Самообразование педагогов
материал

Несмотря на то, что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_pedagogov.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Самообразование педагогов»

Мы живем в мире стремительно развивающихся инновационных технологий, и современный педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть в курсе актуальных тенденций развития. Успешные в своей работе педагоги нацелены на самообучение, работу над собой, изучение новых технологий и знаний, оттачивание своего мастерства.

Хороший педагог не может быть пассивным — это аксиома. Причём профессиональная активность важна не только для самой личности, но и для создания положительного имиджа дошкольного учреждения, ведь родители, выбирая детский сад для своего ребенка, интересуются, насколько инициативен педагог, который будет работать с детьми конкретной группы.

Кроме того, совершенствование профессиональных знаний и навыков через работу по самообучению является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и отражается на компетентности педагога, его квалификации и , соответственно,  размере заработной платы. 

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Несмотря на то, что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Что же такое

Самообразование — это целенаправленная, осознанная, активная познавательная деятельность педагога, направленная на совершенствование методики работы с воспитанниками, обогащение собственного педагогического опыта в соответствии с современным уровнем развития педагогики и психологии.

Какова же цель самообразования?

Цель - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачи:

  • совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
  • овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  • изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.

Задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

Принципы самообразования

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

  • Непрерывность.

Самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности педагога в ДОУ. Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

  • Взаимосвязь.

Принцип, непосредственно связанный с первым.

Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».

  • Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду.

Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.

  • Доступность.

 Этот принцип касается, в первую очередь, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями.

А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.

Значит, принцип доступности касается работы с детьми, с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

 Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию


- Ежедневная работа с информацией.

 Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
-
Желание творчества. 

Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать однообразно (по шаблону), проводить одни и те же занятия. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

- Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
-
Изменения, происходящие в жизни общества.

 Эти изменения в первую очередь отражаются на наших воспитанниках, формируют их мировоззрение, и соответственно, педагог должен быть  современным человеком.
-
Общественное мнение. 

Педагогу  не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим преподавателем быть обидно.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены  тем, какой  педагог будет работать с их ребенком. 


-
Материальное стимулирование.

 Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний  не добиться более продуктивной работы, которая естественно, оплачивается выше.
-
Интерес. 

Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда обучать и воспитывать?

Компоненты готовности педагога к самообразованию

- когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять)

- мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования)

- организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования)

- нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность)

В чем заключается суть процесса самообразования? 

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

 

Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

         Систематический просмотр определенных телепередач

• Газеты, журналы

  Чтение конкретных педагогических периодических изданий

•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

         Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Интернет

Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

Изучение информационно-компьютерных технологий

• Видео, аудио информация на различных носителях

      Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег

• Мероприятия по обмену опытом

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

     Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

    Общение с коллегами в ДОУ, районе, в Интернете.

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

• Курсы повышения квалификации

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

   

• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

Формы работы

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

  • В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
  • Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем.

Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

  • Собственное профессиональное развитие посредством ознакомления с материалами по изучаемому вопросу через книги, интернет, печатные издания, участие в вебинарах, очных и заочных семинарах, мастер-классах и пр.
  • Непосредственная работа с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, прогулок, проведения досуга.

Главная цель педагога — найти интересные и продуктивные приёмы в работе с детьми

  • Сотрудничество с семьёй.

Эта работа практически реализуется, например, в форме проведения круглых столов, организации телефона доверия, родительских собраний, тренингов с членами семей подопечных.

  • Тесная связь с коллегами.

Обмен опытом на уровне теории (например, посредством доклада на педсовете) и на стадии практики (к примеру, организация и проведение показательного занятия, которое соотносится с выбранным вопросом самообразования).

  • Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования педагога.

Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

 посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

 участие в педагогических советах, методических объединениях;

  изучение научно-методической и учебной литературы;

 научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения

 Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап — диагностический, который предусматривает

создание определенного настроя на самостоятельную работу;

анализ профессиональных затруднений и интересов;

постановку проблемы, выбор цели работы,

формулирование личной индивидуальной темы,

осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).

2 этап — обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;

знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране;

накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап — практический,

 во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (возрастной группе)

апробирование на практике выбранных методов работы;

мониторинг, анкетирование.

Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.

Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

 

4 этап — внедрение,

на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий и другие методические наработки);

Также педагог апробирует, корректирует, отслеживает результативность.

 Данный этап предусматривает практические выходы:

отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения,

проведение открытых занятий, мастер-классов для коллег.

5 этап — обобщающий (или итогово-контрольный),

на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования,

оформить результаты, рекомендации для коллег.

Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. Длительность этапов может варьироваться

Темы по самообразованию для педагогов в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости от области (сферы) применения:

  • социально-коммуникативной,
  • познавательной,
  • художественно-эстетической,
  •  области речевого развития,
  •  области физического развития.

Условно темы подразделяются на два вида:

  •  краткосрочные (реализуются в течение года)
  •  долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов делается гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

Педагог в течение учебного года или другого периода времени углубленно занимается проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо которая вызывает наибольший интерес.

Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель и задачи самообразования.

Далее педагог составляет план работы по самообразованию. Что он в себя включает?

На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегдасвязаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования также может быть:

• одна из годовых задач ДОУ;

• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

. Срок реализации плана педагог определяет сам.

План работы по самообразованию
воспитателя

______________________________________

на 20____ / ____ учебный год

Тема:

__________________________________________________________________

Актуальность:

 Дата начала работы над темой _____________________________________

Предполагаемая дата окончания работы ____________________________

Цель работы по самообразованию (расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в области конкретной методики, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня):

Задачи: изучить….

Разработать

Апробировать данную модель на практике

8. Предполагаемый результат:

9. Форма самообразования: индивидуальная.

10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• изучение литературы по теме

• посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;

• посещение педсоветов, семинаров, конференций;

• самоанализ и самооценка;

• разработка модели

• апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;

• проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

• обобщение результатов на заседании методического объединения.

• 11. Форма отчета по проделанной работе:

сообщение на педсовете; презентация по теме.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

• в определении темы, целей и задач;

• в планировании работы по самообразованию;

• в ходе реализации плана;

• в изучении и анализе результативности своей работы.

Контроль самообразования

В конце учебного года каждый педагог ДОУ               должен написать отчет или подготовить презентацию о работе по самообразованию с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Отчет педагога заслушивается на итоговом педсовете, заседании МО (творческой группы).

На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист:

название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога:

Ф. И. О. педагога

образование, специальность

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально- педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально- педагогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчёта по проделанной работе.

                                   Проблемы

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы: 

- не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность 

-не могут правильно сформулировать тему самообразования

- при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

- не могут сформулировать цель и задачи работы

(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования

  • выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
  • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняют-ся в правильном выборе

Формулируйте  темы по схемам:

  • - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например:«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

  • Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

ФормированиеСтановление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умение что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность 

Наблюдательность

и.т.п.

 

На музыкальных занятиях

На экскурсиях

В процессе изу-чения чего-либо

В процессе зна-комства с чем-либо

В игровой дея-тельности

и т.п.

Например: 
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий »

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна  может заключаться в новом решении вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:

 - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

- ответьте на вопрос: могу ли я  узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

- изучите современные взгляды на проблему

- используйте опыт других педагогов и ДОУ

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могу сформулировать цель и задачи работы

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. 

Например:

Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

Содержание

деятельности исследования

Частичный

предмет

 исследования

Изучить,

исследовать, проанализировать, рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать, экспериментально проверить,

доказать,

апробировать и т.п.

Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства, возможности, целесообразность, приемы,

технологии, рекомендации и т.п.


Заключение

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....