Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русские народные традиции и фольклор» в группе детей 6-7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Формирование представлений детей о народных традициях и русском фольклоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №1»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Русские народные традиции и фольклор»
Подготовила:
Шиканова М.М.,
воспитатель высшей квалификационной категории
Ярославль 2022
Цель: формирование представлений детей о народных традициях и русском фольклоре.
Образовательные задачи:
- давать детям первоначальные знания о народных традициях в целях приобщения детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества;
- закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок,
- дополнять знания детей о жанрах народного фольклора (загадки, заклички, песенки, приметы, поговорки);
- осваивать с детьми доступные способы изготовления лоскутных куколок.
Развивающие задачи:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Народные традиции»;
- развивать логическое мышление при использовании загадок, закличек;
- развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок по содержанию знакомых сказок;
- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и чувство юмора;
-развивать моторику рук.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям, народному творчеству;
- воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору;
- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;
Материалы и оборудование:
• большой камень с надписью;
• замок;
• каравай для гостей к стихотворению «Хлеб да соль»;
• карточки с заданиями;
• ключик в футляре из – под «Киндера – сюрприза»;
• конверт с письмом от Бабы – Яги;
• коробки с камушками;
• кувшин с водой;
• лукошко с карточками, клубочком, символами, камушками, ведёрками, с письмом от Весны;
• кусочки ткани для изготовления куколок;
• сундучок с новой книгой сказок;
Предварительная работа:
-домашний просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки;
-знакомство со старинными названиями весенних месяцев;
-игра дидактическая «Исправь ошибку»;
-игры – драматизации по мотивам русских народных сказок;
-оформление тематической выставки книг;
-разучивание малых фольклорных тем по теме;
-разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»;
-разучивание народных игр;
-раскрашивание раскрасок «Любимые сказки»;
-чтение русских народных сказок;
-рассматривание иллюстраций к сказкам;
-совместные и самостоятельные игры с настольными и кукольными театрами;
-рассказывание русских народных сказок;
-знакомство с лоскутными народными куклами и их изготовление;
-чтение пословиц, поговорок, других малых фольклорных форм;
-чтение и рассматривание книги Л. С. Хренова «Народные приметы и календарь»
-чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
-чтение рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».
Непосредственная образовательная деятельность.
(Воспитатель встречает детей. В руках у воспитателя сундук. Она ставит сундук на столик)
- Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, то есть здравия, желаем добра, благополучия. А ещё вот так можно поздороваться:
День добрый, детушки – касатушки!
Садитесь, не стесняйтесь. Всем ли места хватило?
- Как называется страна, в которой мы живём?
(Россия, Российская Федерация)
- Много народов в нашей стране. Сколько народов, столько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»? (Правила, обычаи)
- Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следуют народы.
- Посмотрите у нас сегодня гости.
Приветствуем Вас люди добрые! Доброго здоровья Вам, гости дорогие!
(Двое детей приветствует гостей караваем.)
Воспитатель:
Мне начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То таких гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай наш отведайте, да на нас полюбуйтесь, порадуйтесь.
- А как мы знакомимся с традициями разных народов? (Из книг, энциклопедий, по телевизору, интернету)
- Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? (Через пословицы, сказки, дразнилки, потешки, загадки, заклички, приметы)
- Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, приметы, поговорки. Соберутся все вместе, младших угощают, старших уму-разуму научают. А вы гостинцы да подарочки любите? (Да)
- Я вам подарок приготовила. Здесь в сундуке… А кто это замок на него повесил! А ключ где? А что это за кувшин? Конверт чей? Почерк неразборчивый, будто куриной лапой кто – то писал. А да это письмо для нас! (читает адрес адресата и отправителя: «Сказочный лес, район Дремучая чаща, поляна Нечисти, дом Б-Я»)
- Кто это такой или такая Б-Я? (Баба Яга)
Воспитатель читает письмо от Бабы – Яги
Все забыли про меня
Проучу я вас! АГА!
Ключ найдёте вы в посуде,
Трогать вам его покуда
Запрещаю вам. Б-Яга.
PS: Кто коснётся той посуды -
Превращу тот час в верблюда.
Кто коснётся той посудки –
Тот проспит целые сутки.
Кто воды коснётся в ней -
Будет злой, как мой Кощей.
- Дети, осторожно! Точно там ключ от сундука? Плавает маленькая коробочка. Как же нам её достать, ведь касаться опасно! … Кувшин, вода… Что – то знакомое, что – то мы недавно читали… (Рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка»)
- Дети, как же нам быть? (нужно найти камешки и опустить в кувшин, вода будет подниматься и коробочка всплывёт)
- А вот какой большой камень! Но он в кувшин не поместится. На нём что –то написано:
В страну Мудрости пойдёте,
Много камушков найдёте –
За ответ правильный –
Получите камушек маленький.
Налево – куклу рядить,
Направо – сказку говорить,
Прямо – весну звать, игру заводить .
(Дети выбирают направление. Порядок не важен, все равно пройдут три дороги, т.к. на получают камешки, но их количество каждый раз недостаточно.)
ДОРОГА ПРЯМО
Не замерзли в дороге ребята? Или жарко кому? (Нет)
- Ох, и переменчивая погода! А какое время года? (Весна)
(Находят лукошко с карточками)
- Здесь в лукошке послание: «Пусть вам поможет моё весеннее лукошко. Весна».
- Спасибо, весна, за помощь.
Вот первое задание: «Весенняя картинка».
- К нам весна пришла. Сама она пришла или кто звал её? (Мы звали, заклички кричали)
Слово «закличка» происходит от слова «кликать». Это старинное слово означает – кричать, громко звать. Заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны.
Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
-Мы с вами на этой неделе старались, весну зазывали. Давайте вспомним заклички, а помогут нам мнемотаблицы.
1.Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
2.Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают.
3.Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам весну теплую,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Вот второе задание: «Календарь»
Назови старинное название весенних месяцев
- Весну звали. А название месяцев знаете? (Март, апрель, май)
- А в народном календаре они называются по-особенному. Попробуем по картинкам отгадать, где какой месяц и как он раньше назывался.
Март – капельник, протальником, грачевником.
Апрель – снегогон, водопол, прилетень.
Май – травень, цветень, розоцвет.
Вот ещё задание. Загадки о солнце.
-Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. В далеком прошлом русские люди очень уважительно относились к солнцу, ведь без него ничего не может быть. Давайте послушаем, с чем сравнивали наше солнышко?
Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
Красная девушка по небу ходит.
Катится золотая ватрушечка, никто ее не достанет – ни царь, ни царица, ни красная девица.
Хоровод- игра «Солнышко – вёдрышко»
- Ну – ка, в круг вставай,
Хоровод начинай!
(Дети становятся в хоровод. Считалкой выбирается водящий)
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетет,
Первый кон водить идет!
(Водящий становится в круг. Дети идут по кругу, поют)
Гори, солнце ярче –
Лето будет жарче.
(Поворачиваются друг другу и делают поклоны)
А зима теплее,
А весна милее.
(Протягивают ладони, водящий должен дотронуться)
«Солнце» говорит: Горячо! Горячо!
(До чьих ладоней «солнце» дотронулось, тот выбывает из игры)
-Молодцы, выполнили задания, вот и наша награда.
Получили часть камушек, но мало. Следующая дорога.
ДОРОГА НАЛЕВО
- А корзинка не проста,
С виду вроде бы пуста.
Ну – ка, …, подойди,
Руку смело опусти!
- Снова заглянем в лукошко
Странное задание, просто наказание!
Карточку кручу, понять хочу.
Всё вверх дном, непонятно: сказки о ком?
Словесная игра «Исправь ошибки»
В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
-«Волк и семеро тигрят», «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
-«Гуси-вороны», «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
-«Дарьюшкина избушка» - «Заюшкина избушка»
-«Пашенька и медведь», «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
-«Домик» - «Теремок»
-«Иван-царевич и зеленый волк» - «Иван-царевич и серый волк»
-«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
-«Лисичка-сестричка и серая мышь» - «Лисичка-сестричка и серый волк»
-«Морковка» - «Репка»
-«Перышко Финиста – ясна-филина» - «Перышко Финиста – ясна-сокола»
-«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
-«Плавучий корабль» - «Летучий корабль»
-«По рыбьему велению», «По собачьему веленью» – «По щучьему велению»
-«Пять медведей» - «Три медведя»
-«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
-«Сивка-будка» - «Сивка – бурка»
-«Царевна-индюшка» - «Царевна – лягушка»
-Молодцы, выполнили задания, вот и наша награда.
Получили часть камушек, но мало. Следующая дорога.
ДОРОГА НАПРАВО
Куколка в корзинке («Лихоманка») Что это значит?
Во многих сказках кукла является волшебной помощницей, которая помогает своему хозяину или хозяйке словом и делом. Если случится какая беда, тогда возьмет куколку герой или героиня сказки, зайдет в укромный уголок, поделится последним куском хлеба и скажет: «Ну, куколка, покушай и моего горя послушай!» И куколка выручает хозяйку.
К концу зимы организм человека подвержен простудным заболеваниям. Это подметили наши предки. Они делали такую куколку – Лихоманку и заговаривали ее, чтобы болезнь вселилась в куклу вместо человека.
Изготовление куколки.
(Дети подходят к столу с сундуком и кувшином. Помещают последние камешки.
В кувшине поднимается уровень воды и пластиковая ёмкость с ключиком или поплавок, на котором прикреплен ключ от сундука).
- Надо на всякий случай сказать волшебные слова.
Пальчиковая игра «Замок»
(Дети выполняют движения под стихи):
За морями, (движения пловца)
За горами, (руки вверх)
За железными столбами (кулак на кулак)
На пригорке - теремок (руками над головой сложить «крышу»)
На двери висит замок (сцепить руки в «замок»)
Ты за ключиком иди (ходьба)
И замочек отопри (руки соединить в замок и рассоединить).
(Достают ключ. Открывают сундук и достают новую книгу сказок).
- Завершилось наше путешествие.
- Желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детей с ФФНР (возраст детей 5-6 лет) «Умеешь ли ты дружить?»
Содержание области "Социально-коммуникативное развитие" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладения детьми конструктивными способами и средст...
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…». Кузовок».
Познакомить с содержанием русской народной песенки «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказать стихотворный текст; продолжать отрабатывать нав...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе детей старшего вазраста на тему «Зимушка - зима»
Тема: Зимушка – зимаПрограммное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учит...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Русская народная игрушка – матрешка Пластилинография» (для воспитанников средней группы)
Цель: познакомить воспитанников группы №1 «Сказка» с русской народной игрушкой – матрёшкой....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для группы детей 5-6 лет Тема «Игры со снеговиком»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийдля группы детей 5-6 лет Тема «Игры со снеговиком»...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для группы детей 5-6 лет компенсирующей направленности Тема «Приключения в зимнем лесу»
Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийдля группы детей 5-6 лет компенсирующей направленностиТема «Приключения в зи...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Русские народные инструменты" подготовительная группа
Представлен конспект занятия по художественно-эстетическому направлению под названием "Русские народные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста. Дети в игровой форме закрепляют ...