Консультация для педагогов «Экологическая тропинка на участках ДОУ»
консультация
практические советы по организации экологической тропы на территории ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Экологическая тропинка на участках ДОУ»
МДОУ «Детский сад «Василек»
р.п. Мулловка»
Воспитатель: Жилина Е. В.
Апрель 20
Создание экологической тропы на территории участка ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Цель создания экологической тропы: Создание условий для непрерывного экологического образования детей, развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Правила поведения на экологической тропе:
- Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
- Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
- Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
- На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
- С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
- Экологические беседы;
- Наблюдения;
- Элементарные опыты;
- Экскурсии;
- Целевые прогулки;
- Чтение художественной литературы;
- Обсуждение и проигрывание ситуаций;
- Труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- Коллекционирование;
- Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
Разработка маршрута экологической тропы
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы.
Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.
Объектами на экологической тропе могут быть:
1.Сельский дворик
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.
Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны. Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.
На участке детского сада это может быть объект «Сельский дворик» с малыми архитектурными формами: фигуры животных (корова, поросята и др.),плетень, улий для пчел. Все это способствует расширению кругозора детей, экологическому воспитанию.
Цель: знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
2.Центр воды и песка
Объект – центр воды и песка. Центр воды и песка оборудован емкостями с водой, песочницей, бассейнами, формами и емкостями разных размеров и объемов. В жаркое время года здесь удобно проводить игры и опыты с водой, водные виды закаливания, игры с песком для детей старшего дошкольного возраста.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивают фантазию.
Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами.
3.Птичий городок
Объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы могут быть размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
4.Тропа здоровья
Особое внимание в детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети.
5.Огородик
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, он развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.
6.Наши деревья
Цель создания данного объекта экологической тропы на территории: знакомство детей с деревьями на участке, расширение знаний детей о пользе и свойствах деревьев, посредством проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.
7.Уголок юного пешехода
Цель: расширение и закрепление знаний у детей о правилах дорожного движение, рассматривание дорожных объектов, знаков, светофоров. Проигрывание сюжетно-ролевых и дидактических игр на данном этапе тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"
В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....
Консультация для педагогов "Экологическая тропа"
В данной консультации представлена совместная деятельность педагогов и детей, различные формы работы, способствующие развитию у детей эстетических чувств (умения видеть и прочувствовать красоту прир...
Консультация для педагогов «Экологическая тропинка в ДОУ»
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объе...
Консультация для педагогов «Экологическая тропинка в детском саду»
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объе...
Консультация для педагогов «Экологическая тропинка в ДОУ»
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные пр...
Консультация для педагогов «Экологическая тропа в детском саду»
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные пр...
Консультация для педагогов "Экологическая тропа в дошкольном учреждении"
Консультация для педагогов ДОУ...