Конспект занятия старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «В гостях у сказки»
(старшая группа)
Цель: Формировать у детей представления о русских народных традициях, приобщать к русскому фольклору - чтению потешек, пению песни, инсценировке сказки.
Задачи:
Обучающие:
Организовать деятельность детей, направленную на расширение и закрепление представлений об устном народном творчестве русского народа, развивать грамматический строй речи детей, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарь при чтении знакомых произведений (потешек, пословиц, сказок и т.п.)
Развивающие:
Способствовать развитию умений выполнять различные игровые задания, развивать коммуникативные навыки, умение общаться с взрослыми и сверстниками, согласовывать свои действия с партнерами.
Воспитательные:
Приобщать детей к культуре предков через игровую и театрализованную деятельность, способствовать пониманию красоты русского фольклора, его самобытности. Развивать образно-сценические навыки. Воспитывать основы духовности и нравственности, любовь к Родине.
Предварительная работа:
Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская горница»;
Рассказывание русских народных сказок;
Рассматривание иллюстраций;
Разучивание русских народных потешек и песенок.
Словарная работа: горница, печь, сундук, прялка, люлька, самовар, потешка, загадка, колыбельная, пословица, русский народный костюм.
Материалы и оборудование: предметы русского народного быта, русские народные костюмы для детей и воспитателя, игрушка-кот, иллюстрации к сказкам, шапочки для игры-драматизации, аудиозапись русской народной мелодии.
Ход НОД:
Зал оформлен в фольклорном стиле: элементы русского народного быта, печь, сундук, люлька с куклой-младенцем, утварь, самовар, баранки и т.п.
Организационный момент
Звучит народная музыка. Входят воспитатель и дети в русских народных костюмах.
Воспитатель: По снегу по метели,
К нам на санках гости прилетели,
Воспитатель и дети:
Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Сегодня мы, детушки, нарядные да красивые! Надели сарафаны да рубахи, а что это за одежда такая? (русский народный костюм). Приглашаю вас в гости в русскую горницу.
Основная часть
Воспитатель: - Проходите, мои милые
Проходите, мои хорошие
(Рассматривание убранства)
Воспитатель: Мы пришли в русскую горницу и сейчас вспомним, как жили наши предки. А знаете вы, кто такие предки?
Дети: - Это наши прадедушки и прабабушки.
Воспитатель: Посреди горницы – печь, она даёт тепло и кормит, на печке – посуда, в печи готовили пищу: щи, каши, пироги, народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Давайте вспомним потешку «Пекла кошка пирожки»:
Пекла кошка пирожки
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула -
На пол опрокинула.
Покатился колобок
Прямо мышке под порог.
Мышка Прасковья пищит из подполья:
- Катись, колобок,
На мышкин зубок!
Мышка-то рада,
А кошке досада.
Воспитатель: Посмотрите, и у нас в горнице накрыт стол, а посередине стола – красавец самовар. По русской традиции гостей угощали чаем с пирогами и сладостями. Какие еще предметы есть в горнице? (прялка, сундук, люлька).
Воспитатель: - Люльку ещё называли «колыбель», «зыбка» потому что в ней укачивали младенца. Чтобы ребенок быстрее уснул, что нужно сделать?
Дети: - Спеть колыбельную.
Воспитатель: А как нужно петь колыбельную?
Дети: - Ласково, протяжно.
Воспитатель: - Давайте исполним старинную колыбельную «Уж, ты котенька-коток»:
«Уж, ты, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток,
Ты приди к нам ночевать
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту,
За работу заплачу!
Дам кусок пирога.
И кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши.
Больше котик, не проси».
Воспитатель: У нас здесь тепло, светло, уютно и хорошо, а на улице сейчас снег, ветер, мороз. Дети, скажите, какое сейчас время года?
Дети: - Зима
Воспитатель: - Верно. Сейчас у нас в гостях Зимушка-зима. Ох! И много сочинил наш народ пословиц, да поговорок о зиме.
Воспитатель: - Давайте мы их сейчас вспомним. Я начну, а вы продолжайте!
Зима не лето - … (в шубу одета)
Мороз не велик - … (да стоять не велит)
Береги нос - … (в большой мороз)
Белее зима - … (зеленее лето)
Много снега – (много хлеба)
Воспитатель: - А теперь одевайтесь потеплее, собирайтесь побыстрее и на улицу кататься!
(Дети обыгрывают, имитируют одевание).
Воспитатель: Эй, шалуны – балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
На санках будем вас катать.
Дети становятся парами друг за другом, берясь за руки. 1-ый ребенок отводит руки назад, ладонями к верху. 2-ой ребенок берется за его руки, делает замок. Ходят по залу и произносят потешку:
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки -самокаточки.
Под музыку дети бегают, изображая санки, по окончании музыки, санки переворачиваются на бок
Дети: «У-ух!»
Воспитатель: - Накатались?
Дети: - Накатались!
Воспитатель: - Замерзли?
Дети: - Замерзли!
Воспитатель: - Тогда отряхнитесь, да скорее в дом заходите!
А ещё в старину дети очень любили сказки, а вы любите сказки? Ну-ка давайте вспомним, какие сказки мы знаем (загадывает загадки, дети показывают картинки-отгадки (иллюстрации к сказкам)
Жили Котик с Петушком у лесной опушки,
Но однажды Лисонька подкралась к избушке,
Утащила Петушка за высоки горы,
Утащила Петушка в свою лисью нору.
(Кот, Петух и Лиса.)
В огороде дедка репку посадил,
И водой из лейки репку он полил.
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка.
(Репка.)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки
Три кровати три подушки.
Угадайте без подсказки-
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Яблочком и пирожком,
Кисельком и молочком,
В этой сказке угощают
И, чем могут, помогают.
(Гуси-лебеди)
В чистом поле теремок,
Был ни низок, ни высок.
Звери разные в нем жили,
Жили дружно, не тужили.
(Теремок.)
Воспитатель: Дети, хотите поиграть в сказку?
Дети: Да
Воспитатель: Сказка, сказка, приходи и зверюшек оживи!
(Дети надевают шапочки зверей и проигрывают сказку «Теремок»)
Сказочница: За лесочком, на опушке,
Чья-то спряталась избушка.
Не избушка, теремок,
Он не низок, не высок.
Вот по полю Мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит.
Мышка: Вот так терем-теремок,
он не низок, не высок
ну да ладно, так и быть,
в теремочке буду жить.
Лягушка: Что за терем – теремок?
Он не низок, не высок,
Подойду-ка я к двери,
Да узнаю, кто внутри.
Тук-тук-тук,
Кто в теремочке живет?
Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: Я лягушка-квакушка, пусти меня в теремок жить.
Мышка: Заходи, вместе веселее.
Заяц: Что за терем – теремок?
Он не низок, не высок,
Подойду-ка я к двери,
Да узнаю, кто внутри.
Тук-тук-тук,
Кто в теремочке живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Вместе: А ты кто?
Заяц: Я зайчик-побегайчик, пустите меня в теремок жить.
Звери: Заходи, вместе веселее.
Лиса: Что за терем – теремок?
Он не низок, не высок,
Подойду-ка я к двери,
Да узнаю, кто внутри.
Тук-тук-тук,
Кто в теремочке живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Заяц: Я зайчик-побегайчик
Вместе: А ты кто?
Лиса: Я лисичка-сестричка, пустите меня в теремок жить.
Звери: Заходи, вместе веселее.
Волк: Что за терем – теремок?
Он не низок, не высок,
Подойду-ка я к двери,
Да узнаю, кто внутри.
Тук-тук-тук,
Кто в теремочке живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Заяц: Я зайчик-побегайчик
Лиса: Я лисичка-сестричка
Вместе: А ты кто?
Волк: Я волчок – серый бочок, пустите меня в теремок жить.
Звери: Заходи, вместе веселее.
Медведь: Что за терем – теремок?
Он не низок, не высок,
Подойду-ка я к двери,
Да узнаю, кто внутри.
Тук-тук-тук,
Кто в теремочке живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Заяц: Я зайчик-побегайчик
Лиса: Я лисичка-сестричка
Волк: Я волчок – серый бочок
Сказочница: Мишка, тебя все звери знают,
Но в дом не приглашают.
Теремок ты им сломаешь,
Разве сам не понимаешь?
Теремок наш очень мал,
Ну а ты большим уж стал.
Никого не обижай,
Лучше с нами поиграй.
Игра «Не будите медведя»
«Медведь» садится на корточки и «засыпает», дети встают в круг, берутся за руки, все хороводом идут по кругу, произнося слова и выполняя движения:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег. (Идут к центру круга.)
А под елкой спит медведь.
Тише, тише! Не шуметь («Грозят пальцем»)
Раз, два, три – лови! (Хлопают в ладоши)
Медведь «просыпается» и ловит детей.
Сказочница: Вот так терем – теремок!
Он не низок, не высок!
Много в нём живёт зверей.
Звери: Вместе жить нам веселей!
Сказочница: Тут и сказочке конец,
А кто слушал молодец!
Итог НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним и назовём все то богатство, которое донесли до нас наши предки, чтобы мы жили дружно и весело. Что же это за богатство за такое?
Дети: Потешки, загадки, колыбельные, пословицы, поговорки, сказки.
Воспитатель: Верно. Храните его и передавайте другим. Понравилось вам бывать в русской горнице? Что понравилось больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь пора нам уже в группу возвращаться. Доброго всем здравия, и житья, и бытья и богатства всякого. Спасибо, что пришли - веселье принесли! До свидания, гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия старшая группа познание - аппликация. Тема "Бумажный зоопарк"
данное занятие демонстрирует знания детей на конец года по матиматике и аппликации....
план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"
Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...
Конспект занятия старшая группа ДОУ
Игровая ситуация "Путешествие в Англию"...
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп
Образовательные области:речевая, социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные задачи: воспитывать патриотические чувства, ...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г...