющими признаки агрессивности....

ПАМЯТКА «Советы педагогам по взаимодействию с мальчиками и девочками с учетом гендерной принадлежности»

ПАМЯТКА«Советы педагогам по взаимодействию с мальчиками и девочкамис учетом гендерной принадлежности»...

Памятка для педагогов по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ

Построение эффективного взаимодействия с родителями детей с ОВЗ....

Рекомендации педагога-психолога ДОУ педагогам по взаимодействию с агрессивными детьми.

Почти в каждой группе  детского сада  встречается  хотя бы один  ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на  других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и лома...

Памятка для родителей по взаимодействию с агрессивными детьми

Задача родителей — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами....

Памятка для родителей по взаимодействию с агрессивным ребенком

Памятка для родителей по взаимодействию с агрессивным ребенком Агрессия – это мотивирующее деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, нанося...