Пдагогический опыт «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста»
материал

Бояркина Людмила Александровна

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта Бояркиной Л.А., воспитателя МБДОУ «Семилейский  детский сад «Цягадайка» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия

Тема педагогического опыта: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста».

2.Сведения об авторе: Бояркина Людмила Александровна, образование высшее педагогическое, педагогический стаж 4 года, в данной образовательной организации 3 года.

3.Актуальность, проблема массовой практики: Даная тема мною была выбрана не случайно: проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, является самой актуальной в наше время. Дошкольной возраст - самое благоприятное время для выработки правильных навыков и  привычек.

Проведенный мониторинг по  формированию культурно-гигиенических навыков детей детского сада  показал, недостаточный уровень сформированности по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень (один и более навыков не сформированы или  находятся в стадии становления).

В связи с этим особенно актуальным в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей считаю формирование у них познавательного интереса к игровой деятельности, а через игру привить культурно-гигиенические навыки: интерес же является стимулом бережного отношения к  своему здоровью. У дошкольников из стихийного и случайного любопытства возникает потребность в познании как «правильно» и как «нельзя». Именно поэтому меня волнует проблема  правильного формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей. Ведь бережное отношение к своему здоровью, осознание важности своего здоровья и здоровья окружающих необходимо воспитывать у детей с ранних лет.

Авторские игры и дидактические пособия направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка, создать условия для развития самостоятельной  активности, выражать свои чувства через игровую деятельность.  Актуальность моей работы заключается в том, чтобы  сформировать навыки личной гигиены детей посредством личного примера и игровой деятельности.

Практическая значимость формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста заключается в создании единого здоровье-сберегающего, воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

4.Основная идея опыта: В детском возрасте организм ребенка очень пластичен, именно поэтому необходимо в этот период закладывать все основные умения и навыки к чистоте, аккуратности и порядку. В дошкольном возрасте дети могут  научиться и понимать важность в освоение культурно-гигиенических навыков, легко, быстро и правильно выполнять все предложенные действия.

Главной задачей педагогического опыта является в формировании простейших навыков опрятности и самообслуживания у детей дошкольного возраста.

В связи с этим я поставила перед собой цель и определила следующие задачи.

Цель:

Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать привычку детей следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

  1. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

  1. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь;

  1. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

  1. Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы.
  2. Подбор и изучение педагогической литературы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.
  3. Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые ситуации, художественно – литературные произведения, иллюстративный материал и оформить их в виде картотек, подобрать алгоритмы одевания, умывания, сервировки стола, как пользоваться платочком.
  4.  Подбор консультаций педагогической информации для родителей по формированию культурно – гигиенических навыков детей данного возраста. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

5.Теоретическая база, опора на современные педагогические теории:

Мною была изучена  методическая по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста В. Н. Бачурина, Т. Л. Богина, В. А. Доскина , Л. Г. Голубевой, Большую роль в развитии культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста сыграли такие  учёные: В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. В  их трудах  содержатся сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний,  также по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию  детей. литература. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Их опыт работы  мною  использован в кружковой работе "Мойдодыр",  проанализирована программа по данному направлению:

 - Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Воспитание  малыша к гигиене и самообслуживанию»

Также был осуществлен анализ  имеющего    программно- методического  обеспечения; анализ  предметно – развивающей среды  в группе. Была проведена диагностика детей младшего и среднего дошкольного возраста.      

Мною было определено содержание и формы работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; поставлены цели и задач для детей дошкольного возраста; составлены перспективные планы работы; организовала предметно-развивающую среду в группе; накопила и изготовила наглядный, дидактический материал; разработала серию конспектов организованной образовательной деятельности с детьми, бесед. Исходя из теоретической базы и опираясь на современные педагогические теории, я выделила  три  категории, которые лежат в основе формирования культурно-гигиенических навыков:

- гигиенические навыки (при приёме пищи, соблюдение алгоритма умывания и т.п.);

- навыки культуры поведения ( положительное отношение к окружающим взрослым );

- навыки элементарного самообслуживания (выполнение самостоятельности).

В своей работе по формированию культурно - гигиенических навыков я использовала следующие методы и приемы формирования у детей культурно – гигиенических навыков: личный пример взрослых, НОД, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры, игры-эксперименты, игры – имитации, художественное слово, игровые приемы, развлечения, прием повторения действий,  алгоритмы одевания, умывания, складывания одежды в шкафчиках, показ иллюстраций и картин.

6.Новизна опыта: Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик,   создание условий для совершенствования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей дошкольного возраста посредством игры, через использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, через детское экспериментирование, которое  способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Я помогаю ребёнку сформулировать вопросы, которые у него возникают, объясняю материал, который интересует ребёнка, предоставляю самостоятельно, найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. Стараюсь использовать в работе с детьми нетрадиционные  формы и методы стимулирования детей к использованию дидактических, сюжетно-ролевых игр и  создание ситуаций, к побуждению формирования навыков гигиены. При  планировании тематических недель,  включаю   дидактические игры по  формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в различные  виды  деятельности детей, в процессе прогулок, зарядке.

  Исследуя литературу по  формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что данный метод работы является новым в современной педагогике. Научная новизна  моего опыта состоит в том, что в своей работе я предлагаю подробное исследование развития гигиенических навыков  детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания, работа с родителями, непосредственная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей так же совместная деятельность в режимных моментах.

7.Технология опыта

    Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и с её помощью педагогу легче возбудить интерес ребёнка к любому виду деятельности, я  чаще всего использую  игру в целях формирования культурно-гигиенических навыков.  Для лучшего усвоения навыка необходимы следующие условия проведения игр: наличие соответствующего обучающего игрового материала, знания педагогом психологических особенностей детей младшего, среднего  возраста, обязательно максимальная заинтересованность детей (желание научиться чему-то новому и полезному), применение технических средств обучения. Для этого я  подготовила и применяю комплекс дидактических игр «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Маша обедает», «Принимайся за завтрак», «Кто поможет», «Мамины помощники» и т.п. Дети с удовольствием принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами, но самостоятельная игра у детей младшей группы сначала не удавалась, так как отсутствовала последовательность и логичность действий. Поэтому, я  стала использовать специальные дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы, липучки); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания) и т.п. В систематически проводимые игры я  стараюсь включать элемент новизны, так, например, укладывая куклу спать, предлагали детям спеть ей колыбельную песню или покачать кроватку. Дополнительно я  задаю различные вопросы, например, «Как надо складывать одежду?», «Зачем одежду нужно складывать?», «Как надо накрывать куклу одеялом?» и т.п. При экспериментировании, особый интерес у детей вызывают опыты познавательного интереса. Дети сами учатся делать выводы, мыслить, рассуждать. Например, мы часто говорим, что есть снег нельзя, но снег всё равно привлекает детей. Провели такой опыт: чистый снег, положили на белую тарелочку, когда он растаял, на дне тарелки хорошо были видны следы грязи. Я думаю, что это дети запомнят лучше сказанных слов.

Культурно-гигиенические навыки у детей закрепляю  и в процессе еды. За процессом еды наблюдает «Поросенок Хрюша». Он обращает внимание малышей на то, как чисто на столах, напоминает, что кушать следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Показывает, как пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Если дети забывают  какое-либо требование, подходит к малышу и напоминает, ставит в пример ребят, которые более аккуратны.

 Для закрепления навыков пользования носовым платком (при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом отворачиваться), проводим различные дидактические игры такие как: «Лена простудилась», «Зайка заболел» и др. В игре своим примером показываем детям, как нужно пользоваться носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман. Дети тоже достают свои платочки и начинают «покашливать», прикрывая рот платком, при этом, отворачиваясь друг от друга. Такие игровые ситуации помогли закрепить нам умения детей пользоваться носовым платком, аккуратно его хранить, и главное, большая часть детей перестала быть безразличной к тому, что у них неопрятный нос. Создала мини-библиотеку детских писателей: Стихи: «Приятного аппетита» В.Берестов, «Приятного аппетита» Ю.Кушак, «Про ложку» В.Берестов, «Федорино горе» К.Чуковский,  «Бедный нос» Л.Слуцкая, «Загадка про носовой платок» Ж.Синючкова и др. Потешки: «Водичка-водичка», «Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды…»,«Кран откройся…»,стихи Г.Ладонщикова,«Я под краном руки мыла…», «Мойдодыр»,К Чуковский;   Н.Найдёнова «Наши полотенца», Е.Благинина «Девочка чумазая», «Уши» Э. Мошковская., «Чистота-красота» А.Богдарин.

8.Результативность опыта

Эффективность работы по  формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста  определялось через диагностику уровня сформированности у детей основ культурно-гигиенических культуры.

 - формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.;

 - формирование навыков следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.;

- формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.

За время моей работы по этой проблеме мы достигли с детьми следующих результатов:

Младшая группа №2

2018 – 2019 уч.г.: (начало года)

высокий уровень – %

средний уровень – 37,8%

низкий уровень – 62,2%.

2018 - 2019 уч.г.: (конец  года)

высокий уровень – 7%

средний уровень – 43%

низкий уровень – 50%.

Средняя группа №1

2019 - 2020 уч.г.: (начало года)

высокий уровень – 17%

средний уровень – 45%

низкий уровень – 38%.

Результаты диагностики показали, что дети наиболее эффективно познают мир в игровой и исследовательской деятельности, и когда им дают возможность самостоятельно сделать вывод, то и повышается познавательный интерес к необходимым культурным  правилам , а это в свою очередь, является базой для формирования основ культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями обучения:

-  Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

-  Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

Перспективы применения опыта в массовой практике: Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

– для педагогов дошкольных образовательных учреждений

– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:

– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;

– мастер-классы, мероприятия;

– консультации;

– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

– сайт ДОУ.

  • Список литературы:
  1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006
  2. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
  3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г
  4. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада./Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. – М.: - Сфера, - 2012
  5. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
  6. Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

Данный материал можно использовать  при составлении планирования работы с родителями педагогами ДОУ...

Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

     Навыки самообслуживания нуждаются в постоянном закреплении, поэтому одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого н...

консультация для родителей " Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста"

данный материал научит родителей , как сформировать у детей дошкольного возраста навыков самообслуживания...

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»...