Конспект занятия “Знакомство с алтайским орнаментом”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Паутова Светлана Сергеевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

БПОУ РА «Горно – Алтайский педагогический колледж»

КОНСПЕКТ

НОД на тему: Знакомство с алтайским орнаментом в старшей группе

                                                                   Выполнили: Студентки 41 группы ДО

                      Кандаракова О.А.

                        Паутова С.С

                                           

                                            Горно-Алтайск, 2022

Цель: Формирование интереса к красоте узора алтайского орнамента

Задачи:

• Способствовать формированию у детей понятия национальная одежда. Познакомить детей с алтайской национальной одеждой (алтайский халат «чедек».)

• Расширить знания детей об орнаментах и их значениях, о значении цвета.

• Развивать чувство ритма композиции, развивать память, мышление, внимание.

Предварительная работа: Знакомство с алтайскими играми; с алтайским жильем «аил»; музыкальными инструментами; алтайскими сказками. Словарная работа: Орнамент, «Чедек».

Материалы, оборудования, инструменты: карточки с орнаментами, презентация с алтайскими костюмами, вырезанные из картона «чедек» на каждого ребенка, готовые орнаменты для аппликации из бумаги, клей, кисточки, салфетки, алтайская музыка.

Ход занятия

Организационный момент.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их отпускаем,

А потом их разведем,

А потом к груди прижмем,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

(звучит алтайская мелодия)

(Презентация слайд 2, 3) Посмотрите на экран, здесь изображены девушки и мужчины в красивых алтайских костюмах. Сверху на платьях и рубахах одет халат, он называется «чедек» на нем вышиты красивые орнаменты.

Орнаменты - это узор, состоящий из разных элементов, предназначенный для украшения различных предметов, сооружений и одежды.

Каждый цвет алтайского орнамента может рассказать нам о природе Алтая, о его несравненной красоте о жизни и традиции алтайцев.

(слайд 4) Красный – тепло, радость, счастье, цвет огня

Красный, оранжевый, желтый- сходство с солнцем источник всего живого на земле.

Голубой, синий зеленый и белый – с небом озерами.

Воспитатель: (слайд 5) А теперь мы познакомимся с Алтайскими орнаментами, это не просто узоры, у каждого орнамента есть обозначение. Народные мастера алтайского народа выражали свое отношение к жизни, любовь к природе и поэтому различные формы орнамента складывались в связи со своеобразием жизни быта, окружающей природы.

- бурные реки Алтая (слайд 6)

- высокие горы (слайд 7)

- птицы в полете (слайд 8)

- солнце и луна (слайд9)

- рога диких и домашних животный (слайд 10)

- шкура животных (слайд 11)

- лабиринты (слайд 12)

Воспитатель: Я приглашаю вас в алтайскую мастерскую, где вы украсите орнаментами алтайский халат «чедек». Но нам надо повторить.

- Какие цвета используют алтайцы для узора?

-Молодцы, теперь вы готовы быть алтайскими мастерами, переходим в мастерскую.

2. Практическая часть.

(дети садятся за столы) (во время аппликации тихо звучит алтайская музыка)

Воспитатель: для начала мастера должны разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Солнышко, солнышко (манят руками)

Выгляни в окошко (соединяют большой и указательный пальчик)

Приходи к нам солнышко (манят руками)

Посвети немножко (качают поднятыми руками над головой)

Воспитатель: а теперь предлагаю украсить «чедек»

Аппликация: «чедек» с алтайскими орнаментами.

(у каждого на столе вырезанный из картона «чедек», готовые алтайские орнаменты из бумаги, воспитатель показывает способ наклеивания орнамента на «чедек» и помогает детям в затруднениях)

(Готовые работы вывешиваются на доску)

Воспитатель: молодцы ребята у всех получились разные красивые алтайские халаты.

3. Заключительная часть.

- Как называется халат?

- Что обозначают орнаменты, которыми вы украсили свои «чедек»?

- Как называется наша родина?

-А теперь из алтайской мастерской мы возвращаемся в наш детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие "Музыкальная культура алтайского народа"

Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, цель которого-знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа, воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям....

Конспект занятие "Музыкальная культура алтайского народа"

Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, цель которого-знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа, воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям....

Конспект занятия Тема: «Аппликация. Ненецкий орнамент Нашки – дети»

Актуальность:Ямало-Ненецкий автономный округ богат не только природными ресурсами, но и интересной историей и самобытной культурой коренных народов Севера. Данное занятие  позволит расширить и об...

Конспект занятия "Лекарственные растения Алтайского края"

Предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности "Научная конференция "Лекарственные растения Алтайского края" для детей старшей группы....

Конспект занятия по мотивам алтайской народной сказки «Теертпек» (лепешка) по физической культуре для детей второй младшей группы

Конспект занятия по мотивам  алтайской народной сказки «Теертпек» (лепешка) по физической культуре для детей второй младшей группы...

Конспект занятия «Знакомство с алтайской народной сказкой «Торко-Чачак» (Шелковая Кисточка)»

Познакомить детей с алтайской национальной одеждой. Вызвать интерес к красоте узора алтайского орнамента, к фантазии мастеров. Развивать умение сравнивать элементы и украшения одежды с красотой Алтая,...