Конспект занятие "Музыкальная культура алтайского народа"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnaya_gruppa.docx | 24.11 КБ |
starshaya_gr.docx | 23.3 КБ |
kartinki_muz._instrumentov_dlya_skachivaya.docx | 330.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Музыкальная культура алтайского народа»
Цель: знакомство с музыкальным фольклором народов РА
Задачи:
1.Познакомить детей с алтайским музыкальным инструментом – топшуром, его внешним видом и звучанием.
2.Расширять кругозор детей, вызывать интерес к культуре алтайского народа, его традициям.
3.Развивать слуховое внимание, тембровый слух, закрепить знание детских музыкальных инструментов – колокольчик, погремушка, металлофон, бубен, ложки, трещотка, умение узнавать на слух данные музыкальные инструменты.
4.Развивать мелкую моторику рук, тренировать в умении рисовать, соединяя точки линиями.
5. Развивать мышление детей.
6. Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.
Оборудование:
1.Музыкальные инструменты (колокольчик, погремушка, металлофон, ложки, бубен, трещотка), столик с небольшой ширмой.
2.Топшуур- картинка
3.Столы у центральной стены по количеству детей.
4.Карточки с точечным изображением топшура (по числу детей).
5.Фломастеры.
6.Аудиозаписи с алтайской музыкой
Ход занятия.
- Организационный момент:
- Минутка вхождения:
Дети стоят в кругу.
«Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
- Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
- Какое настроение у вас возникло после моих слов? Да, недаром у алтайского народа есть пословица – «Доброе слово - пол коня стОит».
II. Основная часть:
1. Беседа о Горном Алтае.
- Дети, кто знает, как называется наша малая родина? (дети отвечают).
- А как называется столица нашей республики? (ответы детей)
- Правильно, все мы живем в Горном Алтае. Нашу республику населяют разные народы – азербайджанцы, русские, армяне, украинцы, алтайцы. Алтайский народ имеет богатую культуру, множество легенд, сказаний, сказок, прекрасные песни и интересные танцы. У алтайского народа имеется много разных музыкальных инструментов.
2. Рассматривание картины: Алтайские музыкальные инструменты:
- Этническая музыка Горного Алтая родилась из звуков горных ручьев, грохочущих водопадов, щебетания птиц и рева марала. Она пропитана жизнью дикой природы и является ее частью. Этнические музыкальные инструменты Горного Алтая - это звуки свистящего кнута наездника, бубна камлающего шамана, воя дикого волка и крика самки кабарги. Музыка создается на струнных, смычковых, духовых, щипковых, ударных инструментах, к ним относятся: тошуур, амыргы, комыс, икили, шоор, шатра, тӱҥур (бубен) и јадаган (арфа).
Амыргы - это манок, подражающий зову марала, широко известен среди охотников на крупную дичь. Амыргы и в настоящее время применяется охотниками. Он изготовлялся из полого рога животного или древесины.
Тӱҥӱр (бубен) - ударный инструмент круглой формы. На коже бубна, при помощи острого орудия, выцарапываются рисунки: животных, зверей, птиц и человека. Раньше использовали только шаманы при камлании (когда отгоняли злых духов, болезнь). В качестве ударного инструмента был впервые использован композитором А.Анохиным.
Икили - народный музыкальный смычковый инструмент, изготовленный из куска дерева, как топшуур. Имеет четыре струны. На икили играют лукообразным смычком, сделанным из ивового прута, на который натягивался волос. В народе иногда встречается двойной инструмент, то есть с одной стороны икили, с другой – топшуур.
Шоор представляет собой тип продольной флейты. До сих пор шоор изготавливается из высохшего ровного стебля пучки. Обычная длина 50-80 см., с обеих сторон открыт. Более широкий конец дудки прижимается у правой половины рта к верхним зубам. При вдувании в него воздуха, образуется свистящий звук, который регулируется указательным пальцем на другом конце. У жителей Горного Алтая шоор сохранился в первозданном виде. Шоор считается одним из инструментов, игру на котором любит слушать сам «хозяин» Алтая.
Шатра – шумовой инструмент-трещетка, который изготавливается из дерева. Обычно применялся во время охоты для выгона животных из берлоги или зарослей, а также чабанами для загона овец, коз. Шатра используется в различных народных ансамблях и оркестрах.
Јадаган - многострунный музыкальный инструмент, сделанный из куска дерева. Это один из древнейших музыкальных инструментов, найденный в Пазырыкских курганах. Напоминает арфу.
Комыс - алтайский музыкальный язычковый щипковый инструмент. Состоит из удлиненного металлического корпуса, к которому прикреплен язычок. Согласно легенде, охотник, идущий по лесу, услышал прекрасные и диковинные звуки, которые были ему незнакомы. Подойдя поближе к источнику звука, он увидел медведя, залезшего на дерево и дергающего лапой щепку. При подергивании деревянного сучка и образовывались странная, но очень завораживающая мелодия. Охотника посетила мысль: а не смастерить ли музыкальный инструмент, способного издавать такие пленительные звуки. Так и появился смычковый губной инструмент.
- Сегодня мы познакомимся с алтайским народным инструментом, который называется топшур.
3.Знакомство с топшуром:
- Дети, топшур – это струнный щипковый инструмент. Он имеет деревянный долбленый кузов овальной формы, закрытый сверху кожаной или деревянной декой. (Дека-это деталь струнного инструмента, которая передает колебания от струн воздуху, делая звук намного громче.) У топшура длинный гриф, две струны, которые сделаны из конского волоса, свитого в тоненькую веревочку. Общая длина его 75-77 см.
- Ребята, игрой на топшуре алтайские сказители (исполнители горлового пения) сопровождали легенды, песни о могучих богатырях, высоких алтайских горах, бурных полноводных реках. Такие сказания исполняются своеобразным горловым пением, которое называется «кай» и представляет собой низкий горловой речитатив (пение). Кай требует большого вокального искусства сказителя.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео, где алтайский сказитель играет на топшуре и исполняет кай.
- Алтайский народ очень любит лошадей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Лошадка»
4. Физминутка «Лошадка» (звучит алтайская мелодия «Аргымак»)
Цок, цок, цок, цок! (поочередно топают ножками)
Я лошадка – серый бок! (повороты, ручки на поясе)
Я копытцем постучу, (ходьба на месте)
Если хочешь – прокачу! (легкий бег на месте)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива. (взмахи руками в одну и в другую сторону)
Я лошадка – серый бок! (кружатся на месте).
Цок, цок, цок, цок! (прыжки на месте)
5.Чтение легенды.
- Ребята, вы хотите узнать, как у алтайского народа появился топшур?
Существует красивая легенда.
«Давным-давно жили на Алтай два богатыря. Жили они на двух высоких горах, отделенных друг от друга быстрой рекой. Сначала жили богатыри дружно, а потом зависть разрушила их дружбу. Одна гора была лучше, каждому из богатырей хотелось обладать ею. Тогда богатыри решили: Построим через реку мост. А кто первым заговорит в это время о женщине, лишается права на лучшую гору…» Начали строить мост, и в одно прекрасное летнее утро богатыри услышали из густой чащи дивное пение женского голоса и бряцание инструмента. Обаятельное пение женщины поразило богатырей. Один из них, позабыв об условии, в восторге закричал: «О, уй кижи!» (О, женщина!). В этот момент засверкала молния, раздался подземный гул и гром, а за ним оглушительный треск. Мост и река провалились и образовали глубокую впадину. На том месте образовалось Телецкое озеро. Увлеченный видением, богатырь кинулся туда, откуда раздавались звуки. Он увидел на cкале женщину, которая на его глазах ударила по камню инструментом и исчезла. От удара на камне остался отпечаток инструмента. По форме того отпечатка алтайцы и стали делать топшуур».
6. Рисование топшуура.
- Ребята, а сейчас мы с вами будем рисовать открытки. И не просто рисовать, а соединять точки. И в результате узнаем, что спрятано за этими точками. А во время работы вас будет сопровождать звучание топшура и прекрасная музыка нашего алтайского композитора В.Кончева. Пройдите за столы. Звучит музыка.
-Ребята, скажите, что получилось у вас? (Изображение топшура).
Свои работы помещают на мольберты, получается целая выставка.
III. Итог.
- Ребята, вам понравилось занятие?
– С каким алтайским народным музыкальным инструментом вы познакомились?
Предварительный просмотр:
Тема: «Музыкальная культура алтайского народа»
Цель: знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа.
Задачи:
1.Познакомить детей с алтайским музыкальным инструментом – топшуром, его внешним видом и звучанием.
2.Расширять кругозор детей, вызывать интерес к культуре алтайского народа, его традициям.
3.Развивать слуховое внимание, тембровый слух, закрепить знание детских музыкальных инструментов – колокольчик, погремушка, металлофон, бубен, ложки, трещотка, умение узнавать на слух данные музыкальные инструменты.
4.Развивать мелкую моторику рук, тренировать в умении рисовать, соединяя точки линиями.
5. Развивать мышление детей.
6. Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.
Оборудование:
1.Музыкальные инструменты (колокольчик, погремушка, металлофон, ложки, бубен, трещотка), столик с небольшой ширмой.
2.Топшуур- картинка
3.Столы у центральной стены по количеству детей.
4.Карточки с точечным изображением топшура (по числу детей).
5.Фломастеры.
6.Аудиозаписи с алтайской музыкой
Ход занятия.
- Организационный момент:
- Минутка вхождения:
Дети стоят в кругу.
«Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
- Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
- Какое настроение у вас возникло после моих слов? Да, недаром у алтайского народа есть пословица – «Доброе слово - пол коня стОит».
II. Основная часть:
1. Беседа о Горном Алтае.
- Дети, кто знает, как называется наша малая родина? (дети отвечают).
- А как называется столица нашей республики? (ответы детей)
- Правильно, все мы живем в Горном Алтае. Нашу республику населяют разные народы – азербайджанцы, русские, армяне, украинцы, алтайцы. Алтайский народ имеет богатую культуру, множество легенд, сказаний, сказок, прекрасные песни и интересные танцы. У алтайского народа имеется много разных музыкальных инструментов.
2. Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, какой инструмент звучит»
- У меня за ширмой лежит несколько музыкальных инструментов. Я буду играть на каком-нибудь из них, а вы должны отгадать, на каком инструменте я играю.
Воспитатель играет за ширмой на бубне, маракасе, дудочке, колокольчике. Дети хором отгадывают.
Последний инструмент – топшур.
- Сегодня мы познакомимся с алтайским народным инструментом, который называется топшур.
3.Знакомство с топшуром:
- Дети, топшур – это струнный щипковый инструмент. Он имеет деревянный долбленый кузов овальной формы, закрытый сверху кожаной или деревянной декой. (Дека-это деталь струнного инструмента, которая передает колебания от струн воздуху, делая звук намного громче.) У топшура длинный гриф, две струны, которые сделаны из конского волоса, свитого в тоненькую веревочку. Общая длина его 75-77 см.
- Ребята, игрой на топшуре алтайские сказители (исполнители горлового пения) сопровождали легенды, песни о могучих богатырях, высоких алтайских горах, бурных полноводных реках. Такие сказания исполняются своеобразным горловым пением, которое называется «кай» и представляет собой низкий горловой речитатив (пение). Кай требует большого вокального искусства сказителя.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео, где алтайский сказитель играет на топшуре и исполняет кай.
- Алтайский народ очень любит лошадей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Лошадка»
4. Физминутка «Лошадка» (звучит алтайская мелодия «Аргымак»)
Цок, цок, цок, цок! (поочередно топают ножками)
Я лошадка – серый бок! (повороты, ручки на поясе)
Я копытцем постучу, (ходьба на месте)
Если хочешь – прокачу! (легкий бег на месте)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива. (взмахи руками в одну и в другую сторону)
Я лошадка – серый бок! (кружатся на месте).
Цок, цок, цок, цок! (прыжки на месте)
5.Чтение легенды.
- Ребята, вы хотите узнать, как у алтайского народа появился топшур?
Существует красивая легенда.
«Давным-давно жили на Алтай два богатыря. Жили они на двух высоких горах, отделенных друг от друга быстрой рекой. Сначала жили богатыри дружно, а потом зависть разрушила их дружбу. Одна гора была лучше, каждому из богатырей хотелось обладать ею. Тогда богатыри решили: Построим через реку мост. А кто первым заговорит в это время о женщине, лишается права на лучшую гору…» Начали строить мост, и в одно прекрасное летнее утро богатыри услышали из густой чащи дивное пение женского голоса и бряцание инструмента. Обаятельное пение женщины поразило богатырей. Один из них, позабыв об условии, в восторге закричал: «О, уй кижи!» (О, женщина!). В этот момент засверкала молния, раздался подземный гул и гром, а за ним оглушительный треск. Мост и река провалились и образовали глубокую впадину. На том месте образовалось Телецкое озеро. Увлеченный видением, богатырь кинулся туда, откуда раздавались звуки. Он увидел на cкале женщину, которая на его глазах ударила по камню инструментом и исчезла. От удара на камне остался отпечаток инструмента. По форме того отпечатка алтайцы и стали делать топшуур».
6. Рисование топшуура.
- Ребята, а сейчас мы с вами будем рисовать открытки. И не просто рисовать, а соединять точки. И в результате узнаем, что спрятано за этими точками. А во время работы вас будет сопровождать звучание топшура и прекрасная музыка нашего алтайского композитора В.Кончева. Пройдите за столы. Звучит музыка.
-Ребята, скажите, что получилось у вас? (Изображение топшура).
Свои работы помещают на мольберты, получается целая выставка.
III. Итог.
- Ребята, вам понравилось занятие?
– С каким алтайским народным музыкальным инструментом вы познакомились?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с национальной культурой Алтайских немцев в рамках организации кружковой деятельности в условиях ДОУ
Сохранение этнической идентичности российских немцев через знакомство с национальным танцевальным искусством, развитие коммуникативной компетенции....
презентация "Ознакомление дошкольников с национальной культурой Алтайских немцев в рамках организации кружковой деятельности в условиях ДОУ"
Сохранение этнической идентичности российских немцев через знакомство с национальным танцевальным искусством, развитие коммуникативной компетенции....
Конспект занятие "Музыкальная культура алтайского народа"
Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, цель которого-знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа, воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям....
Алтайский национальный костюм. Традиционные праздники алтайского народа.
Алтайский национальный костюм.Традиционные праздники алтайского народа....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Овощные культуры Алтайского края и традиционные блюда из них»
Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них це...
Презентация к проекту "Традиции алтайского народа""
Традиции и обычаи алтайского народа наполнены любовью к своей Земле.В детском саду мы рассказываем ребятам о традиционных праздниках, празднуемых в разное время года и обычаях алтайского народа....
Развитие познавательных интересов к истории и культуре алтайского народа у детей дошкольного возраста
Развитие познавательных интересов к истории и культуре алтайского народа у детей дошкольного возраста...