конспект "ЛЭПБУК в работе с детьми"
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Хайрова Татьяна Васильевна

Инновационная разработка "ЛЭПБУК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект471.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование инновационной технологии «Лэпбук» в работе с детьми»

        Подготовила

                           Воспитатель

Хайрова Т.В.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Кроме этого в нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – Лэпбук.

На первый взгляд - новое и неизведанное - на самом деле оказывается технологией, объединившей в себе многие из ранее нами выполняемых действий. Если переводить дословно, то Лэпбук - это книжка на коленях. Еще его называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с мини – книжками, кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, передвигать, складывать. Заменять по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой – то определенной теме.

Василий Сухомлинский говорил: " Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".

Актуальность использования Лэпбуков заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся, в результате которой ребёнок может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу.

Главная ценность «Лэпбука» заключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, отвечая всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участие взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Я начала свою работу по внедрению инновационной технологии с педагогической диагностики в начале учебного года по задачам на формирование элементарных математических представлений, экологическому, социально-коммуникативному развитию.

Процент знаний, умений и навыков всей группы составил 48%, после этого я разделила детей на две подгруппы: контрольную и экспериментальную, и стала использовать Лэпбук на занятиях, в свободной деятельности, индивидуально с экспериментальной подгруппой детей.

Одним из вариантов использования Лэпбука в моей работе было внесение готового материала, где я подобрала материал, по теме «Осень», который в течение осенних месяцев проходил у меня в разных режимных моментах. Знакомство с ним я начала с простого рассматривания содержания нашей «книги», познакомила с правилами пользования Лэпбуком. Также мы рассмотрели игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.

В течение недели, включала работу с Лэпбуком в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность в режимные моменты включала загадки и занимательный материал, в организованную образовательную деятельность – строение насекомых, растений, грибы, также включала в самостоятельную деятельность детей - дети брали и играли в лото, загадывали друг другу загадки, обменивались занимательными заданиями, играли в игру «Съедобное – несъедобное». Таким образом, у нас прошло знакомство с первым Лэпбуком.

Следующий вариант, это совместное создание Лэпбука с детьми, как итог тематической недели «Правила дорожного движения». В течение недели мы с ребятами знакомились со знаками дорожного движения, учились переходить дорогу правильно, разгадывали загадки, собирали информацию, подбирали материал, на занятия готовили карточки, а в конце недели мы оформили его в «умную книгу», где дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они могут пользоваться по мере необходимости.

Еще один вариант в перспективе – это «творческая мастерская» родителей и детей, где родители и дети в группе в тесном взаимодействии с педагогом, все вместе создают один из компонентов будущего Лэпбука, и презентуют его перед другими участниками, получается один большой Лэпбук, где потрудились родители и дети всей группы одновременно, но здесь родителей заранее информируем о том, что именно мы будем делать, распределяла информацию между семьями, которую им необходимо приготовить, назначаем день, в который состоится «мастерская», где совместными усилиями детей-родителей и педагога будет создаваться тематическая папка или оформлялась часть тематической папки по намеченной теме.

В своей работе мною и совместно с детьми были изготовлены Лэпбуки на такие темы как: «Весёлая математика», «Юный финансист», «Весёлая математика», «Правила дорожного движения», «Моя Родина-Россия», «Транспорт»,

«Животные». Это настолько увлекает не только изготовлением, но и эффективностью и вариативностью использования папки.

По результатам внедрения инновационной технологии «Лэпбук» я провела анализ проделанной работы, сделала сравнительный мониторинг знаний детей контрольной и экспериментальной группы, и увидела результат своей работы процент знаний экспериментальной группы стал выше 67% и дети стали более уверенно отвечать на вопросы, называть птиц и насекомых, среду их обитания. У контрольной же группы детей процент знаний был ниже составил 53%.

На основании проделанной работы, я сделала вывод, что использование игровой технологи «Лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Вывод: на основе анализа изученных материалов были разработаны и созданы макеты Лэпбуков для апробации их в ходе познавательной деятельности при реализации образовательной области «Познавательное развитие». Эффективность применения Лэпбуков позволила предположить возможность его использования в других образовательных областях. Мною были внесены новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий (изготовление ЛЭПБУКа). Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. На мой взгляд, Лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования. Это отличный способ закрепления и повторения материалов проектов или тематической недели.

C:\Users\User\Downloads\IMG_20200127_184503.jpg

C:\Users\User\Downloads\IMG_20200111_171034.jpg

C:\Users\User\Downloads\IMG_20200207_101908.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...