Формы и виды организации досуговой деятельности дошкольников в педагогическом процессе ДОУ
статья
Продуманная организация свободного времени ребёнка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях, развития творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_vidy_organizatsii_dosugovoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и виды организации досуговой деятельности дошкольников
в педагогическом процессе ДОУ
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека. Современный досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.
В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.Н. Галигузова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, самообразование и творчество. Существует множество разнообразных типологий современного досуга. Наиболее распространено деление досуга на:
- деятельный и созерцательный;
- ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;
- домашний и внедомашний;
- индивидуально организованный и коллективно - организованный.
В зависимости от типа социально-досуговых учреждений, занимающихся организацией досуга, выделяют:
- семейный досуг;
- досуг в условиях образовательного учреждения;
- досуг в летнем лагере;
- досуг, который проводится в библиотеках, культурно-досуговых центрах, физкультурно-спортивных комплексах, музыкальных, хореографических, художественных школах и т.п.
Все вышеперечисленные социально - досуговые учреждения и институты являются основными.
К вспомогательным досуговым учреждениям относятся: средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.
Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения, праздники. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы; развлечения включают в себя просмотр фильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия; праздники представляют собой сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъём;
б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей через самообразование (чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетающие в себе приобретение знаний с развлечениями);
в) творчество: техническое, научное, художественное, которое обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых.
Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Все это имеет компенсаторный характер и обеспечивает человеку смену впечатлений.
Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.
Активный отдых включает в себя:
- общение;
- спортивно - оздоровительную деятельность;
- игры и отдых на природе;
- пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки),
- интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках).
Развлечение имеет компенсаторный характер: мероприятия этой направленности позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки. Поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность.
Развлечения способствуют всестороннему развитию ребёнка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и другими.
Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребёнок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.
В процессе развлечений у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях.
Особую роль развлечения играют в формировании художественно - эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки на представлениях, например, кукольного или теневого театра, дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству.
Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных особенностей и интересов.
К развлечениям относятся:
1. Аттракционы - это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.
2. Сюрпризы - это неожиданные весёлые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.
3. Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение.
4. Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.
5. Шарады — это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.
6. Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
7. Праздник - особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуга. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приёмов постановки с активным участием всех детей.
Методы осуществления культурно-досуговых мероприятий достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания мероприятия можно использовать:
- игровые методы;
- упражнения;
- обсуждения;
- создание, проигрывание и анализ ситуаций;
- творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и так далее);
- театрализации.
Таким образом, существуют различные формы и виды досуга в зависимости от времени и места его проведения. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, то есть развивал личностные свойства, запросы и творческие наклонности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы организации досуговой деятельности дошкольников с использованием куклы - оберега»
Презентация...
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА.
Организация творческих игр дошкольников в педагогическим процессе детского сада....
Организация досуговой деятельности дошкольников во время летних каникул
Организация досуговой деятельности дошкольников во время летних каникул (фотоотчет)...
Организация досуговой деятельности дошкольников в зимний период (фотоотчет)
Организация досуговой деятельности дошкольников в зимний период (фотоотчет)...
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА.
Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр (Ф.Фребель, ...
«Квест-игра - как форма организации досуговой деятельности дошкольников».
Сегодня мы хотим поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный процесс в детском саду более познавательным, активным, а самое главное интересным.Предлагаем вашему вниман...
Подборка игр на свежем воздухе, которая направлена на организацию досуговой деятельности дошкольников.
Подборка игр на свежем воздухе, которая направлена на организацию досуговой деятельности дошкольников. «Раз шишка, два шишка…».Цель игры: Знакомство детей с природой и повторен...