Паспорт кабинета педагога-психолога
материал
Кабинет педагога-психолога рассматривается как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечении. Кабинет педагога-психолога предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативной, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях: помощь детям в обычных условиях, помощь детям и их родителям в экстремальных условиях, помощь детям с отклонениями в развитии.
Фотоэкскурсия в кабинет педагога-психолога МДОБУ "Детский сад № 21" города Бузулука здесь: https://nsportal.ru/albom/2021/12/14/kabinet-pedag...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_pasport_kabineta_psihologa.docx | 685.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
города Бузулука
«Детский сад № 21 комбинированного вида»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОБУ
«Детский сад № 21»
_____________Н.Н. Савельева
Приказ № 01-18/80
Протокол педсовета №5
от 31 августа 2021 г.
Паспорт кабинета
педагога-психолога
МДОБУ «Детский сад № 21»
1. Пояснительная записка
2. Оснащение кабинета
3. Методическое обеспечение психолого-педагогического процесса
1. Кабинет педагога-психолога рассматривается как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение. Кабинет педагога-психолога предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативной, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях: помощь детям в обычных условиях, помощь детям и их родителям в экстремальных условиях, помощь детям с отклонениями в развитии.
Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается в:
- поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей;
- разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психо-коррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;
- выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях.
2. Кабинет педагога-психолога МДОБУ «Детский сад №21» располагается на втором этаже в правом крыле здания. Помещение небольшое, комфортное и уютное.
Кабинет оборудован для проведения подгрупповой и индивидуальной работы по всем направлениям и способствует реализации основных функций педагога-психолога ДОУ.
Температурный и шумовой режим
Помещение теплое, хорошо проветриваемое, имеет 2 больших стеклопакета, открывающихся в двух положениях: поворотном и откидном. Температура воздуха в кабинете – от 20 до 22 С.
В кабинете снижен общий шумовой фон для исключения ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей.
Освещенность и цвет
Площадь кабинета освещена равномерно, используется комбинированное освещение, соответствующее нормам СанПИН. Присутствует как естественное, так и искусственное освещение, которое осуществляется при помощи верхнего освещения, ламп дневного света. Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения, стены покрашены в светло-желтый цвет. Мебель для детей в кабинете с округленными формами.
Зонирование рабочего пространства
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой строится с учетом закономерностей детского развития, отвечает критериям функционального комфорта.
Помещение эстетично оформлено (организовано) для индивидуальных бесед, диагностических процедур и коррекционно-развивающих занятий. Оно способствует созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы.
Пространство кабинета разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку.
Организационно-планирующая зона объединена с консультативной зоной. Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным столом, стульями и полуоткрытым шкафом. В просторном и достаточно вместительном шкафу размещена библиотека психолога, включающая в себя психологическую литературу, игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы; картотеки психологических игр; стимульный материал к диагностическим методикам, бланки тестов и анкеты. В закрытой части шкафа хранится документация педагога-психолога, протоколы обследований, характеристики детей и психологические заключения.
Рабочее место современного специалиста обязательно включает техническое оснащение, позволяющее максимально эффективно использовать рабочее время, поэтому в кабинете имеются: персональный компьютер с выходом в Интернет, аудио и видеоматериалы.
Зона игровой терапии включает в себя ковер для игр на полу и два стеллажа с полками, на которых размещены игры и пособия для занятий с детьми. На полках расположены: наборы мозаик, пазлы, пирамиды, шнуровки, куб форм (с прорезями), сюжетные кубики, различные головоломки и разнообразный художественный материал (пластилин, пальчиковые краски, гуашь, карандаши, трафареты, печати).
В кабинете отведено место для зоны песочной терапии (зона песка и воды). Она, как известно, предназначена для релаксации, выражения и отработки эмоциональных состояний детей, регулирования внутренних конфликтов. Здесь подобраны соответствующие игрушки и материалы: лопатки, грабли, формочки для песка, игрушки для игр с водой, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, природные материалы.
Так же игровое пространство включает в себя «Зеркало настроений», «Полянка эмоций» и разнообразные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Зоны диагностической и коррекционно-развивающей работы совмещены, тем не менее, очень функциональны. Здесь нет лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и мешать сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Зона оснащена небольшой магнитной доской, столами и стульчиками, может вместить 6-7 детей. Диагностические материалы, необходимые для работы, систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в шкафу. Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете есть ковер, а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, конструктор, развивающие пособия и т. д.). Эти игровые материалы способствуют использованию психологом широкого спектра терапевтических техник: игротерапии, сказкотерапии, изотерапии. Игрушки располагаются в доступном для ребенка месте.
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения может функционировать и как уголок уединения. Здесь находится небольшой сухой бассейн. Такое местечко в кабинете позволяет ребенку побыть наедине с самим собой, переключиться от окружающей действительности.
Кабинет педагога-психолога является «лицом» работающего в нем специалиста, он отражает индивидуальность профессионала и личности. Считаю, что в моем кабинете комфортно не только мне самой, но и приходящим туда детям и взрослым.
Таким образом, вы познакомились со мной поближе, увидели, где я работаю, то есть совершили виртуальный визит в мой кабинет.
Оснащение кабинета
Площадь кабинета 36 кв. м.
Имеются 9 посадочных мест (7 детских и 2 взрослых)
Опись имущества кабинета представлена в таблице:
№ | Название | Количество |
1. | Стол письменный | 1 |
2. | Стол компьютерный | 1 |
3. | Стул взрослый, офисный | 2 |
4. | Стол детский регулируемый, трапеция | 2 |
5. | Стул детский регулируемый по высоте | 7 |
6. | Ковер 3*4 | 1 |
7. | Светильник потолочный | 8 |
8. | Корзина для бумаг | 1 |
9. | Стол-песочница с подсветкой | 1 |
10. | Сухой бассейн | 1 |
12. | Шкаф-стеллаж для игрушек открытый | 2 |
13. | Шкаф для документов широкий, полуоткрытый | 1 |
14. | Часы | 1 |
15. | Вешалка для одежды напольная | 1 |
16. | Жалюзи вертик., шир. 1.8х1,8, голубые | 2 |
17. | Стол игровой «Центр воды и песка» | 1 |
Технические средства | ||
1. | Компьютер персональный в сборе | 1 |
2. | Интерактивный сенсорный стол | 1 |
Методическое обеспечение психолого-педагогического процесса
Каталог коррекционно-развивающих игр, пособий, материалов, игрушек:
Название | Количество |
Развитие интеллектуально-познавательной сферы | |
Кубики «Сложи картинку» (9 кубиков) Домино «Домашние животные» Вкладыши
Пазлы
Игра «Запомни звук» Настольные игры
Пирамидка (пластик)
Пирамидка (дерево)
Цилиндры-втыкалки | 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 3 1 2 2 2 1 3 2 1 1 1 1 |
Развитие крупной и мелкой моторики | |
«Веселые шнурочки» «Божья коровка» «Разноцветные прищепки» Игрушка, развивающая, мягкая, без механизмов
Игрушка, развивающая, с механизмом
Настольная игра «Мозаика»
Игра-головоломка
Игрушка-забава «Дельфин» Юла с шариками Диски-балансиры «Прокати шарик по дорожке» Прокати шарик по дорожке (развитие целенаправленного выдоха, толчка пальца) Мяч большой Мяч малый с шипами, массажный Лошадка надувная, резиновая Кольцебросс «Жираф» Балансировка «Черепаха» Набор мелких игрушек для игры с песком Сухой бассейн с набором пластмассовых мячей Песок кварцевый в контейнере Песок кинетический Стеновая панель «Дерево» | 1 1 35 2 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 4 4 1 1 3 2 1 4 1 1 1 1 1 |
Развитие эмоциональной сферы | |
Игра «Мир эмоций» Игра «Азбука настроений» Альбом «Эмоции и чувства» Кукольный театр (по сказке «Колобок», 7 героев) | 1 1 1 1 |
Развитие тактильных ощущений | |
Тактильные рукавички «Определи на ощупь» Игра «Определи на ощупь» (в деревянной коробке) Тактильные доски (большие) Тактильные диски (большие) Тактильные диски (малые) | 2 набора по 8 штук 1 2 набора по 10 досок 5 5 |
Игрушки | |
Мягкая (большая)
Мягкая (малая)
Резиновые игрушки
Неваляшка-пчелка (средняя) Погремушки Песочный набор (ведро, совок, сеялка, грабли, формочки) | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 |
Стимульный материал | |
| 3 1 |
Материал для продуктивной деятельности | |
| 4 2 2 4 20 1 1 |
Стендовая информация | |
|
Методики для проведения психологической диагностики
Направления диагностики | Методика | Возраст ребенка |
Нервно-психическое | Мюнхенская функциональная диагностика. | 1–3 года |
Зрительно-моторный гештальт-тест (Бендер Л.) | 3–7 лет | |
Диагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго М.М. | 2,5–7 лет | |
Речевое развитие | Стимульный материал для обследования | 2–4 года |
Методика «Лексико-грамматические конструкции» (Семенович А.В.) | 5–6 лет | |
Методика «Пересказ прослушанного текста» (Фотекова Т.А.). | 5–7 лет | |
Методика обследования нарушений речи у детей (Волкова Г.А.) | 3–7 лет | |
Социально- | Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста (Стребелева Е.А.) | 1–3 года |
Экспресс-методика психологической диагностики интеллекта (Белопольская Н.Л.) | 3–4 года | |
Экспресс-диагностика познавательного развития (Мясоед П.). | 3–7 лет | |
Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в дошкольном учреждении. | 5–7 лет | |
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н.). | 6–7 лет | |
Методика «Перцептивное моделирование» (Венгер Л.А.) | 6,5–7 лет | |
Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности (Переслени Л.И.) | 6–7 лет | |
Развитие психических | Тест «Запоминание картинок» (Забрамная С.Д.). | 3–7 лет |
Развитие психических | Тесты «Собери картинку», «Что лишнее?», «Подбери заплатку к коврику» (Забрамная С.Д.) | 3–4 года |
Методика «Исключение предметов (4-й лишний)» (Белопольская Н.Л.). | 3–7 лет | |
Тест «Разрезные картинки» (Кравцова Е.Е.). | 4–7 лет | |
Методика «Последовательность событий» (модифицированная методика Берштейна А.Н.). | 5–7 лет | |
Развитие психических | Тестовое задание «Корректурная проба». | 3–7 лет |
Тест Тулуз-Пьерона | 6–7 лет | |
Методика Пьерона-Рузера | 5–7 лет | |
Развитие психических | Тестовое задание «Узнай кто это?». | 3–7 лет |
Развитие психических | Методики для диагностики уровня развития воображения: «Дощечка», «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку» (Синельников В.А., Кудрявцев В.Т.) | 4–6 лет |
Тест Е.П. Торренса. | 5–7 лет | |
Развитие | Тест на определение уровня самооценки «Лесенка» (Щур В.Г.). | 4–7 лет |
Карта наблюдения Д. Стотта | 5–7 лет | |
Тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.). | 5–7 лет | |
Методика самооценки «Дерево» Д. Лампен (адаптация Пономаренко Л.П.). | 6–7 лет | |
Формирование | Тест «Готов ли ребенок к школе?» (Безруких М.М.). Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (Гинзбург М.Р.). | 6–7 лет |
Наличие одаренности | Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа | 5–7 лет |
Список психолого-педагогической литературы
- Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель. – 188 с.
- Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 4-7 лет с ОВЗ: алгоритм проектирования, модель, условия и механизмы реализации / Ю.А. Афонькина и др. – Волгоград: Учитель. _ 255 с.
- Азова О.И. Аутизм, алалия: реабилитационный маршрут. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80 с.
- Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Викофф Джерри, Юнелл Барбара Ц. Воспитание без криков и шлепков / И.И. Игнатенко. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
- Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением - Волгоград: Учитель, 2016. – 53 с.
- Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО – Волгоград: Учитель, 2015. – 170 с.
- Афонькина Ю. А. Технология комплексного сопровождения детей – Волгоград: Учитель, 2012. – 67 с.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическ4ая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
- Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003. – 288 с.
- Дневник педагога-психолога ДОУ. Планирование деятельности, отчетность / сост.И.В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель, 2014. – 39 с.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – 2-е изд. – М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2001. – 128 с.
- Мир дошкольника: Вопросы и ответы / Г.К. Кислица и др. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.
- Дети, в школу собирайтесь: Кн. Для родителей и воспитателей дет. сада/ - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 176 с.
- Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, изд-во Эксмо, 2002. – 272 с.
- Земцова О.Н. Тесты для детей 3-4 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2017. – 112 с.
- Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет: Учебн. пособие – М.: Махаон, 2010. – 112 с.
- Земцова О.Н. Тесты для детей 5-6 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2016. – 112 с.
- Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические советы, тесты, советы психолога. – СПб.: «Издательский дом «Нева»», 2001. – 224 с.
- Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005. – 176 с.
- Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 164 с.
- Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь… Анималотерапия для детей. – Ярославль: «Академия развития», 2000. – 176 с.
- Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия – Волгоград: Учитель, 2015. – 127 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190с.
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 64 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Николаев Н. В. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст: (0-3 года) – Ростов н/ Д: «Феникс», 2016. – 64 с.
- Николаев Н. В. Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка. (5-7 лет) – Ростов н/ Д: «Феникс», 2016. – 64 с.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 336 с.
- Половникова О.К., Севастьянова Е.П. Я готовлюсь стать учеником. Тетрадь для психологической подготовки ребенка к школе. Часть 1. – М: «Интеллект-Центр», 2017. – 56 с.
- Половникова О.К., Севастьянова Е.П. Я готовлюсь стать учеником. Тетрадь для психологической подготовки ребенка к школе. Часть 2. – М: «Интеллект-Центр», 2017. – 56 с.
- Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
- Психодиагностика детей в дошкольных организациях (методики, тесты, опросники) / сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель. – 318 с.
- Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / Ю.А. Афонькина, Т.Э Белотелова, О.Е. Берестова. – Волгоград: Учитель. – 62 с.
- Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / Е. В. Шитова. - Волгоград: Учитель. - 169 с.
- Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182 с.
- Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. – М.: «Плэйт», 2001. – 112 с.
- Сапогова Е.Е. 100 игр для больших и маленьких: Игры для развития воображения дошкольников – ООО «Издательство АСТ», 2002, 120 с.
- Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? / М.Н. Ильина, Л.Г Парамонова, Н.Я. Головнева. - СПб, Издательство Дельта. – 383 с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой / Харьков: Фолио, 2000. – 464 с.
- Фесюкова Л.Б. Год перед школой / Харьков: Фолио, 2001. – 496 с.
- Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе: диагностика школьно-значимых функций первоклассников: методическое пособие / Н.Н. Ценарева и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 64 с.
- Хвостовцев А.Ю. Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь. Учимся счету. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во, 2010. – 174 с.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. – 176 с.
- «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет / Н.Ю. Кряжева и др. – СПб.: Речь, 2014. – 160 с.
- Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» / О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 154 с.
- Шер Б. Игры, создающие настроение. – Мн.: ООО «Попурри», 2006. – 224 с.
- Шишова Т. Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. – М.: «Издатель», 1997.
- Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; ТЦ Сфера, 2002. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
паспорт кабинета педагога-психолога
в настоящее время очень актуально написание паспорта кабинета специалиста. Хочу поделиться своей разработкой. Может быть вам пригодиться....
Паспорт кабинета педагога - психолога
Цель кабинета психолога решать практические вопросы психологического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса в детском саду....
Паспорт кабинета педагога - психолога
Предлагаю пример разработки паспорта кабинета педагога-психолога ДОУ с подробным описанием всех его разделов. Этот документ необходим для систематизации и организации рабочего места любого специалиста...
паспорт кабинета педагога- психолога
образовательный паспорт кабинета педагога-психолога детского сада...
Паспорт кабинета педагога-психолога на 2017-2018 учебный год
Представлены Описание, характеристики, методические материалы кабинета педагога-психолога...
Паспорт кабинета педагога-психолога ДОУ
Функционирование кабинета детского педагога-психолога базируется на основных принципах построения предметно-пространственной среды в ДОУ:доступность, безопасность, трансформируемость, вариативность, п...
Паспорт кабинета педагога-психолога
Паспорт кабинета педагога -психолога...