Методическое сопровождение образовательного процесса к дидактическому пособию «Книжка - развивайка» для младших дошкольников
методическая разработка (младшая группа)
Методическое сопровождение образовательного процесса к дидактическому пособию «Книжка - развивайка» для младших дошкольников
Предисловие
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie_na_didakticheskoe_posobie.docx | 314.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение образовательного процесса к дидактическому пособию «Книжка - развивайка» для младших дошкольников
Предисловие
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.
Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, перед педагогами дошкольного образования особо остро стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. В соответствии стандарту, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Именно многофункциональное игровое пособие – «Книжка – Развивайка» – соответствует указанным требованиям ФГОС ДО по организации развивающей предметно -пространственной среды в ДОО.
Основная часть
Книжка -развивайка это такая книга, «читателями» которой являются самые маленькие. Дети не читают, а трогают ее, листают, разглядывают и потихоньку начинают привыкать к новой форме информации – книге.
Большинство детей обожают читать книжки, то есть слушать, как мама читает, рассматривать картинки, переворачивать страницы.
А если персонажи еще и двигаются, предметы крутятся, открываются, то книжка превращается в увлекательную развивающую игру. На каждой странице книжки сюжет, понятный ребенку. Здесь использованы изображения предметов, которые малыши видят часто в повседневной жизни: пирамида, овощи , домашние животные, деревья и тому подобное. Для того чтобы ребенок развивался, каждая страница посвящена изучению цветов, свойств предметов, которые можно изучить осязанием. Разные сюжеты прекрасно иллюстрируют действие, развивают пространственное мышление, фантазию.
Цель моей работы в данном пособии является разностороннее развитие детей раннего возраста, создание условий для их физического развития, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого потенциала в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
- Учить детей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Развивающие:
- Развивать познавательные интересы;
- Развивать сенсорные навыки, обогащать чувственный опыт;
- Развивать любознательность;
- Развивать воображение и творческую активность;
- Развивать внимание, память, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности;
- Воспитывать в детях умение получать положительные эмоции в процессе игры.
Заключение
Таким образом, использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и учить ребенка. Творческие и полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности детей дошкольного возраста. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления. Познание ребенком окружающей действительности основывается на ощущении и восприятии. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, а далее в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.
Приложение:
«Расстегни-застегни»
Цель: использовать книгу для развития мелкой моторики,
тактильного восприятия и получения положительных эмоций.
Ход игры.
На странице книги есть молния. Задача ребенка- расстегнуть молнию и выпустить жирафа погулять, а когда он нагуляется застегнуть молнию, спрятав его в своем домике.
«Почистим зубки дракону»
Цель: расширение представлений о зубах, зубной щетке, гигиене ротовой полости, о том как правильно ухаживать за зубами.
Ход игры.
Сначала воспитатель говорит как и в каком количестве выдавливать пасту, как держать щетку в руке, какие движения правильные. Дети должны усвоить, что для лучшего очищения и здоровья эмали движения щеткой должны быть разносторонними по всей длине зубного ряда: «вверх-вниз, влево-право». Дальше дети должны повторить действия и почистить зубки дракону.
Игра «Завяжи шнурки»
Цель: освоения навыка шнурования ботинок, гибкость кистей рук, формирование понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево», развитие мелкой моторики.
Ход игры:
Воспитатель показывает как правильно зашнуровать ботинок, и просит ребенка зашнуровать так же второй. В ходе игры необходимо сначала показать вариант шнуровки и зашнуровать второй ботинок вместе с ребенком. Начать шнуровать ботинок снизу вверх. Затем постепенно продевать шнурок в последующие колечки, которые располагаются последовательно друг за другом. Можно в ходе шнуровки используются такие термины, как «вниз», «вверх», «влево», «вправо». Затем предлагает выполнить шнурование ребёнку.
Игра «Катание цветных бусинок»
Цель: различать и называть основные цвета, развивать координацию движений рук.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям воздушный шар с ниточками, спрашивает, какого они цвета. Просит детей прокатить все бусинки вверх на шарик и украсить его, а затем вниз.
Игра «Собери пирамидку»
Цель: формировать умение группировать по цвету, формировать простейшие приемы установления тождества. Различать и называть цвета. Умение составлять пирамидку из пяти плоскостных колец. Развивать внимание, мышление.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть «кольца» пирамидки. Какие «кольца» по размеру и цвету? Найти самое большое «кольцо», самое маленькое. Как можно определить остальные «кольца» по размеру? (Наложением одного на другое). Собери пирамидку из пяти колец.
Игра «Помоги слонику составить букет из шаров»
Цель: Способствовать выполнению игровых действий по словесной инструкции воспитателя, формированию зрительного восприятия цвета.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что слоник идет на день рождение и просит нас помочь ему составить букет из шариков. Дети сначала собирают букет по инструкции воспитателя, а потом сами как хотят.
Игра «Укрась божью коровку пятнышками»
Цель: развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, внимание, память, мышление, развивать умение застегивать и расстегивать пуговицы.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что сегодня к вам в гости прилетела божья коровка. Смотрите какая она красивая. У неё красные крылья. Божья коровка ребята умеет летать высоко и низко. А теперь ребята посмотрите что-то не хватает у неё. Как вы думаете, что не хватает? Правильно, пятнышек. Воспитатель предлагает детям украсить ей спинку пятнышками «сердечками» разного цвета и называть цвет. Дети пристегивают пятнышки на крылышки божьей коровки.
Игра "Ферма"
Цель: развивать и обобщать знания о домашних животных и птицах (внешний вид животного, название, повадки, особенности в содержании); воспитывать гуманное отношение к животным.
Ход игры:
В ходе игры дети знакомятся с домашними животными и их детенышами.
Узнают о пользе, которую они приносят людям. Воспитатель рассказывает о корме, который любят каждый из животных, о том, как ухаживать и заботится о них. Играя между собой, дети учатся распределять роли между собой. Пополняют словарный запас. Разгадывают загадки о домашних животных.
Игра «Собери яблоки в корзинку»
Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем. Воспитывать интерес к сенсорному воспитанию.
Ход игры:
Воспитатель показывает дерево и фиксирует внимание на том, что дерево состоит из кроны зеленого цвета, ствола и веток коричневого цвета. Ребятки это у нас фруктовое дерево, на котором растут яблоки и мы с вами будем собирать урожай. Воспитатель обьясняет правила игры. После этого дети под контролем и помощью воспитателя отцепляют яблоки от дерева и собирают их в корзинку. Обратный процесс прикрепления яблок к основам так же происходит под контролем и помощью воспитателя. Потом дети могут играть самостоятельно.
Игра «Веселая гусеница»
Цель: учить выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что гусеница хочет покушать и у нее есть яблоко которое она может скушать. Дети просовывают гусеницу в дырочки, которые есть в яблоке.
Игра «Покорми рыбок»
Цель: развивать координацию движений мелкой моторики рук у детей.
Учить ориентироваться на плоскости. Формировать познавательную
активность, творческое воображение, мышление и речь детей. Отрабатывать точность движений руки.
Развивать у детей тактильные ощущения, и умение считать.
Ход игры:
Детям предлагается покормить рыбок (двигая, пальчиками бусинки, загонять в ротик рыбкам, обратить внимание, что бусинки разного цвета. Игру можно сопровождать стихотворением.
Игра «Цветочная поляна»
Цель: Закреплять умение группировать предметы по цветам, закрепление счёта, упражнять детей в ловкости рук.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что перед ними цветочная полянка с цветами. Предлагает им посчитать цветы, назвать цвета и подобрать серединку.
Игра «Собери букет»
Цель: развивать умения различать и называть основные цвета. Развивать моторику пальцев рук.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям собрать букет из цветов вазу, называя цветы по цвету.
2 вариант:
Воспитатель предлагает детям посадить цветы на клумбу.
Игра «Время»
Цель: знакомить с циферблатом, закреплять времена суток.
Ход игры:
Педагог рассказывает детям, что короткая стрелка называется часовая, а длинная – минутная, показывает смену минут. Объясняет, что между двумя цифрами часового круга помещается 5 минут. Воспитатель располагает стрелки в определенной позиции, говорит сколько это времени. Рассказывает о частях суток.
Игра « Помоги ежику собрать грибочки»
Цель: формировать умение детей в соотношение предметов с дидактическим материалом. Развивать концентрацию внимания, тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость.
Ход игры:
Воспитатель читает стих:
Я вчера в лесу гуляла,
Я грибы там собирала
Повстречала в лесу ежа (показывает ёжика)
Брел домой он не спеша
- Ёжик, ежик где ты был?
Грибочков раздобыл?
Но развел руками Ёж.
Собирал себе запас
Но по дороге съел за раз!
И теперь иду пустой,
И объевшейся домой!
Ребята посмотрите, кто это к нам пришел в гости из леса?
Воспитатель предлагает детям помочь ежику собрать все грибочки на спинку.
Вывод: Задача педагога для детей младшего дошкольного возраста организовать дидактические игры, упражнения и пособия, которые обеспечивают развитие мелкой моторики, создать простейшие способы обследования, сравнения предметов, развитие умений понимать обращённую речь с опорой на наглядность, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками
Дается обоснование современного построения образовательного процесса на основе деятельностного подхода и методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы педагогов....
Авторское Методическое пособие по физическому воспитанию младших дошкольников
Методическое пособие по физическому воспитанию младших дошкольников представлено в виде картотеки комплекса ОРУ, подвижных игр, бодрящей гимнастики, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики, физм...
Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.
В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...
методическое пособие «Профилактика речевых нарушений младших дошкольников средствами традиционных и инновационных технологий»
Содержание Пояснительная записка Особенности речевого развития детей 3-4 летГипотеза, задачи, механизм содержания работыНаправления и формы работыПлан реализацииЗаключениеБиблиографический с...
Дидактическое пособие «Книжка - развивайка»
Автор: Халиуллина Альфия ГарафутдиновнаДолжность: Воспитатель«Книжка – развивайка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Оно направлено на решение одновременно неско...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ."
Это учебно-методическое пособие сделано своими руками. Оно пригодится для воспитателей детского сада и родителей....
Развитие познавательных способностей у детей раннего возроста , посредством авторского пособия "Книжка -развивайка"
Развитие познавательных способностей у детей раннего возроста , посредством авторского пособия "Книжка -развивайка"...