"План работы по развитию навыков самообслуживания с ребенком для воспитателей"
методическая разработка


Предварительный просмотр:

В современных условиях все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста имеют право на обучение в  дошкольных учреждениях по месту жительства. При этом, как правило, в более благоприятных условиях оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками из детского сада. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. Такие дети должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. 

Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности. Самообслуживание — это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой.

Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в содержании каждого раздела определены его структурные особенности).

Адаптированная образовательная программа по развитию ребёнка - инвалида младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с:

- Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО);

- Федеральным  законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

- с образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (название учреждения)

 - с индивидуальной  программой реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой Федеральными  государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

Сроки реализации программы: один год.

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной Программы

Цель:  Создание условий для развития навыков самообслуживания ребенка-инвалида с учетом его физического развития и индивидуальных возможностей.

Цель  Программы достигается через решение следующих задач:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;
  2. Формирование  потребности ребенка – инвалида к развитию навыков самообслуживания;
  3. Воспитание самостоятельности, активной жизненной позиции;
  4. Развитие мелкой моторики.

2. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

Коррекционной направленности, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.

Интегрированный  подход, позволяющий осуществлять совместную деятельность различных специалистов, сопровождающих развитие ребенка.

Принципы:

В соответствии со ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:

1. Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

2. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

3. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.

4. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семьи.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

Перечень мероприятий

Содержание

Средства

Игры с массажным мячиком

Разминка № 1

Ручки, ручки, просыпайтесь.

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

Головка, головка, просыпайся.

Животик, животик, просыпайся.

 Ножки, ножки, просыпайтесь.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. Катают мячик круговыми движениями по голове. Катают мячик круговыми движениями по животу. Катают мячик по правой, а затем по левой ноге.

Разминка № 2

 Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.

Только брату отдает: Брат у брата мяч берет.

О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Поочередно передают мячик из одной руки в другую руку

Бежит ежик по дорожке

Бежит ежик по дорожке,

 У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, —
Жалко ежика до слез.

К Шефер

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями

Веселые прыжки

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Никогда не плачут,

Вместе с нами скачут.

 Александрова

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки

Наши ручки

Это ручка — правая.

 Это ручка — левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая.Будет сильной левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Ходит ежик без дорожек

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И иголками своими

Колется, колется.

А я ежику-ежу

Ту дорожку покажу,

Где катают мышки

Маленькие шишки.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая
движения вперед-назад, вправо- влево между ладонями. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Игры – упражнения, самомассаж кончиков пальцев, кончиков ладоней, внешней стороны (поверхности) ладони.

Самомассаж шариком Су-джок.

1, 2, 3, 4, 5!Буду шарик я катать,  

По ладошке прокачу   И ее пощекочу. 

Шар по кругу я катаю  И ладошку разминаю. 

И по пальцам прокачу  Каждый я пощекочу.  

Вверх-вниз, вверх-вниз, Шар по пальчику катись.  

Сильно шарик я сожму,  Подержу и разожму

Самомассаж

Игры с крупными бигуди

Загудел паровозик

Загудел паровоз

И вагончики повез

«Чу-чу-чу-чу-чу! Далеко я укачу!»

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Поезд и самолет

Поезд песенку поет: «Ту-ту-ту-у-у-у-у-у!»Улетает самолет

В высоту: «У-у-у-у-у-у-у-у!»

Э. Мошковская

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой. Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки направляют вверх над головой.

Пароход плывет по речке

Пароход плывет по речке,

Из трубы дымят колечки.

Ту-ту-ту-у-у-у-у!

А. Барто

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой

Самомассаж

Самомассаж   ладоней щёткой для волос или пластмассовым  ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе. Гладит мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж

Игры с резинками для волос

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

Перебирать пальцами, развивать ловкость, цепкость пальцев

Самомассаж зубной щёткой

Плывёт зубная щётка,  Как по морю лодка,  Как по речке пароход,По пальчикам она идёт   А. Дорогавцева  Дети берут в руки зубную щётку Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца И заканчивая мизинцем.

Самомассаж

Игры с платочками.

Тесто Месим, месим тес  Есть в печи место!  Будут, будут из

печи Булочки и калачи!  Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони.

Прятки

Пальчики играли в прятк Ловко прятались в кроватке. Вот так, вот так,  Ловко спрятались кроватке.                                  

А. Савушкина     Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Клювы

Клювов длиннее  Не видывал я, Чем клювы у цапли И журавля!  О. Крупенчук  Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.

Развивать подвижность пальцев

Игры с бусами

Бусы Дома я одна скучала,   Бусы мамины достала,  Бусы я перебираю,   Свои пальцы развиваю.                                         О. Крупенчук   Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и в обратном порядке.

Развивать захват мелких предметов

«Бизикуб»  различные застежки,

ремешки, пуговицы, липучки и т.

 Игры с узелками: завязывание прощупывание узлов, бантов

Вкладыши, домики, кубы сотверстиями, копилки с прорезями,  шнуровки.  Проталкивание предмета по дорожкам, катание шарика в воротца.

Пальчиковые куклы. Веселый способ разработки движения каждого пальца в отдельности

Игры с ребенком на повторение позы пальцев (сложить пальчики так же как у вас)

Тренажер из крышек на резьбе завинчивание и развинчивание

(кран)

«Прищепки» развитие тонких движений пальчиков.

«Оденем куклу» (складывать вещи, разворачивать)

«Сложи в коробку»

(карандаши, палочки)

«У нас порядок» (классификация)

"Разрезные картинки"

(целое из частей)

Пластилиновые картины: разминать скатывать колбаски, шарики и растирать пластилин пальцем по бумаге.

Лепка фасолью, горохом, семечками по пластилину

Использование пальчиковых красок  чувствовать движение пальцев, регулирует эмоциональное состояние ребенка

Лепка из глины  развить силу ладоней

Массаж кисти и ладони: взрослый массирует саму ладошку ребенка, и каждый палец по отдельности.

«Сухой бассейн» (искать предмет в гречке, песке)

Игры с песком (пересыпание, лепка, прихлопывание)

Игры с водой(перелив ание, исп. Пипеток, губок, взбивание пены)

Тактильная коробка (обследование разных поверхностей  на ощупь)

Сюжетные пальчиковые игры

кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

-Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место);

-учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;

-учить  ребенка - инвалида   проводить гигиенические процедуры здоровой и травмированной рукой одновременно;

-формировать привычку бережно относиться к личным вещам; учить самостоятельно, готовить материалы и пособия к занятию;

-приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;

-развивать моторику и создавать предпосылки для развития высших психических функций, становление речи. С помощью тактильно-двигательного восприятия дать первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Развивать интеллектуальные способности.

Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

С помощью массажа улучшить питание тканей, секреторную функцию сальных и потовых желез Массаж деятельность центральной нервной системы, что позволяет добиться прогресса  в развитии детей.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно 

«появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный,средний и т.д

Наполняемость со сменным материалом

Картотека пальчиковых игр

Для отработки навыков самообслуживания ребенок тренируется:

Для упражнения в застегивании, расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используются специальные пособия: «пальто» с петлями и пуговицами, «сапоги» с дырочками для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей и др захватывать ложку, вилку, застегивать пуговицы и кнопки на одежде, складывать кубики, мозаику, рисовать, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран и пр.

Отработка навыков самообслуживания в сюжетно – ролевых играх.

Различные игры и занятия в виде склеивания, разрезания ножницами, пирамидки, соленое тесто, мозаики,  разноцветные прищепки; поделки из природного материала, рисование, плетение, игры со счетными палочками.

Игры – упражнения, самомассаж кончиков пальцев, кончиков ладоней, внешней стороны (поверхности) ладони.

(«Мыльные перчатки. Пузырьки»)

 «Кулак – ребро – ладонь»- последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

Материал уголка экспериментирования

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Cхемы «Мозговой штурм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Советы по развитию навыков общения ребенка

Здесь представлены некторые рекомендации для родителей, которые могут помочь в развитии коммуникативных способностей ребенка....

Что нужно знать родителям о развитии навыков письма ребенка

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс,...

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Воспитатель: Титус Л. И. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»Воспитатель: Титус Л. И.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г....

Консультация на тему «Развитие навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками»

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в до...