Статья: "Развитие познавательной активности и формирование навыков экспериментирования у дошкольников"
опыты и эксперименты (средняя группа)
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с окружающим миром. В процессе экспериментирования воспитанники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями и первооткрывателями. детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал и является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на познавательную активность воспитанников, эмоциональную сферу каждого ребёнка и развитие творческих способностей, на укрепление здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: "Развитие познавательной активности и формирование навыков экспериментирования у дошкольников"
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Именно поэтому дошкольники усваивают все прочно и надолго, когда сами увидят, услышат, потрогают и сделают.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира.
Любая их деятельность – источник познания.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности малыша, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем). Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Интерес к началу экспериментирования может стать удивление, любопытство, чья-то проблема или просьба. Для разгорания интереса практикуются задания детям, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В Уголках экспериментирования «живут» различные персонажи. Например, воспитатель может акцентировать внимание на главном герое «Незнайке» и постоянно его вовлекать в проблему, ситуации где ему требуется помощь детей. Эти герои «участвуют» вместе с детьми в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи, предметы, материалы для ребят- исследователей.
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию по возрасту, подбора литературы по данной теме. В отдельную папку подбирается картотека литературы, создаётся библиотека по разделу «Детское экспериментирование», а тек же элементарные правила безопасности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, делать выводы. А педагогам нужно придерживаться правилам исследования: «Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать». В любом возрасте роль воспитателя остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Основная цель педагога– развивать и поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому.
Природа, окружающий мир, наиболее близки и понятны им.
Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. А также словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (форма, цвет, величина: мнётся –гнётся- ломается, тонет-плавает, мягкий – твёрдый - тёплый и прочее). Применяю в своей работе с детьми просмотр мультфильмов «Фиксики», где герои в доступной форме рассказывают о том, как устроены и работают: миксер, пылесос, микроволновая печь, фен, телевизор, холодильник и другие бытовые приборы. Всё это увлекает детей и развивает в них интерес к экспериментированию. А мы должны быть консультантами и вдохновителями детских исследований, а не контролёрами над детьми.
Литература:
1. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
2. “Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.
3. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Авторы: Михеева Ирина Васильевна, Ташлыкова Елена Владимировна
4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1
5. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений о человеке в истории и культуре через приобщение к предметному миру".
Консультация для педагогов....
«Развитие познавательной активности у детей через экспериментирование». Подготовила воспитатель старшей группы Барбашина С. И.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 4»Локомотивного городского округа....
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Формирование навыков здорового поведения дошкольников посредством двигательной активности в режиме дня
Формирование навыков здорового поведения дошкольников посредством двигательной активности в режиме дня ...
Развитие познавательной активности и формирование представлений о здоровом образе жизни и активном отдыхе у детей подготовительной к школе группы Конспект НОД "Безопасное путешествие на велосипеде"
Представлен конспект совместной деятельности, раскрывающий основныепонятия для дошкольников по безопасной велосипедной прогулке. Направлен на формирование представлений о транспортном средстве - велос...
Сообщение из опыта работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Все мы знаем, что ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют сущ...
«Формирование познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников посредством использования ИКТ»
Развитие познавательных способностей детей через широкое использование информационно-коммуникационных технологий...