Современные технологии организации игровой деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).
статья (средняя группа)
Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adzhigitova_tatyana_konstantinovna.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Аджигитова Татьяна Константиновна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №82
Красносельского района Санкт-Петербурга
Современные технологии организации игровой деятельности детей средней группы
(из опыта работы воспитателя).
«Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой проявляются его индивидуальные особенности, развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Любая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс.
Современные педагогические технологии используемые в дошкольном учреждении направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Игровые технологии (игровая деятельность). Игра на ряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и ТСО, а также с различными средствами передвижения.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые
-помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
-помогают обобщать предметы по определенным признакам;
-учат ребенка отделять вымысел от реального;
-воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Цель игровой технологии- не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Целевые ориентации игровых технологий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция .
Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивной формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Для детей пятого года жизни особый интерес представляют такие сюжетно-ролевые игры, как «Семья», «Супермаркет», «Медицинский центр», «Моряки», «Мастерская». Воспитанники с удовольствием используют в игре не только предметы которые заботливо им предоставили взрослые, но и самостоятельно изготовленные специально для конкретного сюжета (продукты из пластилина для «Супермаркета»., бинокли, штурвал, флажки из бросового материала для «Моряков»., блокнотики для «Медицинского центра»., и т.д.)В выборе игры в своей работе стараюсь опираться на интересы детей в данное время. Не интересующую тему всегда можно отложить на более позднее время, а в данный момент проиграть, прожить ситуацию, которая затронула детей сейчас. Это важно! В этом случае дети смогут взять инициативу на себя, а педагог будет лишь косвенно направляющим звеном, второстепенным участником игры. Ведь одна из наших основных целей – научить детей самостоятельно организовывать совместные игры, следовательно, инициативу- поощряем!
Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима .
Игровые педагогические технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от обычных игр тем, что они обладают четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной воспитательной направленностью.
Педагогические игры классификациют по основным принципам:
1. Деление игр по виду деятельности на
- физические (двигательные)
- интеллектуальные (умственные)
- трудовые,
- социальные
- и психологические.
2. По характеру педагогического процесса выделяют:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические,
профориентационные и другие.
3. По характеру игровой методики, типология которой достаточно широка: важнейшей из применяемых типов это:
- предметные,
- сюжетные,
- ролевые,
- деловые,
- имитационные,
- игры-драматизации.
4. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают
- игры с предметами и без них,
- настольные,
- комнатные,
- уличные,
- на местности,
- компьютерные и с ТСО,
- с различными средствами передвижения.
В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом, сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает сути Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования
Структура игры как деятельности –
- Целеполагание,
- планирование,
- реализация цели,
- анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Структура игры как процесс –
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра как метод обучения
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Для примера предлагаю вашему вниманию конспект итогового мероприятия по теме недели «Любимый город», в средней группе с использованием игровых технологий:
Ведущие образовательные области: познавательное, физическое и художественно-эстетическое развитие.
Цели и задачи: Воспитание любви к родному городу Санкт-Петербургу
Развитие творческой самостоятельности и эстетического вкуса в передаче образа, используя средства выразительности.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, театрализованная и музыкальная.
Участники: дети средней группы, воспитатели и родители.
Предварительная работа:
- разучивание стихов
-беседы о городе
Материалы и оборудование: стойки гимнастические, рисунок «Автобус», искусственные цветы, паззлы, дидактические картинки, заготовка рисунка «Марсово поле».
Ход мероприятия:
Ребёнок: В нашем городе ребята,
Я живу уже пять лет.
Знаю лучше и прекрасней
Города на свете нет.
Воспитатель: Мы очень любим город свой
Сияет солнце над Невой
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём.
Веселою экскурсией по городу пройдем,
С музеями и парками мы дружбу заведем.
Воспитатель: На чём же нам поехать на экскурсию?
Отгадайте загадку
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (Автобус)
«Автобус»
Вывешивается картинка «Автобус» с не закрашенными окнами по количеству детей
Ребенок:Все знают: город наш прекрасен
В туманный день, когда день ясен
Великолепные дворцы,
Повисли над Невой мосты.
Игра «Проплыви под мостом» с использованием гимнастических стоек.
Ребенок: Есть в Петербурге чудо- сад,
Украшен кружевом оград.
Дворец в нём есть царя Петра
И статуи, как божества,
В тени аллей, возле оград.
Скажите, что это за сад? (Летний сад.)
Игра «Ветер волнуется раз, два. три, красивая статуя на месте замри!»
Ребенок: В городе любимом всё весною дышит,
Золотом сверкают шпили, купола.
А на поле Марсовом вспыхнули тюльпаны,
В город мой вернулась светлая весна.
Оформление заготовки рисунка «Марсово поле» заранее вырезанными тюльпанами. (Коллективная работа).
Ребенок:Гуляя в центре города,
Пройдитесь вдоль Невы:
Стоят вдвоём на набережной
Каменные львы.
Они хранят наш город
От наводнений, бед…
Погладьте их за это!
Плохого в этом нет.
Игра со львами: Собери каменного льва из разрезных картинок.
Воспитатель: Ребята, какие ещё вы знаете достопримечательности нашего города?
Игра «Продолжи название».
Дворцовая … (площадь)
Медный … (всадник)
Невский … (проспект)
Летний … (сад)
Заячий … (остров)
Ростральные … (колонны)
Петропавловская … (крепость)
Воспитатель: Молодцы! Вы действительно хорошо знаете свой город. Давайте поиграем с вами в игру «По болоту Пётр шёл».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии организации игровой деятельности детей СРЕДНЕЙ группы (из опыта работы воспитателя).
Игра-исторически сложившийся вид деятельности, в котором ребёнок отражает свои впечатления об окружающей действительности.Ф.Фребель-выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу с...
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).
Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов,...
«Современные технологии организации игровой деятельности детей средней группы» (из опыта работы воспитателя).
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой проявляются его индивидуальные особенности, развиваются духовные и физические силы ребенка; его вни...
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок и...
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....