"План работы по развитию навыков самообслуживания с ребенком для воспитателей"
методическая разработка
рпн
Скачать:
Предварительный просмотр:
В современных условиях все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста имеют право на обучение в дошкольных учреждениях по месту жительства. При этом, как правило, в более благоприятных условиях оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками из детского сада. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. Такие дети должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами.
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности. Самообслуживание — это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой.
Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в содержании каждого раздела определены его структурные особенности).
Адаптированная образовательная программа по развитию ребёнка - инвалида младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с:
- Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО);
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
- с образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (название учреждения)
- с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
Сроки реализации программы: один год.
- Цель и задачи дополнительной образовательной Программы
Цель: Создание условий для развития навыков самообслуживания ребенка-инвалида с учетом его физического развития и индивидуальных возможностей.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;
- Формирование потребности ребенка – инвалида к развитию навыков самообслуживания;
- Воспитание самостоятельности, активной жизненной позиции;
- Развитие мелкой моторики.
2. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
Коррекционной направленности, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.
Интегрированный подход, позволяющий осуществлять совместную деятельность различных специалистов, сопровождающих развитие ребенка.
Принципы:
В соответствии со ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:
1. Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
2. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
3. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.
4. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семьи.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
Перечень мероприятий | Содержание | Средства |
Игры с массажным мячиком | Разминка № 1 Ручки, ручки, просыпайтесь. Пальчики, пальчики, просыпайтесь. Головка, головка, просыпайся. Животик, животик, просыпайся. Ножки, ножки, просыпайтесь. О. Крупенчук Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. Катают мячик круговыми движениями по голове. Катают мячик круговыми движениями по животу. Катают мячик по правой, а затем по левой ноге. Разминка № 2 Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю. «Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик. Раз, два, три, четыре, пять. Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает. Только брату отдает: Брат у брата мяч берет. О. Крупенчук Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Поочередно передают мячик из одной руки в другую руку Бежит ежик по дорожке Бежит ежик по дорожке, У него кривые ножки, Весь иголками оброс, — К Шефер Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями Веселые прыжки Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Никогда не плачут, Вместе с нами скачут. Александрова Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки Наши ручки Это ручка — правая. Это ручка — левая. Я на мячик нажимаю и зарядку делаю. Будет сильной правая.Будет сильной левая. Будут ручки у меня ловкие, умелые. О. Крупенчук Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Ходит ежик без дорожек Ходит ежик без дорожек По лесу, по лесу И иголками своими Колется, колется. А я ежику-ежу Ту дорожку покажу, Где катают мышки Маленькие шишки. О. Крупенчук Дети катают мячик в руках, делая | Игры – упражнения, самомассаж кончиков пальцев, кончиков ладоней, внешней стороны (поверхности) ладони. |
Самомассаж шариком Су-джок. | 1, 2, 3, 4, 5!Буду шарик я катать, По ладошке прокачу И ее пощекочу. Шар по кругу я катаю И ладошку разминаю. И по пальцам прокачу Каждый я пощекочу. Вверх-вниз, вверх-вниз, Шар по пальчику катись. Сильно шарик я сожму, Подержу и разожму | Самомассаж |
Игры с крупными бигуди | Загудел паровозик Загудел паровоз И вагончики повез «Чу-чу-чу-чу-чу! Далеко я укачу!» Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой. Поезд и самолет Поезд песенку поет: «Ту-ту-ту-у-у-у-у-у!»Улетает самолет В высоту: «У-у-у-у-у-у-у-у!» Э. Мошковская Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой. Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки направляют вверх над головой. Пароход плывет по речке Пароход плывет по речке, Из трубы дымят колечки. Ту-ту-ту-у-у-у-у! А. Барто Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой | Самомассаж |
Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка» | На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе. Гладит мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!» | Самомассаж |
Игры с резинками для волос | 1-й вариант Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой. 2-й вариант Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении). | Перебирать пальцами, развивать ловкость, цепкость пальцев |
Самомассаж зубной щёткой | Плывёт зубная щётка, Как по морю лодка, Как по речке пароход,По пальчикам она идёт А. Дорогавцева Дети берут в руки зубную щётку Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца И заканчивая мизинцем. | Самомассаж |
Игры с платочками. | Тесто Месим, месим тес Есть в печи место! Будут, будут из печи Булочки и калачи! Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони. Прятки Пальчики играли в прятк Ловко прятались в кроватке. Вот так, вот так, Ловко спрятались кроватке. А. Савушкина Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки. Клювы Клювов длиннее Не видывал я, Чем клювы у цапли И журавля! О. Крупенчук Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки. | Развивать подвижность пальцев |
Игры с бусами | Бусы Дома я одна скучала, Бусы мамины достала, Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. О. Крупенчук Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и в обратном порядке. | Развивать захват мелких предметов |
«Бизикуб» различные застежки, ремешки, пуговицы, липучки и т. Игры с узелками: завязывание прощупывание узлов, бантов Вкладыши, домики, кубы сотверстиями, копилки с прорезями, шнуровки. Проталкивание предмета по дорожкам, катание шарика в воротца. Пальчиковые куклы. Веселый способ разработки движения каждого пальца в отдельности Игры с ребенком на повторение позы пальцев (сложить пальчики так же как у вас) Тренажер из крышек на резьбе завинчивание и развинчивание (кран) «Прищепки» развитие тонких движений пальчиков. «Оденем куклу» (складывать вещи, разворачивать) «Сложи в коробку» (карандаши, палочки) «У нас порядок» (классификация) "Разрезные картинки" (целое из частей) Пластилиновые картины: разминать скатывать колбаски, шарики и растирать пластилин пальцем по бумаге. Лепка фасолью, горохом, семечками по пластилину Использование пальчиковых красок чувствовать движение пальцев, регулирует эмоциональное состояние ребенка Лепка из глины развить силу ладоней Массаж кисти и ладони: взрослый массирует саму ладошку ребенка, и каждый палец по отдельности. «Сухой бассейн» (искать предмет в гречке, песке) Игры с песком (пересыпание, лепка, прихлопывание) Игры с водой(перелив ание, исп. Пипеток, губок, взбивание пены) Тактильная коробка (обследование разных поверхностей на ощупь) Сюжетные пальчиковые игры кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). | -Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место); -учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде; -учить ребенка - инвалида проводить гигиенические процедуры здоровой и травмированной рукой одновременно; -формировать привычку бережно относиться к личным вещам; учить самостоятельно, готовить материалы и пособия к занятию; -приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы; -развивать моторику и создавать предпосылки для развития высших психических функций, становление речи. С помощью тактильно-двигательного восприятия дать первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Развивать интеллектуальные способности. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь. С помощью массажа улучшить питание тканей, секреторную функцию сальных и потовых желез Массаж деятельность центральной нервной системы, что позволяет добиться прогресса в развитии детей. «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы. «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. «Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются. Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный,средний и т.д Наполняемость со сменным материалом Картотека пальчиковых игр | Для отработки навыков самообслуживания ребенок тренируется: Для упражнения в застегивании, расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используются специальные пособия: «пальто» с петлями и пуговицами, «сапоги» с дырочками для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей и др захватывать ложку, вилку, застегивать пуговицы и кнопки на одежде, складывать кубики, мозаику, рисовать, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран и пр. Отработка навыков самообслуживания в сюжетно – ролевых играх. Различные игры и занятия в виде склеивания, разрезания ножницами, пирамидки, соленое тесто, мозаики, разноцветные прищепки; поделки из природного материала, рисование, плетение, игры со счетными палочками. Игры – упражнения, самомассаж кончиков пальцев, кончиков ладоней, внешней стороны (поверхности) ладони. («Мыльные перчатки. Пузырьки») «Кулак – ребро – ладонь»- последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку). Материал уголка экспериментирования «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. Cхемы «Мозговой штурм» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
Советы по развитию навыков общения ребенка
Здесь представлены некторые рекомендации для родителей, которые могут помочь в развитии коммуникативных способностей ребенка....
Рекомендации для родителей по развитию навыков общения ребенка со сверстниками и со взрослыми
рекомендации для родителей...
Что нужно знать родителям о развитии навыков письма ребенка
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс,...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Воспитатель: Титус Л. И. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»Воспитатель: Титус Л. И.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г....
Консультация на тему «Развитие навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками»
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в до...