Эффективное общение педагогов ДОУ с родителями дошкольников
методическая разработка
Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдёт более успешно, если, во – первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во – вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В – третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в – четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_obshchenie_pedagogov_dou_s_roditelyami.docx | 337.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест для самооценки затруднений в общении с родителями.
Уважаемый воспитатель!
Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении.. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет». Если какие-то суждения Вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком.
Опросник используется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений.
1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень развития родителей. Да. Нет.
2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.
3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения. Д., Нет.
4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.
5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.
6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.
7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.
8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.
9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.
10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.
11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.
12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома) размышлять над мотивами его поведения. Да. Нет.
13.Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.
14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцируемом) общении с родителями. Да. Нет.
15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной литературы по семейному воспитанию. Да, Нет.
16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.
17.Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.
18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и её перспективах. Да. Нет.
19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.
20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет
Фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.
Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.
1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;
"Извините, если я помешала… ",
"Я бы хотела еще раз услышать… ",
"Давайте с вами быстренько обсудим… ",
"Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ",
"А у меня на этот счет другое мнение…».
"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":
"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";
"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";
"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";
"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что… ";
"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";
"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете …".
Рекомендации педагогу по организации работы с родителями.
Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя - вы только оттолкнёте собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Воспитание ребёнка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчёркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребёнка.
В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. Вдругом - постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В-третьем – укрепить уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь своего сына или дочери.
Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребёнку.
Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребёнка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребёнка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.
Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребёнка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребёнком, но который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.
Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять своё собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребёнка.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребёнка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Учитывайте личные интересы родителей.
Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали своё участие в воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребёнка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребёнком. Вряд ли можно всерьёз надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится.
Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребёнка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.
Мы вместе против проблемы, а не противдруг друга.
Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдёт более успешно, если, во – первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во – вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В – третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в – четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
А.А. Десяткина
педагог - психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 175
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Педагогика и психология
Эффективное общение
педагогов ДОУ с родителями дошкольников
(советы педагога - психолога)
г.Уфа – 2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное разрешение конфликтов с родителями дошкольников
Консультация...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Психологический практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»
Практикум предназначен для вывления основным проблем в сфере общения педагогов и родителей и выработки оптимальной стратегии взаимодействия....
«Педагогический тренинг для родителей дошкольников, как средство эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей»
Цель тренинга:-создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы;-настрой на позитивный контакт между воспитателем и родителями воспитанников.Количество участников: 6—12 человек....
Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями дошкольников
Что такое тематическая акция?Как она влияет на формирование положительных взаимоотношений с родителями дошкольников7 Как её провести? Какие этапы нужно учитывать при её проведении? На эти и други...
Технология эффективного взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников
Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллекту...
«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» "Проект "Чудо-дерево"
laquo;ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»«Только вместе с родителями, общими у...